Смекни!
smekni.com

Использование куклотерапии в работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста (стр. 4 из 6)

Метод куклотерапии заключается в следующем: Инструмент - это кукольный театр. Есть ширма, куклы. Детям кажется, что они учатся быть артистами, они учатся разыгрывать небольшие сценки, а потом и спектакли. Но задача - не научить их быть артистами, а помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром. Через коррекцию поведения преодолеваются различные болезненные, в том числе и медицинские симптомы. Особенно, заикание. Потому, что ребенок начинает чувствовать себя комфортно, обретает внутренний покой, равновесие, и все эти неприятные явления проходят как бы сами собой.

В куклотерапии используются такие варианты кукол:

- перчаточные куклы (о которых мы уже говорили);

- куклы – марио

нетки;

- пальчиковые куклы;

- теневые;

- веревочные;

- плоскостные;

- куклы – костюмы;

- куклы – обереги;

- тростевые куклы;

- большие напольные куклы;

- люди – куклы.

А.Ю. Татаринцева предлагает использовать перчаточные куклы в работе логопеда. По её мнению, встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ребенку спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, за ширмой он успокаивается. И говорить начинает увереннее, ведь это же не он говорит, а его герой. Артист должен помнить текст, вовремя произнести его одновременно с движением куклы, и при этом передать эмоции. Перчаточные куклы, умело используемые на занятиях, помогают вызывать положительные эмоции ил постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого или самого ребенка, выступающая для него в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание и помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя ему возможность почувствовать себя раскованным.

Правила игры с куклой на ширме:

1. Правильное положение руки. Держать куклу нужно согнутой в локте рукой и совершенно прямо, кисть руки не должна отклоняться ни в лево, ни в право, ни назад. Рука с кистью должна составлять прямую линию.

2. Уровень куклы должен быть постоянным. При перемещении в глубину, на второй план, куклу надо держать выше, чтобы уровень не нарушался. Навык этот надо тренировать постоянными упражнениями.

3. Ноги куклы – это ноги актера. Кукла не может ходить, поворачиваться, если ноги кукловода неподвижны. Надо двигаться вместе с куклой, ходить – в результате характер походки передается кукле.

4. Повороты куклы. Поворот куклы на 180’ осуществляется вокруг руки, которая её держит, как вокруг оси.

5. Направление глаз куклы на объект внимания. Кукла, когда она смотрит в пустоту или небо, становится мертвой. Кукловод контролирует движение головы куклы, чтобы её глаза смотрели на того, с кем она разговаривает или кого слушает. [Поваляева М.А.][18]

Таким образом, куклотерапия в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с заиканием, взрослых с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию их психоэмоционального состояния.

И. Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л. П. Успенская предложили ещё в 1984 году использовать перчаточные куклы в работе с детьми для устранения заикания. В основе этого подхода лежат данные нейропсихологических исследований, согласно которым активная речь ребенка во многом зависит от развития тонкой моторики, поэтому многообразные движения пальцев руки при работе с куклой способствуют упорядочению и согласованности речи заикающегося ребёнка. Этим и обусловлено применение ручных кукол для устранения заикания. Работа с куклой, говоря за неё, ребенок по – иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать. Таким образом, кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей. Замечание сделанное ребенку, а его кукле, позволяет педагогу – психологу или учителю – логопеду незаметно исправить запинки заикающегося. Например, он может обратится к кукле: «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Петя, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно. С помощью куклы педагог может варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях, что способствует воспитанию свободы речевого общения. Например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с Петрушкой. В этом случае за Петрушку говорит сам взрослый, что, по сути, представляет собой замаскированную помощь. А когда на занятии кто – нибудь из детей отвлекается и начинает шалить, на руке логопеда может появиться кукла, которая строго скажет: « На зарядке кувыркайся, сейчас делом занимайся!» Это шутливое замечание действует, как правило, значительно лучше, чем призыв к тишине или нравоучение. В ответ на торопливую речь ребенка на занятии кукла, управляемая педагогом, может начать отрицательно покачивать головой, закрывать себе уши руками, отказываться слушать. Наоборот, если он будет говорить правильно, она станет хлопать в ладоши и даже подпрыгивать. [Арутюнян Л.З.][1], [Логопедия][14],

Поскольку мир ребенка – это мир действия и деятельности, куклотерапия дает возможность войти в этот мир. Если мы подберем соответствующие игрушки, то облегчим ребенку выражение чувств. Игрушки и материалы, необходимые для куклотерапии, можно разделить на три группы:

1. Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство, кукольный домик с мебелью могут изображать членов реальной семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувства. Когда дети разыгрывают сценки с человеческими фигурками, можно пронаблюдать отношение между членами семьи: соперничество между братьями и сестрами, забота близких друг о друге. Машины, лодки важны для упрямых, застенчивых, замкнутых детей, так как этими игрушками можно играть, не выражая никаких чувств.

2. Игрушки, помогающие снять агрессию. В игре дети часто испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет словесных обозначений. Такие игрушки, как солдатики, ружья, а так же игрушки, изображающие диких животных, могут использоваться для выражения гнева, враждебности.

3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться пожеланию ребенка во что угодно: в поверхность луны, пляж, пирамиды и так далее. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой. Поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей.

Ю.С. Шевченко, В.П. Добридень, О.Н. Усанова предлагают следующие методики:

- Техника психодрамы. Она используется следующим образом: каждый ребенок вместе с родителями мастерит из двух перчаток любимое животное, дает ему имя, придумывает историю о том, как оно у него появилось (как правило, в качестве любимого животного выступает собака). Затем происходит знакомство со всеми животными. Знакомство разыгрывается за ширмой в виде кукольного представления. По ходу развития сюжета злая ведьма околдовывает любимцев и у них портится характер: одна собака становится злой и агрессивной, другая – обидчивой и слезливой, третья – упрямой, четвертая – все время хочет быть первой, пятая – таскает чужие вещи. Проблемы происходят в зависимости от конкретных трудностей детей. Эта техника дает возможность быть другим, перенося свои проблемы, вредные привычки на куклу (собаку, кошку). Анализ ситуации с позиции хозяина собаки облегчает собственное поведение и способствует углублению процесса самопознания и саморегуляции. Разыгрывая значимые для ребенка ситуации общения из своей жизни в психодраме, ребенок определяет свое «Я» от ситуации и образов. Этот прием способствует ослаблению переживаний. Происходит угашение неприятности, в которой ребенок испытывал страдание. Важна вербализация внутренней проблемы ребенка. Этому помогает доверительное обсуждение в группе причин возникновения конфликтов в общении, природы обидчивости.

Уже на первых занятиях куклотерапии ребенок «трижды» психологически защищен. Во – первых, он защищен ширмой, за которой можно спрятать свое смущение, неуверенность и как бы остаться наедине с собой. Во – вторых ребенок защищен и перчаточной куклой на руке, которая представляется ему самостоятельной «фигурой» или личностью, способной взять на себя его проблемы, а это как раз и дает возможность самовыражения и самосознания. Третье – сама специфика кукольного театра облегчает детям перенос внутренних переживаний на символический объект.

- Прием не игрового типа – «Дед Щукарь». Он определен так исходя из этого, что группа работает по казачьей тематике. Этот прием позволяет через реализацию игрового задания выявить самые актуальные проблемы ребенка. Воспитатель передает ребенку куклу и говорит: «К нам пришел дед Щукарь, держи его так, чтобы он смотрел на тебя. Посмотри, какой у него взгляд, он все видит, все понимает. Что он говорит тебе?». Ребенок должен ответить прямой речью. Созданная обстановка на мудрость и проницательность «деда» способствует тому, что ребенок вкладывает в уста фразу, связанную с актуальной для него проблемой, или что то очень важное для себя. Дети с готовностью принимают эту игру. В группе две куклы – дед Щукарь и бабушка Аксинья. В разных ситуациях дети используют и разных кукол.