Смекни!
smekni.com

Самооценка и её развитие (стр. 3 из 4)

В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мне­нию сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в част­ности, с интимными человеческими взаимоотношениями.

Отрочество — как иногда называют подростковый возраст — это время становления подлинной индивидуальности, самостоя­тельности в учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мыс­ли и чувства. Подростковый возраст — это время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формирова­нию целостного, непротиворечивого образа «Я».

В период между 12 и 14 годами при описании себя и других людей подростки в отличие от детей более раннего возраста начинают использовать менее категоричные суждения, вклю­чая в самоописание слова «иногда», «почти», «мне кажется» и другие, что свидетельствует о переходе на позиции оценочного релятивизма, о понимании неоднозначности, непостоянства и многообразия личностных проявлений человека. [2, С. 108]

В начальный период этого возраста (10—11 лет) многие подростки (примерно около трети) дают себе самим в основном отрицательные личностные характеристики. Такое отношение к себе сохраняется и в дальнейшем, в возрасте от 12 до 13 лет. Однако здесь оно сопровождается уже некоторыми положитель­ными изменениями в самовосприятии, в частности ростом са­моуважения и более высокой оценкой себя как личности.

По мере взросления первоначально глобальные отрицатель­ные самооценки подростков становятся более дифференциро­ванными, характеризующими поведение в отдельных социаль­ных ситуациях, а затем и частные поступки.

В развитии рефлексии, т.е. способности осознания подро­стками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тен­денция как бы противоположного характера. В начальный пе­риод подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, за­тем— черты характера и, наконец, глобальные личностные осо­бенности.

2.2. Факторы, влияющие на развитие самооценки

2.2.1. Семейные факторы

Какие бы формы ни принимала семья, она всё же является важнейшей единицей общества. Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. Как считают многие психологи, именно в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности, закладываются основы Я - концепции. В этот период ребёнок особенно уязвим и несамостоятелен, эмоционально зависим от семьи, в которой удовлетворяются полностью или не полностью его потребности. Поэтому, очень важно информирование людей, и, прежде всего родителей о проблемах, трудностях и последствиях, возникающих при неправильном отношении к ребёнку.

Самооценка связана с размера­ми семьи и старшинством среди детей. В исследованиях Куперсмита, 70% детей, отличавших­ся низкой и средней самооценкой, не были первенцами. В то же, время в группе с высокой самооценкой первенцами не были лишь 42% детей. У первых и единственных детей в семье есть, по-видимому, определенные преимущества: условия, в которых они развиваются, более благоприятны для формирования высо­кой самооценки. [7, С. 301]

По данным исследования, у мальчиков с высокой самооцен­кой отношения с братьями и сестрами оказались скорее близ­кими, чем конфликтными. Эта гармоничность в отношениях, судя по всему, распространяется и за пределы семьи, ибо высо­кая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой соци­альных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий. Ребенок приобрел в семье способ­ность к сотрудничеству, уверенность в том, что он окружен лю­бовью, заботой и вниманием. Все это создает прочную основу для его социального развития. В семьях такого типа ревность и соперничество между детьми встречаются редко.

Как утверждают матери мальчиков с высокой самооценкой, они знают больше половины друзей своего сына. И напротив, треть матерей мальчиков с низкой самооценкой практически вообще не знают, с кем из сверстников дружит их сын. Вполне вероятно, что подобную неосведомленность родителей можно расценивать как свидетельство недоверия ребенка к ним, обусловленного его оценкой своей роли и положения в семье.

Низкая самооценка тесно связанна с попытками родителей сформировать у ребенка способность к аккомодации, то есть к приспособительному поведению. Это выражается в следующих требованиях к нему: послушание; умение подстра­иваться к другим людям; зависимость от взрослых в повсед­невной жизни; опрятность; бесконфликтное взаимодействие со сверстниками. Судя по всему, успешность, достигаемая умени­ем подстраиваться под желания других людей, а не на основе личных достижений, ведет к формированию низкой самооценки.

Стремление родителей поставить детей в подчиненное, зави­симое положение ведет к снижению самооценки. Ребенок в этой ситуации оказывается психологически надломлен, он не дове­ряет окружающему миру, ему не хватает ощущения собствен­ной личностной ценности. [7, С. 306]

Матери детей с высокой самооценкой удовлетворены взаимоотношениями сына с отцом. Сами дети также считали отца главным доверенным лицом. Важная особенность семей такой группы состоит в ясных, за­ранее установленных полномочиях в принятии решений, не­двусмысленности проявления авторитета и ответственности. Один из родителей берет на себя принятие основных решений, с которыми соглашается вся семья. Менее принципиальные решения по различным бытовым вопросам в целом принима­ются коллективно. Соответствующие стандарты семейного по­ведения пользуются в таких семьях общей поддержкой. Здесь царит атмосфера взаимного доверия, каждый член семьи чув­ствует себя включенным в общий домашний круг. В большин­стве случаев основные решения принимает отец, но, для формирования высокой самооценки важно скорее то, что эти решения одобряются всей семьей. Таким образом, высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью.

2.2.2. Социальные факторы

Как уже было сказано выше, общая самооценка формируется в младшем школьном возрасте. Но существуют также и частные самооценки, которые ситуативны и способны колебаться. Колебания частной самооценки вызывают ситуативные изменения в жизни человека: успех или неудача, сравнение себя с другими, влияние социума и т.д.

Если самооценка человека определяется мнением о нем других людей, то есть основания ожидать, что у представителей выс­ших классов она будет максимальной. Положение, занимаемое в обществе молодыми людь­ми, основано не на их собственных достижениях, а на социаль­ном статусе родителей. Поэтому вполне возможно, что в юношеском возрасте ощущение собственной ценности определя­ется скорее мнениями родственников, друзей, соседей, чем обще­ственным престижем как таковым. [9, С. 200]

Снижение общей самооценки под влиянием экспе­риментальной неудачи сопровождается у некоторых людей появлением мыслей о смерти, а удачная проверка высоко ценимой способности вызывает значительное повышение уров­ня самооценки других качеств. По некоторым данным, повы­шение общего самоуважения под влиянием частного успеха встречается чаще, чем его понижение вследствие неудачи.

По мнению американского психолога Рут Уайли, которая крити­чески проанализировала существующие эмпирические иссле­дования, наличие или отсутствие сдвигов в самооценке под вли­янием экспериментальной неудачи может зависеть от целого ряда моментов: личностных особенностей человека, напри­мер, общего уровня самоуважения и тревожности; специфичес­ких качеств, которые подверглись обесценению в эксперименте; того, как человек оценивает источник информации о своем поражении пли успехе и насколько он доверяет этому источни­ку. Уайли пришла к выводу, что в большинстве случаев "человек руководствуется не только желанием самоутвержде­ния, но и объективными соображениями. Ухудшение показате­лей деятельности и рост тревожности в связи с эксперимен­тальной неудачей может быть больше у людей с низким общим уровнем самоуважения". Иначе говоря, любая экспериментальная или жизненная ситуация переживается и оценивается субъектом в свете своего долгосрочного опыта, включая и его прошлое самоуважение. Человек с пониженным самоуважением будет переживать любую частную неудачу глубже тяжелее, чем спокойный и уверенный в себе.

2.2.3. Принципы «самости»

Представ­ление человека о самом себе во многом зависит от того, как оценивают его окружающие, особенно если это коллективная, групповая оценка. Под влиянием благоприятных мнений само­оценка повышается, неблагоприятных - снижается. Нередко такой сдвиг бывает довольно устойчивым, причем заодно с глав­ными самооценками сплошь и рядом изменяются и такие, кото­рые непосредственно оценка окружающих не затрагивала. На­пример, у человека, получающею от имени группы завышенные оценки, с течением времени повышается общий уровень притя­заний, выходящий за пределы тех качеств, которые были отме­чены как положительные.

Принцип интериоризации чужих оценок. Изменения, под влиянием внешних оценок, "образа Я", как и социаль­но-нравственных установок, более значительны, если испытуе­мый думает, что значимые для него лица (например, товарищи по работе) единодушны в оценке его качеств или поведения, чем в тех случаях, когда их мнения расходятся. Наконец, разные люди неодинаково чувствительны и восприимчивы к чу­жим мнениям, начиная от полного безразличия и кончая пол­ной перестройкой собственной "самости" в соответствии с же­ланиями других. Психологическая сложность интериоризации хорошо иллю­стрируется экспериментально. Членам нескольких малень­ких производственных групп (пять-семь человек в каждой) предложили оценить организаторские и деловые качества каж­дого, включая себя, и предсказать, как оценят его по этому каче­ству остальные. Сравнению подверглись три показателя: само­оценка; объективная групповая оценка, полученная путем ус­реднения оценок, данных индивиду его товарищами по работе; предполагаемая групповая оценка. Выяснилось, что люди с высокой самооценкой получили более высокую групповую оцен­ку, чем люди с низкой самооценкой; предполагаемая и объективная групповая оценки также оказались связанными. Однако совпадение самооценок и предполагаемых оценок оказалось выше, чем самооценок и объективных групповых оценок. Толь­ко 40% лиц с высокой самооценкой получили высокую группо­вую оценку, и только 26% лиц со средней самооценкой получили среднюю групповую оценку. По шкале деловых качеств боль­ше половины лиц с высокой самооценкой получили низкую груп­повую оценку.