нящий принимается таким, какой он есть. Консультант не имеет права манипулировать обратившимся за помощью или навязывать свою позицию. Не допустимы любые формы идеологического давления, в том числе религиозного и политического.
Ежегодно психологическую поддержку по Телефону Доверия получают более 1 800 ООО абонентов. В России зарегистрировано около 300 подобных телефонов, номера которых, как и адреса очных психологических консультаций, в конкретном городе можно узнать по телефонным справочникам, с помощью служб «09» или «060». Эти данные также регулярно публикуются в рекламе.
Познание себя и психологическая помощь
Мы упоминали выше, что психическое здоровье оказывается возможным лишь для человека, понимающего, уважающего, принимающего, любящего себя и окружающих. Реальными эти непростые задачи становятся для людей, познавших себя и других, поверивших в собственные силы и способности, самих стремящихся к совершенству.
Проблема познания самого себя, развития человеческой индивидуальности является одним из центральных вопросов современной психологии. Так, Эрик Эриксон [21] рассматривает процесс становления человека как беспрестанный поиск своей индивидуальности. На разных этапах жизни человек по-разному отвечает на вопрос: «Кто я?» и пытается соответствовать требованиям данного возраста. Если на каком-то этапе жизненного пути он почему-либо перестает соответствовать ожиданиям и ценностям своего возраста, то это может вырасти в серьезную психологическую проблему. Карл Роджерс [9] считает, что неуверенность и негативное отношение человека к себе мешает ему принимать ответственные решения. Без этого навыка личность оказывается недостаточно эффективной, а сама жизнь часто воспринимается самим человеком как мало ценная. Развивая в себе чувство самоуважения, люди постепенно на
учаются признавать и ценность собственных решений. Виктор Франкл [20] полагает, что здоровье человека начинается с обретения им смыла жизни. Ощущение собственной ценности формируется с момента рождения ребенка отношением к нему со стороны родителей, педагогов, сверстников. Чем больше окружающие ценят мнение и чувства ребенка, а затем и взрослого человека, чем активнее поощряют его творчество, тем выше он оценивает себя, тем легче и эффективнее он полагается на собственные решения. И, напротив, если окружающие избыточно критичны и требовательны, если ребенок привыкает подавлять свои чувства и желания, то когда он вырастает, то оказывается не в состоянии верить в себя, не умеет принимать решения и отвечать за них.
Но если родителей и педагогов, как и условия своего рождения, раннего воспитания, выбирать не приходится, то никогда не поздно обрести свое «Я» заново, ощутить собственную ценность и уверенность в себе.
Помочь в этом может профилактическая психологическая помощь, целью которой может стать адресное и массовое психологическое просвещение. Это единственный вид психологической помощи, который, на наш взгляд, психологи имеют право предлагать потенциальным клиентам в опережение их активного запроса о психологической помощи [18]. Актуальность подобного рода услуг определяется, с одной стороны, растущим интересом сограждан к себе, к собственной семье, к качеству межличностных отношений, к своему психическому здоровью и здоровью близких, а также к психологии как к науке, в принципе способной ответить на этот информационный запрос; с другой стороны, — все более очевидной психологической безграмотностью соотечественников, которые, как правило, плохо знают себя, своих близких, зачастую даже не догадываются о том, что окружающие — это другие люди, люди с собственным внутренним миром, своими потребностями, инди
видуальными представлениями о жизни и обо всем, что в ней происходит.
Получить подобную информацию можно из качественной психологической литературы либо от профессионального психолога, который осуществит индивидуальное профилактическое психологическое консультирование [18]. При этом клиенту предлагается несколько личностных тестов. Проанализировав результаты тестирования, психолог знакомит клиента с собственным развернутым психологическим портретом. В случае необходимости клиент с помощью психолога сможет определить стратегию и тактику дальнейшего самосовершенствования либо обсудит, какую профессиональную помощь, в каком объеме, форме и в какие сроки он сможет получить от психолога.
Продемонстрируем возможности профилактической психологической помощи взрослому человеку для диагностики его актуальных и потенциальных психологических трудностей.
Анамнез. За профилактической психологической помощью обратился мужчина тридцати пяти лет, русский, с высшим техническим образованием; он физически здоров, работает частным предпринимателем. Супруге клиента также тридцать пять лет, у нее тоже высшее техническое образование, она здорова. В семье две дочери: четырнадцати и девяти лет.
Клиента беспокоит его неудачная профессиональная карьера: он три раза начинал собственное дело, и какое-то время работа шла хорошо, были удовлетворительные отношения с подчиненными. Постепенно отношения хозяина фирмы с представителями районной администрации и страховых фондов значительно ухудшались, разрывались и, со слов клиента, даже из-за незначительных нарушений, фирма закрывалась налоговой инспекцией.
По мнению клиента, отношение к нему со стороны властных структур было необъективным, поэтому даже типичных недостатков для подобных предприятий оказывалось достаточно для насильственного закрытия очередной фирмы и нового разорения ее хозяина.
В момент обращения клиент пребывает в субдепрессивном состоянии и стремится найти обоснование его идеи о том, что истинные причины его финансовых и организационных фиаско заключаются в предвзятом отношении к нему представителей районной власти.
Методами исследования стали наблюдение за поведением клиента и его опрос с помощью тестов «Несуществующее животное», Р. Кеттела, С. Розенцвейга и Айзенка. Исследование со всей очевидностью показало, что жизненные трудности клиента детерминированы его характерологическими особенностями и специфическим характером его реагирования в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. Так, ему оказался свойственен лишь внешне адекватный уровень социальной адаптации (53,47%), по — сути дефицитарный по всем подуровням: энергетический — L6, Е4, Q,5; регулятивный — Н4, Q37, С3; целеустремленность — С3, Е4, Q47; коммуникативный — А7, Н4, Q27.
У клиента диагностирован меланхолический темперамент, с выраженной тревожностью, ригидностью, тяжелым переживанием неизвестности и новых обстоятельств, повышенной ранимостью. Типичными психологическими характеристикам клиента оказались абстрактное мышление (В8), слабость и хрупкость эмоциональных структур (С3), маскулинность (I3); хитрость (N10); сильная энергетичность (Q8); выявлены тенденции к экстравертированности (А7), озабоченности (F4), сильному социальному контролю (G7), социальной робости (Н4), конформизму (Q2), социальности (Q37).
В результате психологического обследования были выявлены следующие актуальные психологические проблемы респондента: неадекватно низкая самооценка (1=24,7 при «норме» — 30,0); явная переоценка им роли других людей в его жизни (Е=61,7 при «норме» — 40,0); высокий уровень тревожности; нереализованная потребность в доминантности и в контроле за обстоятельствами окружающей его действительности.
К потенциальным проблемам клиента, т. е. к тем, которые пока для него самого и для окружающих не очевидны,
но могут стать таковыми, были отнесены следующие его психологические трудности: низкая самооценка клиента, маскируемая внешней самодостаточностью и внешними атрибутами адекватности (наличие семьи, благоустроенного жилья, своего дела, отсутствие его жалоб посторонним людям на «скверную» жизнь), а также отсутствие реальной цели в жизни с бесконечной чередой сиюминутных задач; неумение предупреждать и конструктивно разрешать конфликты; неумение оказать самому себе первую психологическую помощь и отсутствие в его ближайшем окружении лиц, способных при необходимости оказать ему психологическую поддержку, хотя бы на бытовом уровне. Суть психологических проблем клиента сводится к тому, что он не замечает своих ошибок, не умеет их анализировать и извлекать из них уроки, не обращается к прежнему опыту, не пользуется даже позитивными его плодами. Отмеченные выше обстоятельства свидетельствуют о высоком суицидальном риске респондента, который на первый взгляд воспринимается окружающими как социально успешный. По нашему мнению, состояние клиента лишь усугубляется из-за выраженной дисгармонии его поведения и самочувствия, реальных и презентируемых ближайшему окружению.
Сказанное выше позволяет с высокой степенью вероятности предположить, что респондент нуждается в срочной психологической помощи, которая, в соответствии с принципами оказания последней, может быть предоставлена человеку лишь при его активном запросе о таковой.
При психопрофилактическом консультировании семьи сопоставляются психологические характеристики всех членов семьи, их особенности, что дает реальные шансы для дальнейшей гармонизации отношений в семье в целом.
Наш более чем двадцатилетний опыт оказания психологической помощи отдельным гражданам и семьям свидетельствует о том, что регулярные (1~2 раза в год) профилактические психологические обследования, т. е. своеобразная психологическая диспансеризация, могут действи-