процессы настолько пластичны, сложны и обусловлены огромным числом детерминирующих факторов в своем приспособлении к реальности, что их невозможно просчитать или предсказать. Именно поэтому творческий подход к взаимодействию аналитика и пациента является единственно возможным для достижения эффективного результата.
Практика групповой психоаналитической работы
Термин «групповой анализ» впервые был использован Т. Burrow [18] в 1925 г. Он попытался применить психоаналитический подход в психотерапевтических группах. Т. Burrow предполагал, что такие феномены как сопротивление и перенос, которые были открыты в практике индивидуального психоанализа, могут быть обнаружены и в группе. По его мнению, анализ сопротивления и переноса делает работу группы более эффективной.
Психоаналитический подход к группам в процессе развития групповой психотерапии не привел к созданию единой теории и психотерапевтической практики. Некоторые психоаналитики делают акцент на работе с индивидом в группе. A. Wolf и Е.К. Schwartz [39] так и называют свою основную работу, опубликованную в 1962 г. в Нью-Йорке: «Психоанализ в группах». Авторы подчеркивают стимулирующее влияние межличностных отношений в группе на психотерапевтический процесс, они даже вводят в практику групповой работы, так называемые «альтернативные сессии», которые проходят без терапевта. Но в центре внимания остается индивид. В случае выраженного повышения тревоги пациента в группе, они рекомендуют проводить с ним индивидуальные сеансы. По мнению S.H. Foulkes [36], при данном подходе не уделяется должного внимания последствиям, связанным с психодинамическими процессами, происходящими в группе.
Для Тэвистовкской модели группы, разработанной W.R. Bion и J. Rickman [36], характерно то, что аналитик следует в
группе тем же самым принципам, что и при индивидуальном анализе. Сама же группа, в данном случае, представляется как одно целое (как если бы она была одним пациентом). W.R. Bion пишет, что при лечении одного пациента невроз проявляется как проблема отдельного лица. При лечении группы он должен быть выявлен как проблема группы. Интерпретации аналитика направлены на всю группу, при этом рекомендуется уделять внимание актуальной тревоге в ситуации «здесь и сейчас», которая связана с доминирующей в данный момент базисной установкой группы. К таким установкам относятся: зависимость; борьба-бегство; образование пар. Кроме того, W.R. Bion вводит понятие «феномена валентности», характеризующее склонность каждого участника группы спонтанно, на бессознательном уровне присоединяться к общей групповой фантазии. W.R. Bion характеризует феномен валентности как «спонтанную бессознательную функцию стадных качеств человеческой личности». Согласно этой модели, в начале каждого сеанса группа развивает общую бессознательную фантазию. Несмотря на то, что в этом процессе могут затрагиваться различные темы, в конечном итоге группу захватывает та тема, которая резонирует с бессознательными фантазиями большинства участников. S.H. Foulkes считает [36], что такой подход представляет собой, в отличие от первого, психоанализ группы как целого.
Другой подход к групповому анализу предложил S.H. Foulkes [36]. Он, как и S.R. Slavson [36], утверждает, что нельзя говорить о психоанализе в группе. Групповой анализ понимается как «психоанализ посредством группы». S.H. Foulks считает, что природа человека изначально социальна, а любой поведенческий акт можно рассматривать как частично осознаваемую коммуникацию: «Каждый человек в принципе и непосредственно определен миром, в котором он живет, а также его группой и сообществом, к которому он принадлежит». На этом принципе и основан предложенный им метод групп-аналитической психотерапии. По его мне
нию, психические расстройства связаны с нарушениями коммуникации с другими людьми, что, в свою очередь, ведет к отчуждению от общества. В основе этих нарушений лежат интернализованные конфликты раннего детства. Группа дает возможность восстановить нарушенные коммуникации и преодолеть отчуждение человека от самого себя и от общества. Групповые сеансы проводятся 1-2 раза в неделю, продолжительность каждой встречи полтора часа, оптимальное число членов группы 7-8 человек. Такая группа, как считает S.H. Foulkes [36], дает возможность наблюдать психологические реакции пациентов в конкретном социальном контексте — с одной стороны, она достаточно велика, чтобы быть репрезентативной социуму, с другой стороны, достаточно мала для наблюдения за реакциями каждого члена группы во время сеанса и интерпретации их скрытого содержания. Поскольку сама группа выполняет терапевтическую функцию, особое значение придается интерпретациям всех членов группы, а не только ведущего. S.H. Foulkes считает [36], что группа в целом является более здоровой, чем каждый отдельно взятый из нее участник, соответственно главная задача группаналитического терапевта — создание и поддержка такой групповой атмосферы, которая способствует активному участию всех членов группы в групповом взаимодействии. Сам терапевт остается анонимным и устраняется от прямого руководства группой, позволяя ей самой определять ход работы, при этом он обращает внимание группы и ее участников на возникающие во время работы сопротивления и реакции переноса, интерпретируя скрытое содержание ин-теракций членов группы во время сеанса. В каждой группе возникает специфическая сетевая система сознательных и бессознательных отношений в нее включены не только участники группы, но и ведущий. S.H. Foulkes определяет такую коммуникативную сеть как матрицу, которая может воспроизводится в группе на различных уровнях, начиная с коммуникативной матрицы семьи отдельного индивида; на следу
ющем уровне это матрица социума, в котором живет данная группа; и в конечном итоге матрица человечества как биологического вида. Как сделать бессознательное доступным для понимания в группе? В индивидуальном психоанализе основной техникой работы с бессознательным пациента является техника свободных ассоциаций. В группанали-тической практике эквивалентом свободных ассоциаций является свободно протекающая групповая дискуссия. Групповой аналитик предлагает участникам свободно говорить на любую тему и высказываться каждому обо всем, что в связи с этим ему приходит в голову. Такая вербальная коммуникация дает возможность рассматривать полученный материал как групповые ассоциации, которые и помогают сделать сознательными скрытые неосознанные коммуникации как по отношению друг к другу, к группе в целом, так и по отношению к терапевту.
Как видно из принципов работы аналитической групповой психотерапии, в таких группах терапевт не задает тему дискуссии и не использует никаких специальных упражнений для получения материала с целью дальнейшего его анализирования. Но, например, A. Wolf предлагает определенную технику анализа сновидений участников группы, которую он называет «хождение по кругу» (going around). Она предусматривает, что не только сам сновидец дает ассоциации к своему сновидению, но и участники группы, по кругу, также ассоциируют к материалу рассказанного сновидения.
Если говорить о групповых аналитиках в целом, то между ними больше сходств, чем различий. Как считает S.H. Foulkes [36], групповые аналитики, в отличие от неаналитических групповых психотерапевтов, говорят на одном языке. И, несмотря на определенные различия в теоретических подходах, все они сходятся в том, что групповой аналитик при осуществлении своих интервенций в группе должен руководствоваться принципами, разработанными в рамках психоаналитической практики — отслеживать ди
намику бессознательных процессов, интерпретировать сопротивления, защитные реакции, переносы и т.д. Еще один очень важный пункт, по которому у всех групповых аналитиков существует согласие, — это отношение к групповой ситуации, как в теории, так и на практике, они ставят группу и групповую ситуацию в центр внимания.
Список литературы
1. Блюм Г Психоаналитические теории личности. М.,КСП. 1996.
2. Воспитание детей и психоанализ. М., 2000.
3. Гринсон Р. Ралъф. Техника и практика психоанализа. М: Когито-центр, 2003.
4. Гроеп-Праккен X. Влияние сеттинга на ход психоанализа и психотерапии. Московский психотерапевтический журнал. №2.1996. С. 103-112.
5. Дадун Р. Фрейд. М., 1994.
6. Джейкобе Д. и др. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций. СПб.: Б.С.К., 1997.
7. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М.: Гуманитарий, 1997.
8. Знаменитые случаи из практики психоанализа. М., 1995.
9. «Конечный и бесконечный анализ» Зигмунда Фрейда / Под ред. Дж. Сандлера. М.: МГМ, 1998.
10. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. СПб: Б.С.К 1997.
11. Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. СПб.: Б.С.К, 1998.
12. Лагитнш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996.
13. Мертенс В. Ключевые понятия психоанализа. СПб., 2001.
14. Налчаджян А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван, 1988.
15. Психоанализ в развитии. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
16. Психоанализ детской сексуальности. СПб., 1998.
17. Психоаналитические термины и понятия. Словарь. М.: Класс, 2000.
18. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. Карвасарский Б.Д. СПб, 1998.
19. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик. М.. Смысл, 1997.