Смекни!
smekni.com

Время как психологическая категория (стр. 5 из 6)

Испытуемая Ф. (студентка, 25 лет) пишет:

"Времени я не чувствую; долго ли это было или мало времени прошло – для меня это безразлично, безвкусно. Другие говорят: как быстро прошло время или как медленно, а мне безразлично". Шизофреники этой группы в состоянии опосредованно оценить время, но не способны его "ощутить". Обнаруживая полное понимание самых сложных временных соотношений, они оказываются не в состоянии определить длительность небольшого интервала.

Расщепление непосредственного переживания времени и опосредованной его оценки, слитых в нормальном восприятии времени, возникает в некоторых случаях нарушения нормального заполнения реального времени в результате патологического отрыва личности от реальности и образования у нее второго бредового плана переживания. Иногда это расщепление отчетливо осознается самим больным. Так, испытуемый Г., актер, 35 лет (из той же группы шизофреников), говорит: "Я прекрасно понимаю, что время движется, что дни сменяются днями, недели неделями, годы годами. Однако субъективно мне кажется, что время остановилось, замерло, у меня в мозгу засела, застряла одна дата – 10 июля 1925 г. Я отлично понимаю, что настоящему, текущему моменту соответствует другая, но для того чтобы ее запомнить и закрепить, я должен ее записать и в дальнейшем для самоориентировки во времени должен вести календарный отсчет от этой даты, ибо иначе снова восторжествует та другая, неподвижная дата, которая не дает разворачиваться времени, которая сковывает его".

Непосредственные компоненты переживания и опосредованные компоненты восприятия и ориентировки во времени в данном случае как бы разведены, и потому каждый из них выступает с предельной отчетливостью: с одной стороны – искаженное непосредственное переживание течения времени; с другой – сохранившаяся нормальная, правильная, опосредованная ориентировка во времени, корригирующая дефектное непосредственное переживание. В других случаях – у больных с кортикальными поражениями и нарушением интеллектуальной деятельности – наблюдалась, наоборот, неспособность оперировать временными соотношениями при сохранности непосредственного переживания длительности, выручающего в элементарных случаях повседневной жизни.
В состоянии подавленности или фрустрации время течёт медленно. Больные,
находившиеся в депрессивном состоянии, - со сниженным тонусом,
замедленной моторной деятельностью, подавленным настроением,
отрицательной окраской органической чувствительности, распались на две
группы. Одна из них давала переоценку, иногда очень значительную,
предъявлявшихся им в эксперименте временных интервалов. В их показаниях,
как правило, отмечалась «тягучесть» времени в их переживании. У другой
группы депрессивных больных наблюдалась стойкая недооценка временных
интервалов. Такую недооценку обнаружили больные, у которых общее
депрессивное состояние сочетается с состоянием «угнетённого
возбуждения». При общем угнетённом состоянии они испытывают постоянное
смятение, нетерпеливость, они всегда спешат, боятся опоздать, никак не
могут довести до конца начатую работу. Тоскливое состояние сочетается у
них с аффективным состоянием тревоги, порождающим поведение, сходное с
маниакальным. У этих больных наблюдалось обычно, как и больных
маниакальных с повышенной возбудимостью, резко выраженная недооценка
времени.
Временная перспектива относительно мало изучена. Но некоторые факты
заставляют с уверенностью сказать, что она чрезвычайно варьирует у
разных испытуемых разных возрастов в разных ситуациях. Для солдата на
фронте во время вражеской атаки она чрезвычайно
сужена. Прошлое для него отсутствует, а будущее представлено лишь
несколькими часами предстоящей битвы. На следующий день, когда он лежит
раненый в госпитале, его временная перспектива значительно шире. Он
может думать о годах детства и о предстоящих годах.
Можно сделать вывод о том, что восприятие времени, являясь субъективной и динамической характеристикой, может отражать состояние человека, а также, изменяя различные внутренние и внешние факторы, можно изменять его и таким образом воздействовать на психическое состояние.


ГЛАВА 4. КАУЗОМЕТРИЯ КАК БАЗОВЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ И

ПСИХОТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ.

Основным и наиболее полным биографическим методом диагностики является каузометрия - (от лат cau sa—причина и греч. metreb—измеряю) — метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности (Е. И. Головаха и А. А. Кроник, 1982г.). Он позволяет провести анализ не только событий прошлого и настоящего, но и предполагаемых будущих событий. Каузометрия . позволяет сделать выводы о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов человека, об особенностях его стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим, будущим. Применима для исследования индивидуального и совместного жизненного пути, для анализа и коррекции жизненных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных перспектив в профориентационных, семейных, психогигиенических консультациях.

Проводится это метод в различных вариациях – индивидуальный режим в форме опроса или с помощью специальной компьютерной программы Life Line («Биограф»), групповой режим (тренинг).

Проводится в среднем 1-2 часа. В полном варианте состоит из 11 этапов:

1 . Биографическая разминка. Предназначена для введе­ния человека в ситуацию целостного осмысления своего жизненного пути. Включает в себя определение даты рож­дения, ожидаемой продолжительности жизни, проведение теста Коттла и методики «Оценивание пятилетних интер­валов».

2. Формирование списка событий. Процедура предназначе­на для формирования опрашиваемым списка наиболее важ­ных событий своего прошлого, настоящего и возможного будущего в любой удобной для него формулировке. Всего пред­стоит назвать 15 событий. Психологу надо внимательно про­следить, чтобы в списке не было двух одинаковых событий.

3. Датировка событий. Опрашиваемый указывает год, месяц (или время года), число (или начало— середину-конец) месяца, когда произошло или произойдет каждое из названных событий.

4. Ранжировка событий по важности «для себя». Проце­дура предназначена для определения личной значимости событий. Измеряется с помощью прямой ранжировки оп­рашиваемым событий по их важности «для себя».

5. Ранжировка событий по важности «для значимых дру­гих». Измеряется с помощью прямой ранжировки.

6. Цветовые ассоциации событий. Процедура предназна­чена для диагностики менее осознанного эмоционального отношения опрашиваемого к событиям его жизни. Ему пред­лагается указать цвета (из 8 возможных), с которыми у него ассоциируется то или иное событие, а затем упорядо­чить все цвета по привлекательности. Рекомендуется вос­пользоваться 8-цветным тестом М. Люшера.

7. Анализ событий по шкале «приятное—безразличное-неприятное». Процедура направлена на выявление осоз­нанного эмоционального отношения к событиям (эмоционального знака событий).

8. Причинный анализ межсобытийных отношений. Пред­назначен для диагностики представлений опрашиваемого о структуре причинно-следственных связей между событи­ями его жизни. Опрашиваемому предстоит проанализиро­вать возможные причины каждого события (начиная с последнего) и, если причинная связь имеется, указать ее знак (благодаря/вопреки) и интенсивность (конечно, ско­рее всего, может быть). Анализируя причины 15 событий методом попарных сравнений, опрашиваемый должен дать 105 ответов.

9. Целевой анализ межсобытийных отношений. Предназ­начен для диагностики представлений опрашиваемого об инструментально-целевых зависимостях (средство—цель) между событиями его жизни. Начиная с самого первого события ему предстоит проанализировать возможные цели каждого события и, если цели имеются, указать, чего он хотел достичь или избежать, совершая то или иное собы­тие—поступок, и насколько он в этом уверен.

10. Обозначение сфер принадлежности. Процедура предназначена для определения того, к каким сферам жизни принадлежит то или иное событие (перемены в обществе,

природе, вделовой жизни, семейной, в проведении досуга, во внутреннем мире, в состоянии здоровья).

11. Определение «личного временного центра» — хроно­логического момента или интервала, с которым опраши­ваемый себя отождествляет, в котором чувствует себя живущим и с позиции которого оценивает происходящее.

При подведение результатов оцениваются:

- реализованность человека,

- значимые сферы жизни,

- направленность событий (прошлое, настоящее будущее),

- оптимизм/пессимизм по отношению к себе и происходящему,

- стиль жизни,

- предположительная оценка будущего (какие внутренние изменения могут произойти, какие из целей будут достигнуты, а какие нет и почему и т.д.).

Многолетний опыт использования данного теста в раз­ных возрастных группах и жизненных обстоятельствах по­зволяет рекомендовать его для формирования банка данных социологических, социально-психологических и медико-психологических обследований, а также для служб соци­ально-психологической помощи населению, пострадавшему вследствии социальных и экологических катастроф. Резуль­таты повторного тестирования могут служить одним из кри­териев эффективности социально-психологической и психотерапевтической помощи.