пример, политики часто обвиняют журналистов в том, что их подкупили.
• Изменение темы дискуссии в выигрышную для себя сторону.
3. Предохранительное самопредъявление. Ставит перед
собой цель не выглядеть плохо. Человек избегает возмож-
ности дать о себе негативное впечатление путем ухода от
взаимодействия с другими людьми.
Тактики, применяемые в этом случае следующие:
• Избегание публичного внимания.
• Минимальное самораскрытие.
• Осмотрительное самоописание. Человек не рассказывает не только о своих недостатках, но и о своих достоинствах, чтобы не оказаться в ситуации, когда он не сможет подтвердить свое мастерство.
• Минимизация социального взаимодействия.
4. Оборонительное самопредъявление. Субъект ведет себя
активно в создании образа, но имеет установку на избега-
ние негативного образа. Эта стратегия, как правило, раз-
ворачивается тогда, когда человека обвиняют в причастно-
сти к какому-то нежелательному событию. Чем более ве-
лика роль человека в этом событии, и чем оно тяжелее,
тем труднее человеку изменить свой негативный образ в
сторону позитивного.
Для этой стратегии характерны следующие тактики самооправдания:
• Отрицание события. Человек отрицает сам факт негативного события, в связи с которым его обвиняют.
• Изменение интерпретации события с целью снижения негативности его оценки. Человек признает сам факт события, но подает его в более позитивном ключе.
• Диссоциация. Человек занижает степень своего негативного участия в этом событии, стремится отмежеваться от него.
• Оправдание. Человек может настаивать на законности своих поступков или приводить аргументы в свою пользу.
• Извинения. Человек утверждает, что не мог поступить иначе, так как не мог контролировать ход событий.
• Признание вины и раскаивание, обещание впредь не повторять ошибок.
Эти тактики могут разворачиваться последовательно йо мере того, как обвиняющая сторона получает дополнительную информацию о негативном событии, но могут использоваться и отдельно.
Эта классификация тоже не охватывает весь спектр стратегий и тактик самопредъявления. В работах М. Селиг-мана была описана тактика выученной беспомощности, которая состоит в том, что человек умышленно изображает неспособность к требующимся от него действиям или поступкам в расчете на то, что окружающие люди ему помогут [4]. Эта тактика реализуется в рамках стратегии демонстрации слабости, потому что другие стратегии, выделенные Э. Джонсом и Т. Питманом, основаны на демонстрации ггревосходства над партнером. Если человек на самом деле был способен самостоятельно справиться с проблемой, то это поведение можно отнести к разряду манипулятивных тактик.
Психологически близкой к ней является тактика создания искусственных препятствий самим человеком на пути к Достижению цели, которая изучалась С. Стивеном и Э. Джонсоном [4]. Человек защищает свою самооценку и свой общественный имидж, объясняя неудачи внешними обстоятельствами или ситуативными факторами (недомоганием, дефицитом времени на подготовку, преимуществами конкурента и пр.). Тактика восхваления соперника является беспроигрышной, поскольку в случае его победы человек доказывает окружающим, что у него был сильный и достойный противник. Если же побеждает сам человек, то его победа
вдвойне почетна. Тактика ложной скромности тоже значительно повышает позитивность образа человека, особенно в тех культурах, в которых ценится самоограничение (например, в Японии, Китае, России). Но эта же тактика в США принесет человеку противоположный эффект, поскольку там принято, открыто заявлять о своих успехах и способностях.
М. Лири с соавторами выделяют такую тактику, как красование [11]. В английском языке она получила название «адонизация» по имени мифологического героя Адониса, который был влюблен в самого себя. Цель этой тактики выглядеть внешне привлекательным. Реализации этой тактики достаточно сложна, поскольку критерии привлекательности у разных людей различны, поэтому субъект самопрезентации должен хорошо знать вкусы аудитории, на которую рассчитано оформление его внешности.
В заключение необходимо отметить, что человек применяет множество тактик самопредъявления в зависимости от ситуации, в которой он оказался, но при этом у него существуют наиболее предпочитаемые приемы, которые наиболее адекватно соответствуют его имиджу. Каждый человек выстраивает свой образ, исходя из своего пола, возраста, принадлежности к определенной культуре, слою общества, профессии и своих личностных особенностей.
Список литературы
L Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении. // Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991. С. 37-74.
2. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях. М.. МПСИ, 1997
3. Зинченко Е.В. Самораскрытие личности как социально-психологическое явление // Прикладная психология. № 5. 1998. С. 59-69.
4. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1998.
5. Соколова-Бауш Е.А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и рецепиенте // Мир психологии. № 3. 1999. С. 132-139.
6. Филонов Л.Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми. Методика контактного взаимодействия. Пущино, 1982.
7. Шкуратова И.П., Гоцева ЮЛ. Самопредъявление подростков в межличностном общении // Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов-н/Д: Фолиант, 2004. С. 267-283.
8. Colvin C.R. Longueuil D. Elicitihg Self-Disclosure: The Personality and Behavioral Correlates of the Opener Scale // Journal of Research in Personality, 2001, 35.
9. Jones E.E., Pittman T.S. Toward a general theory of strategic self-presentation // Psychological perspectives of the self. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1982. P. 231-263.
10. Leary M.R., Kovalsky R.M. Impression management: a literature review and two-component model // Psychological bulletin. No. 1. 1990. Vol. 107 P. 34-47.
11. Schutz A. Assertive, Offensive, Protective and Defencive Styles of Self-presentation: a Taxonomy // Journal of psychology interdisciplinary and applied. 1997, Vol. 132. P. 611-619.
12. Shaffer D. R., Pegalis L. The "opener": Highly skilled as interviewee // Personality and Social Psychology Bulletin, 1990. Vol. 16(3). P. 511-521.
3.3. Самопрезентация личности и отношение к внешнему Я
Субъектность самопрезентации личности
Одной из фундаментальных социальных потребностей является потребность в самопрезентации, в предъявлении себя другому и самому себе. Жизненные ситуации и события, степень их значимости и влияния на судьбу человека определяют направление, меру контроля и степень осознания субъектом образа, конструируемого, «выстраиваемого» для себя и других. Еще И. Гоффман [13] отмечал различные виды «активности» субъекта в ситуации его присутствия пеРед другими и выделял различные планы «исполнения», включающие внешний вид (элементы экспрессивного поведения, знаковые сигналы, сообщающие о социальном положении, половозрастных особенностях, расовых характеристиках и т.п.) и «манеры» (сигналы, предупреждающие о роли, которую субъект будет играть). Он подчеркивал устойчивость форм самопредъяления и его важнейшие функ
ции: определение ситуации для себя и присутствующих, контроль за их поведением, создание благоприятного впечатления о себе, достижение наибольшей выгоды от взаимодействия. Но самопрезентация — это не только управление впечатлениями других людей, но и один из способов получения знаний субъекта о себе, об отношении к самому себе. Именно данная функция представляет особый интерес в контексте обсуждаемой проблемы, так как возвращает к вопросу не только о характеристиках, мотивах самопрезентации, но и к вопросу о субъектности данного явления и его включенности в качестве важнейшей, значимой составляющей в событийную картину мира человека.
С позиций субъектно-деятельностного подхода, развиваемого вслед за СЛ. Рубинштейном [31], А.В. Брушлинс-ким [7, 8] и его последователями, самопрезентация, внешнее Я личности интегрируют как внешние, объективные обстоятельства жизни, так и активное воздействие на них, преобразовывая не только бытие, но и самого субъекта. К данному выводу приводят размышления [14] относительно критериев субъектности, среди которых называется «умение согласовывать свою индивидуальную активность, способ организации личной жизни с социальными конструктами, нормами и формами деятельности» [14]. Ключевой характеристикой субъекта является также развитость навыков саморефлексии, обеспечивающих формирование самоотношения, содержания самовыражения и самопредъявления, соотнесенного со своим бытием.
В.В. Знаков подчеркивает, что рефлексивное отношение каждого из нас к себе наиболее рельефно выражает отношение к бытию, «укореняет» субъекта в его личностном бытии посредством рефлексии различных презентаций. Самопрезентации, конструирование внешнего Я невозможны без познания собственного бытия, без увязывания прошлого с настоящим и будущим. Переживание этих связей, жизненная удовлетворенность выявляют ценностный аспект не только самосознания [23], но и встроенных в него самопре
зентаций, актуализируют отношения личности к себе, в том числе к конструктам своего внешнего Я.
Как известно, субъект не только «вмешивается» в процесс формирования своего образа у другого, но и пересматривает свое внутреннее видение самого себя в соответствии с его жизненной ситуацией, осмыслением бытия. Иными словами, самопрезентация, трактуемая и как конструирование образа для других или переструктурирование образа о себе у других и у самого себя о себе, является всегда связанной с самоотношением, которое, в свою очередь, опосредованно взаимодействием определенных жизненных событий и психологических, социально-психологических характеристик субъекта. Актуализация тех или иных мотивов самопрезентации, изменение ее содержания, сворачивание или разворачивание самопредъявлений отражают и то, какой смысл имеет для субъекта конструирование внешнего Я для себя и других в контексте его бытия, и то, как он относится в этой связи к одному из главных инструментов самопрезентации — к своему внешнему облику. Мотивы самопрезентации и самоотношения сопряжены с различными уровнями личности субъекта и его бытия. В них представлены актуальные, значимые для субъекта связи с бытием. В одном случае направление самопрезентаций, изменения самоотношений обусловлены необходимостью поддержания чувства собственной уникальности и придания такого же статуса своему бытию. В другом жизненном контексте содержание самопрезентации и отношение к своему внешнему облику определяются стремлением показать свою принадлежность к той или иной социальной стратте. Взаимодействия субъекта и бытия могут придавать значимость самопрезентации как способу укрепления самооценки, повышения аттрактивности, получения одобрения, уважения, как средству увеличения влияния, власти. Одновременно, Уровень самооценки, как один из важнейших компонентов самоотношения, а также степень удовлетворенности внешней привлекательностью [15, 28, 34] также могут выступать в качестве мотивов самопрезентации.