Смекни!
smekni.com

Общая психология Маклаков А Г (стр. 48 из 178)

Кроме рассмотрения проблемы надсознательных процессов необходимо оста­новиться на пояснении самого термина «надсознательные процессы». Почему именно надсознательные?

Одним из первых психологов, обративших внимание на эти процессы, был У. Джеме. Собранные им факты были изложены в книге «Многообразие религиоз­ного опыта». Позднее на эту темы были опубликованы работы 3. Фрейда, Э. Лин-демана и др. Наблюдаемые процессы У. Джеме называл бессознательными. Одна­ко позднее, после появления теории психоанализа, этот термин приобрел слиш­ком специальный смысл, и те процессы, которые мы рассматриваем в качестве надсознательных, имеют качественное отличие от процессов, рассматриваемых в рамках теории Фрейда. Термин «надсознательные процессы», который мы используем в данной главе, широко использует в своих работах профессор Мос­ковского университета Ю. Б. Гиппенрейтер. По ее мнению, этот термин наиболее полно отражает смысл процессов, входящих в третий из рассматриваемых нами классов, поскольку процессы, входящие в этот класс, по своему содержанию и мас­штабам крупнее всего того, что может вместить сознание. Эти процессы лишь ча­стично представлены в сознании, тогда как основное действие разворачивается за пределами сознания.

Если схематично представить соотношение рассматриваемых нами процессов и сознания (рис. 6.2), в центре мы должны поместить сознание, остальные процес­сы будут располагаться вокруг него. Внизу будут располагаться неосознаваемые механизмы сознательных действий (I). По своей сути это технические исполните­ли сознательных актов. Большинство из них образовалось в результате передачи функций сознания на неосознаваемые уровни.

Глава 6. Неосознаваемые психические процессы • 161

На уровне сознания можно поместить неосо­знаваемые побудители сознательных дейст­вий (II). Они, вероятно, имеют для человека та­кое же значение, как и сознательные побудите­ли, но в отличие от последних неосознаваемые побудители сознательных действий вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и периоди­чески прорываются в сознание в особой симво­лической форме.

Процессы «надсознания» (III) по праву долж­ны занимать вершину иерархической пирамиды соотношения психических процессов. Они раз­вертываются в форме работы сознания, длитель­ной и напряженной. Результатом ее является не­кий интегральный итог, который возвращается в сознание в виде новой творческой идеи, нового отношения или чувства.

Рис. 6.2. Соотношение сознания и неосознаваемых психических процессов. Объяснение в тексте

Существует еще одна проблема, на которой мы должны остановиться. Эта про­блема заключается в процедурах познания неосознаваемых психических процес­сов. Вполне правомочен вопрос о том, как изучить неосознаваемые процессы, если они не осознаются.

Прежде всего следует отметить, что неосознаваемое в различных формах про­является в сознании: иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские фе­номены, интегральный результат надсознательных процессов. Сведения о неосо­знаваемых процессах можно получить при анализе динамики формирования на­выков, а также при изучении информации, получаемой исследователем от разнообразных физиологических индикаторов, как это было проиллюстрировано на примере экспериментов А. Р. Лурии.

Следовательно, при изучении неосознаваемых процессов мы оперируем теми же исходными данными: фактами сознания, поведения и физиологическими про­цессами. Их комплексное использование позволяет психологу изучать явления, которые относятся к сфере «бессознательного».

Таким образом, психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом. Однако нельзя описать психику простым делением процессов на «сознательное» и «бес­сознательное». Сфера бессознательного имеет свою сложную и, вероятно, иерар­хическую структуру.

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику и классификацию неосознаваемых психических процессов.

2. Что такое неосознаваемые механизмы сознательных действий?

3. Приведите примеры неосознаваемых автоматизмов.

162 • Часть I. Введение в общую психологию

4. Расскажите об исследовании неосознаваемых установок Д. Н. Узнадзе и его сотрудниками.

5. Раскройте роль неосознаваемых сопровождений сознательных действий в изу­чении психических явлений и повседневной жизни людей.

6. Расскажите о структуре неосознаваемых побудителей сознательных действий.

7. Расскажите об исследованиях 3. Фрейда неосознаваемых побудителей созна­тельных действий.

8. Что вы знаете о надсознательных процессах?

9. Существуют ли методы изучения неосознаваемых психических процессов?

Рекомендуемая литература

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А. А. Бода-лена, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980.

2. Бассип Ф. В. Проблема «бессознательного». (О неосознаваемых формах высш. не­рвной деятельности). — М.: Медицина, 1968. .

3. Гиппенрсйтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: ЧеРо, 1997.

4. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. -2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1989.

5. Джеме В. Многообразие религиозного опыта. — СПб.: Андреев и сыновья, 1992.

6. Крачкой С. В. Самонаблюдение. — М., 1922.

7. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966.

Часть 2

Психические процессы

Глава 7. Ощущение

Глава 8.Восприятие

Глава 9. Представление

Глава 10. Память

Глава 11. Воображение

Глава 12. Мышление

Глава 13. Речь

Глава 14. Внимание

Глава 15. Воля

Глава 16. Эмоции

Глава 17. Психические процессы как

структурные элементы управ­ления психической деятель­ностью

Глава 7. Ощущение

Краткое содержание

Общее понятие об ощущении. Общее место и роль познавательных психических процессов в жизни человека. Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов. Фи­зиологические механизмы ощущения. Понятие об анализаторах. Рефлекторный характер анали­затора. Учения об ощущении. Закон о «специфической» энергии И. Мюллера. Концепция «зна­ков» Г. Гельмгольца. Теория солипсизма. Ощущение как продукт исторического развития чело­века.

Виды ощущений. Общее представление о классификациях ощущений. Систематическая классификация ощущений А. Р. Лури». Интероцентииные, ироприоцептивные и экстероцснтив-ные ощущения. Контактные и дистантные ощущения. Генетическая классификация ощущений:

иротонатические и эиикритичсгкие ощущения. Классификация ощущений Б. М. Теплова. По­нятие о модальности ощущений. Классификация ощущений по модальности.

Основные свойства и характеристики ощущений. Свойства ощущений: качество, интенсив­ность, длительность, пространственная локализация. Абсолютная чувствительность и чувстви­тельность к различию. Абсолютный и относительный пороги ощущений. «Субсенсорная об­ласть» Г. В. Гершуни. Закон Бугера—Всбера. Суть константы Вебера. Основной психофизический закон Вебера—Фехнсра. Закон Стивенса. Обобщенный психофизический за­кон Ю. М.Забродина.

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Понятие о сенсорной адаптации. Взаи­модействие ощущении: взаимодействие между ощущениями одного вида, взаимодействие меж­ду ощущениями различных видов. Понятие о сенсибилизации. Явление синестезии.

Развитие ощущений. Ощущения новорожденного. Особенности процесса развития зрения и слуха. Развитие речевого слуха. Развитие абсолютной чувствительности. Генетическая Пред­расположенность и возможность развития ощущений.

Характеристика основнь1х видов ощущений*. Кожные ощущения. Вкусовые и обонятель­ные ощущения. Слуховые ощущения. Зрительные ощущения. Проприоцептивные ощущения. Понятие об осязании.

7.1. Общее понятие об ощущении

Мы приступаем к изучению познавательных психических процессов, простей­шим из которых является ощущение. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые назы­ваются раздражителями, а сам процесс этого воздействия — раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс — возбуждение, которое по цен­тростремительным, или а4>ферентиым, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным ото­бражением объективной реальности.