Достойно упоминания предлагаемое Маслоу деление мотивов на мотивы нужды и мотивы роста: вторые занимают относительно более высокое положение в иерархии. Основное различие в их функционировании состоит в том, что удовлетворение мотивов нужды приводит к снижению мотивации (по принципу снятия напряжения), а удовлетворение мотивов роста – к повышению мотивациих [16].
Несмотря на наличие целого ряда заслуживающих внимания гипотез, догадок и рассуждений, представителями гуманистического направления так и не были разработаны сколько-нибудь последовательные программы экспериментальных исследований, направленные на проверку своих теоретических положений.
1.2.4. Когнитивные теории мотивации.
Основным тезисом авторов когнитивных теорий (от англ. cognitive – познавательный) было убеждение, что поведение человека направляют знания, представления, мнения о происходящем во внешнем мире, о причинах и следствиях. Знание не является простой совокупностью сведений. Знание – не «холодная», бесстрастная информация. Представления человека о мире программируют, проектируют будущее поведение. И то, что человек делает и как он это делает, зависит в конечном итоге не только от его фиксированных потребностей, глубинных и извечных стремлений, но и от относительно изменчивых представлений о реальности.
Когнитивные теории мотивации берут свое начало от работ Л. Фестингера. Рассмотрим его теорию как классический пример применения на практике принципов когнитивизма. Ему принадлежит теория когнитивного диссонанса. Под когнитивным диссонансом он понимал некоторое несоответствие между двумя или более когнициями. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. Именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.
Состояние диссонанса между когнициями Х и Y возникает тогда, когда из когниции Х следует не Y. Например, склонный к полноте человек ре шил сесть на диету (когниция Х), но не может отказать себе в любимом шоколаде (когниция Y). Человек, стремящийся похудеть, не должен есть шоколад. Налицо диссонанс. Его возникновение мотивирует человека на редукцию, снятие, уменьшение диссонанса. Для этого, по мнению Фестингера, у человека есть три основных способа: изменить одну из когниций (перестать есть шоколад или прекратить диету); снизить значимость входящих в диссонансные отношения когниций (решить, что полнота – не такой уж страшный грех или что шоколад не дает значительной прибавки в весе); добавить новую когницию (например, что хотя шоколад и увеличивает вес, зато благотворно влияет на умственную деятельность).
Работы Фестингера породили огромное количество экспериментальных исследований и целых исследовательских программ, результатом которых стало открытие массы новых – порой парадоксальных – эффектов и закономерностей.
Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход и других важных мотивационных понятий: социальные потребности, жизненные цели, когнитивные факторы, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний [4].
1.2.5. Мотивация в работах российских и советских ученых.
Среди психологов начала века, поднимавших эту проблему, следует отметить, прежде всего, А. Ф. Лазурского, опубликовавшего в 1906 году книгу «Очерк науки о характерах». В ней довольно большое место отводится обстоятельному обсуждению вопросов, связанных с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятию решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов; высказанные положения не утратили актуальности и в настоящее время.
О влечениях, желаниях и «хотениях» человека, в связи с вопросами о воле и волевых актах, рассуждал в своих работах и другой крупный психолог Н. Н. Ланге (1914). В частности, он дал своё понимание отличий влечений от « хотений», полагая, что последние – это влечения, переходящие в активные действия. Для него «хотения» - это деятельная воля.
В 20-х годах и позже вопросы мотивации деятельности рассматривал В. М. Боровский (1927), Н. Ю. Войтонис (1929, 1935),стоявший на биологизаторских позициях. Л. С. Выготский в учебном пособии «Педология подростка» (1930-1931) отводит большую главу вопросу о сущности интересов и их изменении в подростковом возрасте. Он считал, что проблема соотношения влечений и интересов является ключом к пониманию психического развития подростка, которое обусловлено, прежде всего, эволюцией интересов и поведения ребенка, изменением структуры направленности его поведения. Несмотря на некоторую односторонность в вопросе об интересах, несомненно, положительным в его взглядах, было убеждение, что интересы не являются навыками, как считали в то время многие психологи. В другой работе – «Истории развития высших психических функций» - Выготский уделяет большое внимание вопросу о «борьбе мотивов». Одним из первых он стал разделять мотив и стимул, говорил о произвольной мотивации. В 40-х годах мотивацию, с позиций «теории установки», рассматривал Д. Н. Узнадзе (1966), говоривший, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко, а именно как то, что является нужным организму, но чем он в данный момент не обладает[6].
Во многих зарубежных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, является принятие решения. Недостатком же практически всех теорий является рассмотрение лишь отдельных сторон мотивационного процесса, без попыток их объединения.
2. Мотивация деятельности человека
2.1. Мотивация как процесс. Этапы мотивации.
Рассмотрим этапы формирования мотива, когда стимулом является биологическая потребность личности, проявляющая себя в виде нужды, влечения.
Первый этап – формирование первичного (абстрактного) мотива. Он состоит из формирования потребности личности и побуждения к поисковой активности.
Для того, чтобы органическая потребность превратилась в потребность личности, надо, чтобы человек принял ее, сделал значимой для себя ее ликвидацию. А для этого необходимо, во-первых, чтобы нужда была осознана, т. е. чтобы появилось чувство голода, жажды и т. п.; во-вторых, нужно чтобы чувство голода, жажды достигло по интенсивности некоторого порога, за которым начинается беспокойство человека по поводу возникшего дискомфорта, переживание этого чувства как неприятного.
Возникновение переживания порождает состояние напряженности и аффективное стремление избавиться от него, восстановить нарушенное равновесие (Л. И. Божович). Следовательно, появление желания устранить нужду является третьим моментом в формировании потребности, под влиянием которой возникает побуждение к поиску путей и средств ее удовлетворения.
Таким образом. потребность как аккумулятор, заряжает энергией всю дальнейшую поисковую активность человека. На этом этапе предмет удовлетворения потребности выступает в качестве обобщенного образа, понятия (мне нужна пища, жидкость), т. е. сначала появляется абстрактная цель, без ее конкретизации (что поесть, что попить) и без продумывания путей ее нахождения. При этом, чем сильнее выражена потребность, тем менее специфичен объект ее удовлетворения: потребность удовлетворяется тем, что подвернется. Появление абстрактной цели ведет к формированию побуждения, к поиску конкретного предмета удовлетворения потребности. Появление этого побуждения означает конец формирования первичного (абстрактного) мотива (в структуру которого входит и потребность и цель) и побуждение к поиску конкретной цели, т. е. к проявлению человеком какой-то активности (см. приложение 2).
Вторая стадия формирования конкретного мотива – поисковая внешняя или внутренняя активность.
Внешняя поисковая активность осуществляется человеком в том случае, когда он попадает в незнакомую обстановку или не обладает необходимой для принятия решения информацией и под влиянием первичного мотива вынужден заняться поиском во внешней среде реального объекта, который мог бы удовлетворить имеющуюся потребность (по принципу «что подвернется»).
Внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов удовлетворения потребности и условий их получения. Приводимый в движение рассудок осуществляет выбор цели и путей ее достижения с учетом многих факторов: конкретных внешних условий (местонахождения человека, имеющихся под рукой средств и т. д.), имеющихся знаний, умений, качеств, нравственных норм и ценностей (наличия определенных убеждений идеалов, установок, отношения к чему-либо), предпочтений (склонностей, интересов) и уровня притязаний [20].
То, что для инициации деятельности недостаточно иметь актуализированную потребность и предмет ее удовлетворения, а нужны наличие и учет многих внешних и внутренних факторов, отмечают многие психологи: С. Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, Ж. Нюттен и др.
Задачей второго этапа мотивационного процесса прежде всего является определение субъективной вероятности достижения успеха при различных способах поведения и деятельности.