5.Дополнительное рисование - каждый ребенок, начав рисовать на своем листе, посылает затем свой рисунок по кругу, а его сосед продолжает этот рисунок, внося в него что-то свое и передавая дальше по цепочке. Таким образом, каждый участник вносит свои дополнения в рисунки других детей. Затем каждый из участников рассказывает, что он хотел нарисовать и что получилось в результате общей работы. Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретации рисунка детской группой и самим автором. Расхождения могут быть обусловлены как наличием в рисунке неосознаваемых автором элементов, так и проекцией на этот рисунок проблем других детей.
Способы работы с готовыми рисунками:
1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и индивидуального содержания.
2. Анализ каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о том, что им нравится в этом рисунке, а что они бы изменили).
В целом изобразительная арт-терапия способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса. В интерпретации рисунков внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, формы, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного ребенка специфические особенности. В изотерапии находит отражение непосредственное восприятие ребенком той или иной ситуации, различные переживания, часто не осознаваемые и невербализуемые.
Для правильной интерпретации рисунков детей необходимо учитывать следующие условия:
· уровень развития изобразительной деятельности ребенка, для чего необходимо просмотреть рисунки, выполненные им ранее;
· особенности самого процесса рисования (выбор содержания, соответствующего теме; сохранение темы на протяжении процесса рисования или ее трансформация);
· последовательность изображений как проявление гиперактивности.
При анализе рисунков уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь должна идти лишь о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные переживания ребенка.
Существуют различные цвето-рисуночные диагностические тесты (например цвето-рисуночный тест, разработанный А. О. Прохоровым и Г.Н. Генинг). В рисунках и цвете дети выражают то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта с ребенком.
Особенностью изотерапии в работе с детьми с задержкой психического развития является то, что изотерапия используется для создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы. Изотерапия имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений.
Музыкальная арт-терапия основана на процессе слушания музыки и музицирования. Она основа на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. Еще в 19 веке ученые установили, что эмоции вызывают изменения пульса дыхания, скорости реакции, мускульной силы и т. д. Известно, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций ослабевает иммунитет человека, в результате - он чаще болеет. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции и, соответственно, разные биохимические процессы. Так, мажорная музыка обычно вызывает светлое и радостное настроение, а минорная, как правило, связана с грустью, печалью. Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активизации физиологических процессов и вызывать активное состояние.
Кроме тональности на слушателя оказывает мощное воздействие темп, ритм и динамика музыкального произведения.
Специально подобранные музыкальные произведения позволяют учителю дозировано «тренировать» эмоциональный мир ребенка.
Средства музыкальной арт-терапии способствуют гармонизации личности с природной и социальной средой. Причины этого в том, что музыка имеет такие фундаментальные начала всего живого, как ритм и звук. С помощью музыки можно учить ребенка чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, представлять своеобразие собственных биоритмов, выявлять характерные особенности звучания своего голоса, а через него - своей неповторимой индивидуальности.
Установлено, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический[18]. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка.
Рекомендуется использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма. Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.), при слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор), при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).
Одной из составных частей музыкальной арт-терапии являются вокальные и дыхательные тренинги.Основной целью вокального развития является повышение адаптационных и резервных возможностей человеческого организма. И, конечно же, трудно переоценить значение пения как явления художественного и как средства самовыражения личности. Общеизвестно и о положительном воздействии пения на психоэмоциональный фон человеческого организма.
Восприятие музыки человеком представляет собой процесс раскодирования слушателем чувств и мыслей, заложенных в музыкальное произведение композитором и воспроизведенных исполнителем. Как бы живущая в музыке душа композитора вступает в своеобразный диалог с душой слушателя и таким образом эмоциональный опыт прошлых поколений передается последующим. Но то, что слышат все музыку по-разному, объясняется тем, что внутренний мир каждого человека различен. Эффект производимый музыкальным произведением на слушателя, часто зависит не столько от содержания самого музыкального произведения, сколько от того, каковы особенности психологического склада слушателя, какие были условия его воспитания, и как складывался его музыкальный опыт.
Дети младшего дошкольного возраста легко различают мажор-минор, что касается эмоциональных реакций на них, то при предъявлении мелодий с аккомпанементом, они проявляются в более раннем возрасте. У детей 3 – 12 лет минорные мелодии с аккомпанементом часто ассоциируются со злом или грустью, а мажорные с аккомпанементом – с веселым или нейтральным эмоциональным состоянием.
В принципе нет ограничений для восприятия музыки всеми людьми, но дошкольный возраст является интенсивным периодом развития. Восприятие музыки может происходить на подсознательном или сознательном уровне.
Центральное место в процессе музыкального восприятия занимают эмоции. Отражаемые эмоции – это полный спектр человеческих переживаний, как положительных, так и отрицательных. Музыка эмоциональна по своей сущности, и поэтому ее восприятие является эмоциональным познанием, дает прекрасную возможность развития эмоциональной сферы человека.
По сравнению с другими видами искусств, художественные образы, закодированные в музыкальном произведении, наиболее абстрактны.
Психотерапевтические характеристики человека, такие как: сила и слабость нервной системы, ее подвижность и динамичность на бессознательном уровне заставляют человека отдавать свои предпочтения музыке, соответствующей его психодинамическим характеристикам. Ритмы музыки, вероятно, оказывают влияние на биоритмические структуры мозга, которые под воздействием музыки настраиваются на частоту воспринимаемых ритмов. Вместе с ростом музыкального опыта и расширением кругозоров развиваются музыкальные способности, совершенствуются психодинамические показатели биоритмики мозга, и меняются музыкальные привязанности.
Для того чтобы музыка подействовала на слушателя наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Нужно сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Мелодия должна стать той музыкой, по которой слушатель пойдет и посетит самые потаенные уголки души – как своей, так и композитора, который эту музыку создал.
Истинная красота музыки заключается не столько в самих тембрах и переливах звучания, сколько в возможности пережить при помощи музыки свое единство с природой, с другими людьми, со своим народом и со всем человечеством в целом и через переживание этого единства обрести в себе самом желаемую психологическую устойчивость и душевное здоровье.