Смекни!
smekni.com

Психология личности Ермаков П Н Лабунская В А (стр. 88 из 125)


визация иммунитета, психогенная анестезия и т.п.). Психо­логические исследования показывают, что отмечается акту­ализация и доминирование главных личностных качеств, повышение активности всех компонентов психической дея­тельности, уверенный выбор успешных стратегий поведе­ния и т.п.

Социально-психологические исследования указывают на то, что в экстремальных ситуациях повышаются единство, сплоченность, организованность группы, усиливаются кол­лективистские тенденции, явления консолидации, ускоря­ется развитие взаимоотношений, усиливается тенденция поддерживать лидирующий концепт; проявляется склонность к принятию ответственности, возрастает чувство групповой общности, солидарности, коллективного энтузиазма и «бое­вого духа».

На ценностно-смысловом уровне развития личности на­блюдаются также изменения в результате влияния экстре­мальной ситуации. Часто возникают «просветление или высшая сознательность» (К. Юнг), стремление жить «по боль­шому счету», аутентично, происходит открытие внутрен­них источников духовности и космических чувств (А. Мас­лоу); страдание становится осмысленным, меняющим чело­века к лучшему, «потрясением» (В. Франкл) посредством которого можно «подняться выше уже осмысленных соб­ственных возможностей», наблюдается «остановка» логичес­кой деятельности и переход от левополушарной активнос­ти к правополушарной, к «перешагиванию через семанти­ческие поля», «за которыми нас поджидает наше высшее «Я»; озарение, переоценка и переосмысление жизни, про­зрение, видение нового пути, своего места и, в целом, перерождение личности (В.А. Ананьев). Кроме того отме­чается «выход за пределы себя», трансценденция, как воз­никновение «нового понимания, нового уровня развития», также выход в «вертикальное измерение», открытие но­вых истин существования, по меткому выражению М. Ма-мардашвили, «зановорождение».


Известно также и то, что хроническое пребывание в предельных условиях существования действует на многих профессионалов позитивно. Они начинают уделять больше внимания семье, близким; больше дорожат своей работой; возникает «фронтовое братство», склонность поддерживать дружеские отношения с сотрудниками; повышается общая энергетика и тонус, уверенность в себе, чувство ответствен­ности; проявляется большая решительность в ответственных ситуациях, в определении жизненных планов. Профессиональ­но важными становятся качества гармоничной личности (как способствующие профилактике стрессовых расстройств).

Все перечисленные позитивные личностные изменения в ЭС аналогичны изменениям, происходящим в процессе развития личности. Практически, подтверждено, что экст­ремальные условия актуализируют процессы самопознания, саморефлексии, самооценивания, осмысления жизни и пе­реструктурирования ведущих мотивов поведения. Ситуа­ция вообще, а тем более экстремальная, может являться пусковым моментом изменения, перестройки личностной структуры ценностных и смысло-жизненных ориентации, одновременно, выступая средством познания мира. Экстре­мальная ситуация актуализирует проблему выбора в силу своей неопределенности и невозможности уклонения для субъекта, заставляя осознавать свою реальную ценностную структуру, совершенствовать ее.

Таким образом, экстремальная ситуация в некоторых случаях может быть рассмотрена как своеобразный фаси-литирующий фактор самосовершенствования личности, как «катализатор личностного развития».

Толерантность личности к экстремальным ситуациям

Центральной проблемой исследований личности в ЭС является проблема формирования и развития толерантно­сти человека к ЭС. Термин tolerantia (лат.) выражает не­сколько пересекающихся значений: устойчивость, вынос­


ливость, терпимость, допустимое значение, устойчивость к неопределенности, к стрессу, конфликту, к поведенчес­ким отклонениям. Толерантность к стрессу, или психологи­ческая устойчивость, определяет жизнеспособность инди­вида, психическое и соматическое здоровье, охраняет лич­ность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. «Устойчивый» — ха­рактеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно; «неустойчивый» человек либо демонстрирует беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения, либо — невротические, психоти­ческие или просто опасные для других. В психологии про­блема устойчивости рассматривается применительно к лич­ности и малой группе; она возникает и анализируется толь­ко при возникновении повышенных требований к субъекту ситуации и проявляет себя в трех аспектах: устойчивость деятельности, психическая устойчивость (эмоциональная), социально-психологическая устойчивость. Последняя про­является в социальном взаимодействии, связана с процес­сом самоорганизации личности; проявляется в способности сохранять личностные позиции и противостоять воздействи­ям, противоречащим личностным установкам; в способности самоизменяться с учетом обстоятельств; она связана с ори­ентацией не на декларируемые, а на реально действующие ценности и нормы общества. Г.С. Никифоров [11] подразуме­вает под устойчивостью сложное качество, совокупность адап­тационных процессов, интегрированность личности в смыс­ле сохранения согласованности основных ее функций, ста­бильности их выполнения. A.M. Столяренко [16] рассматривает понятие «экстремальной устойчивости» (жизнестойкости), имеющее специальное значение для поведения в экстремаль­ных ситуациях. Свойство экстремальной устойчивости — системное, комплексное, несводимое к частному качеству. Важнейший элемент экстремальной устойчивости — экст­ремальные способности личности, понимаемые автором как «высокая степень соответствия индивидуальных особеннос­


тей человека требованиям к действиям в ЭС». Наличие та­ких способностей выступает в качестве предпосылки успеха человека в ЭС и обеспечения его безопасности, их дополня­ет экстремальная подготовленность личности (наличие зна­ний об ЭС, умений и навыков эффективного поведения в них).

Психологический портрет человека, обладающего то­лерантностью к ЭС, включает следующие черты:

Психофизиологические черты: сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов; активность, сензи-тивность. При этом холерики и сангвиники часто проявля­ют недооценку трудностей и излишнюю самоуверенность.

Психологические качества личности^ высокий уровень развития аналитического мышления, критичность, само­стоятельность, гибкость мышления, развитый социальный интеллект, рефлексивные и интуитивные качества, отно­сительная стабильность эмоций, доминирование позитив­ных эмоций, развитая волевая регуляция, адекватная оценка величины нагрузки и собственных ресурсов, высокие спо­собности к саморегуляции и отсутствие тревожности.

Поведенческие качества: хорошо организованная и внешне-ориентированная поведенческая активность, ситу­ационная смелость, спокойное, уверенное, неторопливое, не напряженное поведение, высокая работоспособность, большое количество вариантов преодолевающего поведе­ния в индивидуальном поведенческом репертуаре и пред­почтение «здоровых» моделей преодоления, опыт преодо­ления трудных ситуаций, просоциальность и гибкость по­ведения, преобладание совладающих стратегий поведения над защитными.

Социально-психологические свойства личности: разви­тие социально-перцептивной сферы личности, активное отношение к жизни, уверенность в себе и доверие по от­ношению к другим, отсутствие защитных реакций, разви­тая социальная идентичность, наличие социальной поддер­жки и общественного признания, удовлетворяющий статус в группе и в социуме.


Характеристики образа Я: устойчивая, позитивная, адекватная самооценка, согласованность Я-воснимаемого и Я-желаемого, самоуважение, чувство собственного досто­инства, убежденность в самоэффективности.

Ценностные качества: высокая духовность, способность к личностному росту, постконвенциальный уровень разви­тия морального сознания, вера, ощущение осмысленности жизни, успешность самореализации, интернальный тип конт­роля; наличие идеальных и высоко ценимых целей; приня­тие долга, ответственность, умение отвечать на вызовы судьбы; патриотизм, экзистенциальный тонус, способность к экзистенциальному усилию доверие к себе и к миру.

Коммуникативные качества: общительность, откры­тость, демократичность, справедливость, честность, альт­руизм, открытое толерантное общение.

Не способствуют формированию толерантности к экст­ремальным ситуациям противоположные, названным выше, качества, в том числе напряженность, сверхбдительность, существование ложных стереотипов, «иррациональное» по­ведение, базирующееся на спонтанном проявлении в ЭС над­личностных установок и стереотипов; ситуационный кон­серватизм; оцепенение и бездействие, высокий уровень пристрастности образа Я и доступность его субъективным искажениям; сверхзависимость от воздействий эмоциональ­ного отношения и оценок других, переживание незначимо­сти, бессмысленности мира. Личности, которые проявляют низкий уровень толерантности в ЭС, имеют плохо разви­тое самосознание, слабую структуру представлений о себе. Они не отвечают на «вызовы» судьбы, пессимистичны, име­ют низкую мотивацию достижения, которую они сами не­редко интерпретируют как отсутствие способностей. Сюда относятся и люди с «выученной» беспомощностью.

Толерантность к ЭС — это социально-психологическая характеристика личности, заключающаяся в способности переносить экстраординарность ситуации без какого-либо


ущерба для себя, быть терпимым по отношению к различ­ным проявлениям мира, других людей, себя самого, пре­одолевать эти ситуации с помощью способов, «развиваю­щих», совершенствующих личность, повышающих уровень адаптации и социальную зрелость субъекта. Фактически, это свойство означает наличие адаптивного потенциала личности, обуславливающего ее возможности в преодоле­нии трудных ситуаций. Для профилактики неблагоприят­ных последствий экстремальных ситуаций у любого чело­века необходимо развивать толерантность к ЭС как комп­лекс вышеупомянутых свойств и качеств.