Можно утверждать, что ложный консенсус встречается, потому что мы делаем обобщение из ограниченной выборки, которая в первую очередь включает нас (Dawes, 1990). Не имея другой информации, почему бы не использовать свои собственные реакции как ключ к реакциям других? Что касается наших способностей или ситуаций, когда мы ведем себя правильно или успешно, чаше встречается эффект ложной уникальности (Goethals & others. 1991). Мы слу-
Эффект ложной уникальности:
тенденция недооценивать тот факт, что способности и желательное или эффективное поведение имеют широкое распространение.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ Я СЛЕДУЮ БО | ЛЬШИНСТВО СЛЕДУЕТ |
Не произноси имя Господа всуе 64% | 15% |
Не сотвори себе кумира 64% | 22% |
Почитай отца твоего и мать твою 95% | 49% |
Не убий 91% | 71% |
Помни день субботний, чтобы святить его 86% | 45% |
Не прелюбодействуй 90% | 54% |
Не укради 88% | 33% |
Не лжесвидетельствуй 76% | 23% |
Не желай жены ближнего своего 84% | 42% |
Не завидуй богатству ближнего своего 81% | 49% |
жим интересам своего Я, считая, что наши таланты и нравственное поведение довольно необычны (табл. 2-2). Следовательно, тот, кто много пьет, но пользуется ремнями безопасности, будет ггереоценивать количество любителей выпить (ложный консенсус) и недооценивать количество людей, пользующихся ремнями безопасности (ложная уникальность) (Suls & others, 1988). Проще говоря, люди считают свои недостатки нормой, а свои добродетели — редкостью.
ДРУГИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОЛЬЗУ СВОЕГО Я
Эти тенденции — объяснение причин своего поведения в пользу своего Я, восторги в собственный адрес при сравнении с другими и иллюзорный оптимизм — не являются единственными признаками самовосприятия с предрасположением в пользу своего Я. Выше
«Люди не знали бы удовольствия в жизни, если бы никогда'себе не льстили!»
Ларошфуко, «Максимы», 1665
мы отмечали, что большинство из нас переоценивает уместность своего поведения в данной ситуации. В главе 3 вы увидите, что мы вдобавок проявляем «когнитивное тщеславие», переоценивая точность своих убеждений и суждений и неточно припоминая свое прошлое, дабы повысить себе цену в собственных глазах. ,...-* -*<.«., ... Потоки данных сливаются в реку.
Если нежелательное действие не может быть забыто или аннулировано, тогда, как мы увидим в главе 4, мы можем оправдать его. Чем более благосклонно мы относимся к своим характеристикам (умственные способности, настойчивость, чувство юмора), тем в большей степени мы используем этот параметр в качестве основы для суждений о других (Lewicki, 1983).
Если мы симпатизируем другим, то мы будем склонны к мысли, что и другие воспринимают нас с лучшей стороны (Kenny & DePaulo, 1993). Если тест или какой-нибудь другой источник информации — даже гороскоп — льстит нам, мы будем этому верить и позитивно оценивать и
Таблица 2-2. Ложная уникальность: кто следует Десяти заповедям?
Глава 2. «Я» в социальном мире
■ Рис. 2-3. «Если это положительно, то это относится ко мне» (и к моему лучшему другу). Джоэл Джонсон (Joel Johnson, 1985) обнаружил, что испытуемые, которые должны были оцепить, насколько описания соответствуют действительности (напри мер, «с ним легко быть от крытым и естественным»), подбирали: а) не особенно точные дчя случайных знакомых; б) хорошие для своих друзей; в) еще более хорошие для себя.
тест, и любые другие факты, предполагающие, что тест валиден (Ditto, 1994; Glick & others, 1985) (см. рис. 2-3).
Большинство студентов университета, считают, что тест для оценки успеваемости недооценивает их способности (Shepperd, 1993). (Однако в действительности более высокие показатели, которых, как им казалось, они заслуживают, менее точно прогнозировали бы их оценки.) Давая оценку людям на основании их фотографий, мы не только считаем, что привлекательные люди обладают желательными личностными качествами, мы также уверены в том, что наши собственные личностные качества более схожи с их качествами, а не с качествами непривлекательных людей (Marks & others, 1981).
Нам нравится связывать свое имя со славой побед других. Если мы узнаем, что имеем отношение к какому-то достойному порицания человеку (скажем, вы родились в один день), мы повышаем себе цену, смягчая наше отношение к мошеннику (Finch & Cialdidni, 1989).
Можем ли мы все быть выше средне/о? (William W llaefeh Saturday Review, 1 20 79)
'Я признаю, что это действительно очень впечатляет. Но вы же понимаете, что в наши дни каждый выпускник попадает в пятерку лучших учеников».
■ Часть I. Социальное мышление
Итак, права ли популярная психология, утверждающая, что большинство людей страдает от низкой самооценки и недостаточной любви к себе? Множество фактов свидетельствует об ином. Перефразируя Элизабет Барретт Браунинг, можно сказать: «За что я люблю себя? Позволь мне пересчитать, за что!»
МОТИВАЦИЯ САМОУВАЖЕНИЯ
Почему люди воспринимают себя в самом выгодном свете? Согласно одной версии, предрасположение в пользу своего Я можно рассматривать как побочный результат процесса переработки и запоминания информации о себе самом. Вспомните исследование, в котором каждый из супругов считал, что он выполняет больше работы по дому, чем другой. Не может ли это, как полагают Майкл Росс и Фиоре Сиколи (1979), быть связано с тем, что мы очень хорошо припоминаем, что фактически делали, и очень плохо — что не делали или за чем наблюдали со стороны. Я легко могу вообразить себе, как подбираю грязное белье, но не могу представить себя рассеянно наблюдающим за подобными действиями.
Не является ли предвзятое восприятие просто ошибочным, бесстрастным состоянием процесса переработки информации? Или в него вплетаются мотивы в пользу своего Я? Как мы теперь знаем из исследований, у нас существует множество мотивов. В поисках самопознания нам не терпится оценить свою компетентность (Brown, 1990). В поисках самоподтверждения нам не терпится проверить свои Я-концепции (Sanitioso & others, 1990; Swann, 1990). В поисках самоутверждения мы особенно мотивированы в расширении своего Я-обра-за (Sedikidis, 1993).
Эксперименты подтверждают, что мотивационный двигатель приводит в движение наши когнитивные механизмы (Kunda, 1990). Потерпев неудачу, люди с высокой самооценкой подкрепляют свою значимость, осознавая, что у других тоже могут быть промахи, и преувеличивая свое превосходство над окружающими (Agostinelli & lthers, 1992; Brown & Gallagher, 1992). Большинство людей после неудачи находятся в состоянии возбуждения, и, скорее всего, для оправдания они прибегнут к атрибуциям самозащиты (Brown & Rogers, 1991). Мы не просто холодные машины для переработки информации.
Абрахам Тессер (Abraham Tesser, 1988) из университета Джорджии пришел к выводу, что, учитывая мотив «сохранения самоуважения», можно прогнозировать множество любопытных фактов, вплоть до разногласий между братьями и сестрами. Есть ли у вас брат или сестра примерно вашего возраста? Если да, то возможно, по мере вашего взросления окружающие сравнивали вас между собой. Тессер полагает, что восприятие одного из вас как более способного побуждает менее способного к действиям, с помощью которых он может сохранить уважение к самому себе. (Тессер полагает, что наибольшая опасность грозит самооценке старшего ребенка, младший брат или сестра которого более способны.) Мужчины, чьи способности отличались от способностей брата, обычно вспоминают, что они не очень ладили между собой; братья, имеющие равные способности, скорее всего, вспомнят, что у них не было разногласий. Угроза самоуважению может исходить и со стороны друзей или супругов. Несмотря на то что у вас общие интересы, идентичные цели в карьере могут породить напряжение или зависть (Clark & Bennett, 1992).
Глава 2. «Я» в социальном мире
Во взаимоотношениях братьев и сестер наиболее вероятна угроза самооценке для старшего ребенка, имеющего одаренного младшего брата или сестру.
Что заставляет нас поддерживать и сохранять свою самооценку? Марк Лири и его коллеги (Mark Leary, 1995; Leary & Downs, 1995) полагают, что наше чувство самоуважения похоже на индикатор горючего. Поскольку мы — общественные создания, хорошие взаимоотношения благоприятствуют нашему выживанию и процветанию. На индикаторе самоуважения высвечивается опасность социального неприятия, побуждая нас относиться более чутко к ожиданиям других людей. Исследования подтверждают, что неприятие нас другими снижает нашу самооценку, усиливая рвение заслужить одобрение. Отвергнутые или обманутые, мы чувствуем себя непривлекательными или неадекватными. Эта боль может побудить нас к самосовершенствованию и поиску общества, где бы нас приняли.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О САМОЭФФЕКТИВНОСТИ И ПРЕДРАСПОЛОЖЕНИИ В ПОЛЬЗУ СВОЕГО Я
Многих читателей все написанное выше может расстроить или возмутить (так как будет противоречить их собственному опыту относительно чувства неадекватности). Чтобы успокоить вас, скажу, что большинство из предрасположенных в пользу своего Я могут, тем не менее, чувствовать себя низшими по сравнению с некоторыми людьми, особенно с теми, кто на ступеньку или две выше их на лестнице успеха, привлекательности или умений. И не все действуют на основании предрасположения в пользу своего Я. Некоторые люди действительно страдают от низкой самооценки. Не жаждут ли такие люди уважения и, как следствие, не часто ли демонстрируют предрасположение в пользу своего Я? Не является ли предрасположение только маской? Это то, что предполагали некоторые теоретики, такие как Эрик Фромм (Shraugcr, 1975).