17. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия. // Психол. журнал. № 6. 1997 Т. 18. С. 73-83.
18. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Изд-во ЧеРо, МГУ, 1996.
19. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.
20. Каган М.С, Эткинд A.M. Общение как ценность и творчество. // Вопросы психологии. № 4. 1988. С. 25-34.
21. Куницына В.Н. Стиль общения и его формирование. Л.: Знание, 1985.
22. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Автореф. д-ра психол. наук. СПб., 1991.
23. Куницына В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПбГУ, 1995. С. 82-92.
24. Лабиринты одиночества. М.. Прогресс, 1989.
25. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д, Психология затрудненного общения. М.. Академия, 2001.
26. Лабунская В.А., Ногерова М.Т Невербальные паттерны ролевого поведения // Психологический вестник. Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1997. Вып 2. С. 467-486.
27. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1998.
28. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
29. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного общения. // Практическая психология. № 4. 1999. С. 54-64.
30. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1961.
31. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.
32. Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения. // Психол. журнал. № 4. 1987. Т. 8. С. 51-60.
33. Парыгин Б.Д. Социально-психологичекий барьер и его природа. // Философия и социальная психология. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1975. Вып. 3. С. 3-13.
34. Парыгин Б.Д. Социально-психологичекий барьер и его функции // Философия и социальная психология. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1974. Вып. 8. С. 78-79.
35. Петровский В.А. Личность в психологи и парадигма субъектности. Ростов-н/Д: Феникс, 1996.
36. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы, теории и история. // Под ред. А.В. Брушлинского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
37. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
38. Социальная психология личности. М.: Наука, 1979.
39. Старовойтенко Е.Б. Жизненные отношения личности: модели психологического развития. Киев: Лыбидь, 1992.
40. Сухих С.А., Зеленская В.В. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализаций. Краснодар: Изд-во КГУ, 1997.
41. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1991.
42. Фромм Э. Бегство от свободы. М.,1989.
43. Фрустрация, конфликт, защита. Пер. с англ. А.В. Александровой. Вопросы психологии. № 6. 1991. С. 69-82.
44. Хараш А. У «Другой» и его функции в развитии «Я». // Общение и развитие психики. М., 1986. С. 31-46.
45. Хараш А.У Восприятие человека как воздействие на его поведение (к разработке интерсубъективного подхода в исследовании познания людьми друг друга). // Психология межличностного познания. М., 1986. С. 30-42.
46. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.
47. Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. Киев, 1985.
48. Человеко-центрированный подход в образовании, психотерапии, психологии. Ростов-н/Д, 1996.
49. Чудова Н.В. Влияние личностных характеристик субъекта на его представления об идеальном партнере по общению // Психол. журнал. №3. 1993. Т. 14. С. 28-37.
50. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д: РГУ, 1994
51. Южанинова А.Л. Типы затруднений у лиц с низким уровнем когнитивной сложности. // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. докл. всесоюз. конф. Ростов-н/Д, 1990.
4.2. Ценностно-смысловые аспекты общения
В 1925 г. С. Франк в статье «Смысл жизни» писал: «Именно наше время таково, что все кумиры... рушатся один за другим, все украшающие и затуманивающие завесы ниспадают, все иллюзии гибнут сами собой». Эти слова, сказанные в начале прошлого XX в., переломном в жизни российского общества, удивительно точно отражают происходящее в начале нынешнего XXI в. в нашем обществе — в период кардинальных изменений всех сторон его жизни.
Человек — единственное живое существо, обладающее привилегией не просто жить, но и осмысливать свою жизнь. Эта потребность и способность человека составляет духовное измерение его существования. Это междисциплинарная проблема всего гуманитарного знания.
В психологии толчком к возрождению интереса к данной проблеме можно считать публикацию книги В. Франк-ла «Человек в поисках смысла» (1990) и выход в свет антологии русских философов конца XIX начала XX вв. «Смысл жизни» (1994).
В научный оборот отечественной психологии постепенно вошли терминологические сочетания «смысловой подход» (к изучению личности и общения), «смысловая сфера личности».
Смысловая сфера личности
Смысловая сфера личности — сложное многомерное образование. В современной отечественной психологии наиболее адекватно отражающим его сущность считают общенаучное понятие «система» и понятие «психологическая система». Система — это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют целостность и единство [18].
Невозможно представить себе какую-либо ценностную ориентацию или жизненный смысл как изолированное образование. Они образуют динамическую структуру, целостность, организованую иерархично (элементы ее могут рассматриваться как системы, а сама смысловая сфера личности как подсистема системы более высокого порядка); элементы смысловой сферы личности взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимовлияют. Как психологическая система смысловая сфера личности, помимо общих характеристик системы, обладает специфическими особенностями: целеустремленностью и самоорганизацией; это развивающаяся во времени система [11, 21].
Смысловая сфера личности может рассматриваться как подсистема более широкой системы, описываемой различными авторами как «жизненный мир человека», «образ мира» и т.д., которая, в свою очередь, имеет сложный, многоуровневый характер.
Многосторонний теоретический анализ содержательных и функционально-динамических аспектов смысловой сферы личности в отечественной психологии впервые осуществил Д.А. Леонтьев в своей работе «Психология смысла» (1999).
Смысловую сферу личности предлагается рассматривать как динамическую систему смысловых структур личности, существующих как в осознаваемой, так и в неосознаваемой форме. Это относительно устойчивая и автономная иерархически организованная система, включающая в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующая как единое целое. В исследовании Д.А. Леонтьева и др. анализируется структура смысловой сферы, актуальное функционирование смысловых структур и систем. Д.А. Леонтьевым предложено понятие «смысловые процессы» (смыслостроителъство, смыслообразование, смыслоо-сознание), используемое им для описания динамики смысловой сферы личности.
Д.А. Леонтьевым выделяются ведущие, «ядерные» смысловые структуры (обобщенные смысловые образования, составляющие ядро человеческой личности) и частные, периферические. Именно общие смысловые образования (в частном случае ценности) определяют главные и относительно постоянные отношения человека к миру, другим людям, к самому себе, на необходимость рассмотрения которых указывал в свое время В.Н. Мясищев [15]. Источниками ситуативных смыслов могут стать не только мотивы, но и другие смысловые структуры, в том числе и так называемые, смысловые конструкты. Это понятие также предложено Д.А. Леонтьевым. В субъективной семантике личности смысловые конструкты описывают разные измерения (параметры) отношения объектов, явлений и ситуаций к жизнедеятельности субъекта в целом. Они отличаются обобщенностью и большой оценочностью; следствием оценки объекта или явления по смысловым конструктам является приписывание им смысла. Смысловые конструкты более или менее стабильны и трансситуативны [13].
Ценности и смыслы в смысловой сфере личности представляют собой функциональное и онтологическое единство. Многие из обращающихся к исследованию данной проблемы авторов подчеркивают эту мысль. Так, по В. Франклу, человек обретает смысл жизни, переживая определенные ценности [19]. В отечественной психологии Ф.Е. Василюк утверждает, что смысл как целостная совокупность жизненных отношений является своего рода продуктом ценностной системы личности [7]. Г.П. Будинайте и Т.В. Корнилова приходят к выводу, что личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределяется (см. по Габдулиной Л.И.). Д.А. Леонтьев замечает, что личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [13]. Анализируя эти и подобные утверждения, М.С. Яницкий приходит к
справедливому выводу: развитие и функционирование систем личностных смыслов и ценностных ориентации носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер [22].
Ценности личности
Прежде чем перейти к характеристике личностных ценностей, сопоставим ряд понятий, используемых в их научном анализе. Это понятия: ценности, жизненные ценности, личностные ценности, субъективные ценности, ценностные ориентации, ценностные предпочтения. Самое широкое из вышеперечисленных понятий — это понятие «ценности». Во-первых, оно обозначает как общественные, так и личностные ценности. А во-вторых, это атрибут как объекта, так и субъекта. Все остальные перечисленные понятия относятся к субъекту. Большинство авторов трактуют ценность как особое системное качество предметов и явлений, выделяя в нем две стороны — на полюсе объекта и на полюсе субъекта. На полюсе объекта — это атрибут ценностности, заключенный в сущности объективно существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и духовных предметов, независимо от субъективных оценок людей.
На полюсе субъекта — это значимость (ценностность предмета, события, идеи и т.д.) для конкретного индивида в виде переживания ценности, а также рационального постижения et в процессе решения «задач на ценность» или сложного процесса принятия и освоения ценностей (называемого интериоризацией, идентификацией, интернализаци-ей).