В целом поведенческие методики отличаютс яот когнитивных тем, что они имеют дело с явными, а не со скрытыми реакциями, и включают ассертивности, поведенческую репетицию (фактическую отработку поведения, а не представление его в воображении, как при когнитивном репетировании). Например, для работы с клиентами, склонными водить машину в нетрезвом состоянии, даётся задание ежедневно отыскивать в газетах сообщения о задержании употребляющих алкоголь водителей и ДТП, вызванных употреблением алкоголя. Это задание помогает в любом состоянии помнить о проблеме.
Общие постулаты когнитивной психологии:
1. Наука включает в себя как наблюдение событий, так и использование культурных конструктов, таких, как душа и тело.
2. Знание есть результат интерпретации наблюдаемых событий в терминах данных конструктов.
3. Психология базируется на биологии и зависит от неё.
4. Психологические события обусловлены функционированием отдельных биологических тканей и не требуют участия всего организма.
5. Человек представляет собой отчасти тело и отчасти душу. При этом душа отлична от поведения.
6. Конструкт экзистенциальной души охватывает мнемические и трасформационные свойства.
7. Опыт есть результат деятельности души конкретного человека. Душа есть причина самой себе. Она устроена так, чтобы преобразовывать информацию.
8. Причинность линейна: входные сигналы обрабатываются в последовательности операций кодирования, сохранения, реконструкции.
9. Когнитивная (познавательная) деятельность человека в достаточной степени аналогична компьютерной обработке информации, чтобы её можно было эффективно изучать, пользуясь компьютерными аналогиями.
10. Роль среды в процессе познавательной деятельности сводится к обеспечению сенсорных входных сигналов, на основе которых мозг создаёт свой собственный мир.
11. Психология придаёт первостепенное значение конструктам; события (факты) рассматриваются лишь в качестве индикаторов соответствующих конструктов.
Лекция 3. Гуманистическая психология
Гуманистическая психология – сравнительно новое направление в теории и практике психологической науки. Тем не менее на сегодняшний день существует немало разновидностей этой психологической школы. Рассмотрим некоторые из наиболее «свежих» идей.
Трансперсональная психология, контркультура и «Нью Эйдж». Трансперсональная психология находилась в тесной связи с гуманистической психологией, будучи объединена с нею рядом общих основателей и издателей журналов. По мере формирования гуманистической психологии и сосредоточения её на вопросах саморазвития, группах встреч и психотерапии в целях индивидуального роста, Маслоу и его близкий коллега Энтони Сьютич отошли от неё, чтобы иметь возможность заниматься вопросами духовности, изменённых состояний сознания и стимулирования внутреннего опыта. Они основали трансперсональную психологию и стали издавать «Журнал трансперсональной пихологии». Это направление посвящено изучению предельных человеческих возможностей, объединяющего сознания, пикового опыта, экстатических состояний, мистического опыта и самотрансценденции. Для неё характерна связь с индуизмом, иудаизмом, христианством, суфизмом (персо-иранской исламской сектой), шаманскими путешествиями сознания, неоплатонизмом, парапсихологией и другими источниками мистицизма; кроме того она использует различные техники медитации как средства контроля над состояниями сознания. Трат (1975) больше других способствовал установлению её связей с суфизмом и другими формами мистицизма и продолжал развивать окультный элемент в гуманистической психологии.
Экономическую базу трансперсональной психологии обеспечивают её контакты с движением «Нью Эйдж», последователи которого покупают книги по трансперсональной психологии и обеспечивают ей каналы коммуникаций благодаря публичным лекциям, конференциям, альтернативной медицине, практикуемой в сети оздоровительных клиник. Последователи этого движения считают:
1. Всё существующее едино, будь то бог, человек или неодушевлённый предмет.
2. Всё существующее есть бог.
3. Люди - это бог.
4. Человек может осознать эти истины путём внутренней трансформации, ведущей к космическому сознанию, самореализации, просветлению и т.д., посредством техник, которым могут обучить последователи «Нью Эйдж».
5. Космическое единство – основополагающий принцип всех религий.
Зажиточные американцы, влившиеся в движение из распавшихся традиционных протестантских общин, или бывшие католики составляют большинство последователей «Нью Эйдж». Они часто связаны с психоделической культурой и сопутствующими религиозными практиками, к которым относится, в частности, шаманизм.
Трансперсональная психология явилась составной частью контркультуры, возникшей в связи с распространением психоделиков и протестами против вьетнамской войны. Те, кто использовал наркотики как религиозную святыню, получили прозвище «хиппи». К 1969 году контркультура начала преобладать над гуманистической психологией. Этому способствовал ряд новых идей:
1. Самореализация индивидуума в отрыве от заботы от других людях.
2. Вера с способность к совершенствованию людей при игнорировании социально-политических условий.
3. Акцент на самораскрытии или «полном отпускании тормозов» в сочетании с поощрением кратковременных интимных связей и пренебрежением длительными отношениями.
4. Потакание сееб в настоящем при игнорировании будущего и долгосрочных целей.
5. Стремление к получению немедленного удовлетворения, включая наркотик и секс.
6. Принижение роли науки и рациональности и увлечение оккультизмом.
Широкое распространение получил «тренинг сенситивности» и «личностного роста» - иногда включающий такие методики, как групповая терапия обнажённых, физические ограничения во время «стимуляции» (Z- процесс, терапия привязанности, редукция гнева), а также различные «чувственно-сенсорные процедуры.
Многие исследователи, в частности Смит (1994), говорят о конце гуманистической психологии как науки.
Гуманистическая психотерапия.
Помимо гештальтерапии Фрица Перлса (1969). Сюда относят клиент-центрированную терапию Роджерса (в настоящее время её никто не практикует в авторском варианте), которая нацелена не на лечение болезни клиента, а на предоставление ему возможности использовать собственые ценности и жизненную ориентацию для реализации своего потенциала. В качестве средства, позволяющего клиенту развить собственное понимание себя и активизирвоать процесс роста, терапевт лишь перефразирует и возвращает клиенту его собственные утверждения, часто в форме чувств. Например:
Клиент: Мой отец выходит из себя каждый раз, когда я хочу что-нибудь сделать по-своему.
Терапевт: Ты чувствуешь, что твой отец часто сердится на тебя.
Клиент: Не очень часто, но всегда, когда я хочу быть самим собой.
Терапевт: Ты хотел бы делать то, что приносит тебе удовлетворение, не вызывая гнева своего отца.
Клиент: Да, именно этого я хочу.
Терапевт: М-гм.
Когда клиенту нечего больше сказать, терапевт продолжает молчать до тех пор, пока клиент не начинает говорить снова, делая следующий шаг в своём самораскрытии. Молчаливые паузы составляют часть терапевтического процесса.
Более современные терапевтические системы гуманистической психологии: эвристическая психология, стратегическая терапия, эмпирическая терапия, «внутренняя сила», терапия становления, рационально-эмотивная терапия.
Мустакас (1990) разработал метод эвристической терапии, когда на первом этапе терапевт создаёт атмосферу открытости, доверия. На втором этапе терапевт проникает во внутренний мир клиента, ценя его как личность и общаясь с ним без предрассудков. Во время инкубации приходят моменты понимания, при этом не прилагается усилий по их разработке. На этапе вживания терапевт проникает в наиболее значимые компоненты, чтобы способствовать развитию более глубокого понимания. Затем наступает озарение. Терапевт обнаруживает основные структуры и темы и неотрывно занимается каждой из них, чтобы понять более глубокие смыслы. Таким образом, одним из основных методов здесь выступает интуиция.
Маданес (1993) разрабатывает стратегическую терапию и настаивает на томЧто жизнь человека не предопределена Творцом, генами, социальным контекстом, обращением родителей, лишениями, инстинктами или химическими изменениями в организме. Богатые люди просто имеют больше возможнсотей выбора, чем бедные. Автор признаёт, что изменение социального контекста является наиболее быстрым путём изменения людей в процессе терапии, однако подчёркивает, что каждый человек способен изменить себя сам.
Цель стратегической терапии – увеличить возможности выбора. Маданес приводит пример процедуры из семейной терапии. Жена возмущена тем, что муж постоянно игнорирует её и всё внимание уделяет своей матери. Он сказал своей матери, что они вынуждены были пожениться, потому что его подруга забеременела, хотя на самом деле, и беременность и брак были запланированными. Стратегический терапевт, не пытаясь объяснить данный случай эдиповым комплексом и не испытывая необходимости работать с ним, не приписываяникаких медикаментов, вызывающих химических изменений, и не стремясь обнаружить предполагаемые детские травматические ситуации, выяснил, что муж никогда не сообщал всем заинтересованным сторонам о том, что в качествте человека, занимающего наиболее важное место в его жизни, он выбрал свою жену. Терапевт просит мужа во время сеанса терапии позвонить матери и поставить её в известность относительно своих приоритетов. Потребовалось несколько звонков, прежде чем жена была удовлетворена и у них появилась возможность начать новую страницу своей жизни. Каждый человек, согласно Маданесу, должен брать на себя ответственность за собственную жизнь.