Итак, высшие уровни интеграции психической реальности, обеспечивающие возникновение личности, достигаемая в процессе личностного роста целостность психического органа, возрастающая субъектность личности, проявляются в ряде следствий.
Во-первых, в том, что возникший психический орган (личность) в значительной степени подчиняет себе функциональную организацию нервной деятельности, что проявляется в формировании новых функциональных органов мозга в соответствии с решаемыми психологическими задачами. А поскольку, как отмечал Б.Г Ананьев [2], головной мозг человека постепенно подчиняет своему контролю изменяющиеся в процессе роста и созревания функции организма, речь идет и о подчинении состояний организма состояниям личности.
Во-вторых, этот орган (личность) детерминирует процесс отражения, вкладывая в содержание отражаемого то, что выступает следствием отнесенности этого содержания к системе личностных явлений психики и что «объективно-другим наблюдателем может не фиксироваться.
В-третьих, этот орган (личность) обеспечивает целенаправленное освоение и выработку таких способов взаимосвязи со средой или форм деятельности, которые рас-предмечивают действительность в соответствии с целями, запросами, потребностями личности.
Таким образом, личность как высший интегратор психической реальности «обращает», переворачивает направление детерминирующих влияний (внешнее детерминируется внутренним, объективное субъективным, материальное идеальным). В концепции В А. Петровского [17] в качестве предпосылки активной неадаптивности предполагается освобождение субъекта от (а) актуального средового влияния и от (б) собственных организмических состояний и сиюминутных потребностей.
Итак, три пространства системно организующихся объективных материальных явлений (пространство организми
веских характеристик, включающее нейродинамические явления пространство событий среды, пространство деятельности) предшествуют личности и предопределяют ее генез на начальных стадиях, но далее их отношение изменяется.
Понятие «овладение» в анализе структуры и динамики личности
В обобщающей работе А.Г. Асмолова «Психология личности» находим следующее утверждение: «На определенном этапе развития личности взаимоотношение между личностью и порождающим ее основанием изменяется... Иначе говоря, в ходе жизни обозначается переход от режима употребления, усвоения культуры к режиму овладения... [3, с. 161-162].
В работах А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Слав-ской, Л.И. Анциферовой, А.К. Осницкого и др. созданы основания для обоснованного представления о субъектности как целостной характеристике активности личности, направленной на овладение собой и миром, на преобразование себя и мира с целью достижения и сохранения идентичности.
В целом анализ работ по проблемам отношений «личность — среда (объективная реальность)» позволяет представить процесс становления и развития личности как процесс изменения содержания данных отношений и определить, что рост субъектности реализуется в стремлении личности «экстериоризировать» себя в среду, привнося в нее свое, преобразуя ее в соответствии с собственными смыслами. Для обозначения этого процесса используется понятие «овладение». «Корни» данного понятия содержатся в работах Л.С. Выготского. Он характеризовал «овладение» как процесс сознательной, целенаправленной, избирательной активности личности, которая направлена на изменение (с целью совершенствовать, «окультуривания») окру
жающей среды («природы») и себя (поведения, высших пси хических функций). В процессе овладения новыми пространствами, личность расширяет собственные границы, персо-нализируясь в этих пространствах.
Рассмотрим пример направленности личности на овла дение. В качестве причин, объясняющих привлекательность спортивной карьеры ее субъекты в интервью часто обоз на чают следующие: (1) много поездок (овладение пространством), (2) индивидуализированный график достижений опережением традиционного временного ряда (овладение временем). (3) спортивные достижения располагают субъекта в иерархии статусов «над», т.е. позитивное внима ние окружающих центрировано на нем (овладение про странством межличностных отношений); (4) поддержка тела в хорошей физической форме (овладение телесностью): (5) формирование сильного, волевого характера (овладение собой) и т.д.
Вследствие овладения, человек привносит «свое», личностное, во внешнюю среду (в знания, общественные представления, образы кумиров, профессиональное пространство и т.д.) и, таким образом, овладевает ею. Личность не только освобождается от актуальной средовой детерминации и детерминации организмическими состояниями, но, овладев объективными пространствами бытия, личность как субъект создает и трансформирует среду своей жизни, свой орга низм во всей сложности его процессов, свое поведение.
В нашем рассмотрении структурно личность предста ет как полисистельное образование, включающее помимо пространства собственно психических субъективных явлений (структура личностных смыслов и бытийный слой психики) объективные пространства личностной бытийности (организм, события среды, деятельность). Как они возникают? Пространства объективной реальности, предваряющие личность, по мере ее (личности) формирования реорганизуются ею в соответствие со структурой складывающихся личностных смыслов, преобразуясь в пространства ее бытия.
В структуре личности системно организованное про-транство смыслов занимает позицию НАД феноменами бытийного слоя психики и объективными пространствами ее бытийности. Развитие личности и обретение человеком личностной зрелости сопряжены с появлением и возрастанием способности к порождению новых образований внутри пространства смыслов и самоактуализацией, трактуемой как экспансия Я (структура личностных смыслов) на внешние пространства. Вследствие чего объективные пространства (бытие до личности) становятся бытийными пространствами личности, ее продолжением и частью. Это подчеркнул в своих записках и А.Н. Леонтьев: ...Личность ее коперниканское понимание: Я нахожу свое «Я» не в себе самом (его во мне видят другие), а во вне меня существующем — в собеседнике, в любимом, в природе...».
Основные потребности, обуславливающие динамику личности
Что движет человеком, личностью, что побуждает ее к усилиям, обеспечивающим представленную здесь в описании динамику происходящих с ней преобразований?
На основе соотносительного анализа многих сложившихся в психологии концепций личности нами предлагается ее рассмотрение как реализующей в своем поведении три сопряженные базовые потребности:
(а) потребность в самоактуализации, в экспансии, реали-
зации расширительных потенций Self, что проявляется
через тенденцию к овладению внешними пространствами
(гетеростатическая модель потребностной сферы);
(б) потребность во внутренней согласованности и сохра-
нении целостности психического (гомеостатическая мо-
дель потребностной сферы);
(в) потребность быть подтвержденной внешним, тем,
через что объективировано ее субъективно-внутрен-
нее (потребность в обретении и поддержании целост-
ности внешнего и внутреннего, объективного и субъек-
тивного пространств личности).
Эти три потребности — стороны единой глобальной интенции, с которой человек (как и все живое) появляется свет, — БЫТЬ, т.е. расширять и поддерживать свое бытие
Пункты (б) и (в) могут быть объединены. Потребность согласованности, о которой говорится в пункте (б) реализу ется через ее достижение во всех пространствах личностной феноменологии: — в субъективных, — в объективных (т.е. пространствах личностного бытия), — между субъективными и объективными пространствами. Получение подтверждения (феномен «подтвержденной личности») есть индикатор достигнутой согласованности между определенным образом организованной структурой внутреннего мира и структурой объективного бытийного пространства личности.
«Личностное бытие»: конструирование понятия
В сложившейся обобщенной трактовке бытия как основополагающего понятия философии подчеркивается его вневременный характер: «Бытие — это сущее: то, что существует сейчас, существовало в прошлом и будет существовать в будущем» [11]. Бытие, противопоставляемое сознанию, как идеальной сущности — объективно. Это всеобъемлющее определение бытия. Но личностное бытие конкретного человека, являясь следствием его активности, ограничено во времени, выступает воплощением в объективной реальности структуры и содержания его внутреннего, субъективно-го мира. И, в этом смысле, оно (личностное бытие) всегда субъективно — (т.е. принадлежит субъекту, является результатом того отношения, в которое вступает с объективной сущностью бытия конкретный человек). Субъективна та связь элементов реальности в целое, которая позволяет говорить о целостности индивидуального бытия, субъективно вычленение тех объективных характеристик объектов/предметов бытия, которые создают основания для переживания субъектом своего бытия как тотальности (целостности).
Бытие человека — это реальность, отнесенная к характеристикам субъекта, т.е. реальность, выступающая следствием этих характеристик. При этом, оно (личностное бытие бытие конкретного человека) наступает, когда человек как личность вступает в отношения с внешней реальностью. Отношение каждого из нас с реальностью внешнего мира уникально. Поэтому и бытие каждого из нас уникально.