16. Роджерс К. Эмпатия. // Психология эмоций. Тексты. М., МГУ, ] 984. С. 234-238.
17. Рояк А.А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. № 4. 1974. С. 71-83.
18. Сопиков А.П. Механизм эмпатии // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар. 1977. С. 89-96.
19. Юсупов ИМ. Психология эмпатии: Теоретические и прикладные аспекты. Автореф. д-ра психол. наук. СПб. гос. ун-т. СПб, 1995.
20. Barett-Lennard G. The phases and focus of empathy // British Journal of Medical Psychology. N 1. 1993. Vol. 66. P. 3-14.
Borkenau P. Gibt es eine altruistische Motivation? // Psychologische Rdsch. N 4.1991. Vol. 42. P. 195-205.
22. Deigh J. Empathy and Universalizability. // Ethics. 1995. Vol 105.
23. Eisenberg N. Empathy and sympathy: a brief review of the concepts and empirical literature. // Anthrozoos. N 1. 1988. Vol. 2. P. 15-17.
24. Eisenberg N. Schaller M. Fabs R. Bustamante D., Mathy R, Shell, R, Rhodes K. Differentiation of personal distress and sympathy in children and adults. // Developmental Psychology. 1988. Vol. 24. N 6. P. 766-775.
25. Houston D.A. Empathy and the Self: Cognitive and Emotional Influences on the Evaluation of Negative Affect in Others.// Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59. N 5. P. 859-868.
26. IckesW Empathic Accuracy.// Jounalof Personality.№ 4.1993.Vol.61. P 587-610.
27. Lisak D., Ivan C. Deficits in Intimacy and Empathy in sexually Aggressive Men. // Journal of Interpersonal Violence. N. 3. 1995. Vol. 10. P. 296-308.
28. Redmond M.V The Functions of Empathy (Decentering) in Human Relations. // Human relations. N 7. 1989. Vol. 42. P 593-605.
29. Sullivan L.A., Kirkpatrick S. W., Macdonal P M. Interpretations of facial expressions of emotions by sexually abused and non-abused girls. // Journal of child sex abuse. N 1. 1995. Vol. 4. P. 45-61.
Раздел 5
ЛИЧНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, СЕМЕЙНОЙ И ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИЯХ
5.1. Профессиональная Я-концепция и карьера личности
Профессиональная Я-концепция. Определения профессиональной Я-концепции
В современных социально-экономических условиях, предъявляющих к каждому человеку высокие требования к его внутренней активности, к самостоятельному поиску и воплощению себя в многомерном мире, к необходимости самоопределения на разных этапах непросто складывающейся профессиональной карьеры, невозможно обойтись без специальных знаний о его профессиональной Я-концепции.
В самом общем плане профессиональная Я-концепция рассматривается как продукт социально-специфической формы самосознания, а именно, профессионального самосознания. В профессиональной Я-концепции фиксируются итоги осознания человеком себя как субъекта деятельности и как личности на каждом этапе профессионального становления. В психологии сложились представления о том, что профессиональная Я-концепция, складываясь в онтогенезе позже Я-концепции, имеет общие с последней составляющие. Но она конкретизирована и осознана человеком в связи и под воздействием норм, правил, моделей его профессиональной деятельности, общения с профессиона
лами и активного участия самого субъекта в профессиональной деятельности, в своем личностном и профессиональном развитии. Вместе с тем трактовки профессиональной Я-концепции многоплановы и неоднозначны.
Многочисленные определения в психологической литературе профессиональной Я-концепции можно разделить на три группы. В первой группе критерием определения выступает часть — целое, в соответствии с которым профессиональная Я-концепция определяется как часть образа мира. Будучи отражением профессиональной принадлежности субъектов, она специфическим образом конституирует характеристики способа описания объектов мира, личное семантическое пространство и имплицитные теории личности, являясь отправной точкой для самохарактеристики и для характеристики себя другому.
Во второй группе акцентируется функциональное назначение профессиональной Я-концепции. В этом плане профессиональную Я-концепцию рассматривают как компонент в системе саморегуляции и регуляции человеческого поведения, как внутреннее функциональное средство или компонент операциональной сферы профессионального труда.
В третьей группе определений по критерию специфической целостности профессиональную Я-концепцию трактуют либо как совокупность, либо как систему сопряженных с оценкой представлений человека о самом себе в контексте его профессии, карьеры, конкретного профессионального сообщества, профессионального становления и развития.
В большинстве исследований профессиональная Я-концепция теоретически рассматривается именно как система, что указывает на сближение традиционного и системного подходов к изучению профессиональной Я-концепции, создает соответствующую логику и методологию ее системного исследования. В ряде теоретических и эмпирических работ явно или неявно доказывается определяющее значение психологических отношений человека к его профессиональной деятельности для содержания, структуры, дина
мики, функций профессиональной Я-концепции. Указанные положения, осмысленные на основе решения аналитических и синтетических задач системного подхода, позволяют по-иному взглянуть [10] на сущность профессиональной Я-концепции человека как системного образования.
Под системообразующим фактором системы понимают интегрирующий фактор, который является ее активным центром и совпадает с ее сущностью. Он обеспечивает целостность, устойчивость, формирование системой собственных внутренних условий существования и предпосылок нового, выступая категорическим императивом для компоновки, создания благоприятной формы взаимодействия между компонентами системы, отбора нужных степеней свободы деятельности, темпов реализации отдельных механизмов, реорганизации и остановки дальнейшей мобилизации системы.
Результаты анализа различных аспектов изучения профессионального самосознания и ценностно-смысловых отношений к профессии (ее отдельным сторонам) на различных этапах профессионального становления субъектов позволили установить, что именно содержание этих отношений влияет на уровень, адекватность, устойчивость, индивидуали-зированность самооценок и профессиональных самооценок; на содержание осознаваемых человеком в профессиональной Я-концепции его свойств; на величину дистанции между отдельными измерениями Я-концепции; на доминирование или на сближение в ней личностных или субъектно-деятельност-ных свойств; на формирование профессиональной позиции и на нахождение человеком глубинных смыслов своей деятельности; на актуализацию специфических функций профессиональной Я-концепции. Иными словами, содержание ценност-но-смысловых отношений человека к его профессиональной деятельности (или к ее отдельным сторонам) выступает системообразующим фактором, который определяет состав, структуру, динамику осознаваемого в профессиональной Я-кон-Цепции.
Исходя из положений концепций отношений В.Н. Мяси-щева [25] и смыслов Д.А. Леонтьева [18], мы определяем ценностно-смысловое отношение к профессиональной деятельности как устойчивое психологическое отношение субъекта к профессии, в которых она (или ее отдельные стороны) пре-зентируется в сознании субъекта как желательная, должная, совершенная (ценность) либо как занимающая место цели или средства в жизнедеятельности субъекта, в реализации тех или иных его потребностей и ценностей. Содержательно ценностно-смысловые отношения человека к профессии являются целесредственными, т.е. субъект-объектными отношениями, в которые человек ставит себя самого и вещи, применяемые им для реализации этой цели. Ценностно-смысловые отношения включают конативный (ведущий) компонент, выраженный в мотивах и вытекающих из них установках, готовности так или иначе действовать с объектом; когнитивный компонент, выраженный в знаниях субъекта об объекте, и эмоционально-оценочный компонент, отражающий эмоциональные переживания и оценки субъекта в адрес объекта.
На основании содержаний каждого из указанных компонентов отношений выделены средственный, потребност-но-технологический, ценностный типы отношений. Сред-ственное отношение характеризуется внешними мотивами: внедеятельностными интересами; низшими атрибутами профессии; мотивациями вознаграждения, репрессий, карьерного продвижения; эгоистическими устремлениями, базовыми или невротические потребностями; мотивами, связанными с неспецифическими потребностями. Здесь имеет место несовпадение целей деятельности и субъективных целей личности. Характерно восприятие и осмысление субъектом его деятельности как утилитарной, как средства удовлетворения потребностей в самоутверждении, признании, материальном благополучии, карьерном продвижении; как отчужденной и подневольной. Профессиональная деятельность выполняет служебную функцию в отношении целей субъекта.
Потребностно-технологическое отношение характеризуется внутренними процессуальными мотивами, связанными с привычкой в самой деятельности. Здесь имеет место совпадение целей деятельности и субъективных целей личности в той мере, в какой содержание потребностей реализуется в технологии деятельности. Деятельность воспринимается и осмысливается субъектом как занятие по долгу, по необходимости, по привычке. Потребностно-технологическое отношение к деятельности задает некоторое в принципе достижимое целевое состояние, отражает актуальные требования момента, толкающие субъекта к выполнению конкретной деятельности, вследствие чего осуществляется временная де-зактуализация потребности. Субъект выполняет служебную функцию средства в достижении цели деятельности.
Ценностное отношение к профессиональной деятельности характеризуется внутренними процессуально-результативными мотивами, когда предмет деятельности становится единственно существенным стимулом деятельности. Отмечается неразрывность внутренней («я хочу») и внешней («я должен») мотивации к работе; синтез активной потребности в деятельности с осознанием человеком своего общественного долга. Здесь наблюдается совпадение объективных ценностей деятельности и субъективных ценностей личности; цель деятельности приобретает личностный характер, а процесс деятельности доставляет удовольствие. Деятельность воспринимается и осмысливается субъектом как психологически свободная, как любимое дело, предназначение, призвание. Она ассоциируется с образом жизни, с определенным аспектом или с воплощением истинного «Я» человека и его сущностных, высших ценностей. Здесь человек служит целям профессии настолько, насколько они воплощают его собственные ценности, тогда сам он и его профессиональное дело рассматриваются им как единое целое, как ценности-цели самого человека.