Смекни!
smekni.com

Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе (стр. 3 из 6)

Конструктивным межличностный конфликт может быть лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют: соперничество (противоборство), сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс-урегулирование разногласий через взаимные уступки; избежание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем; приспособление - тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Продуктивный (конструктивный) конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служит источником самоусовершенствования и саморазвития личности. (С. 174-175.)

Мы считаем, что не объект конфликта, а стратегия поведения его участников оказывает решающее значение в разрешении конфликта. Подобное отношение к конфликтам мы находим у Григорьевой Т.Г. и Усольцевой Т.П. (1997). Они считают, что не сами конфликты действуют разрушительно и затрудняют совместную жизнь людей, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, ощущение угрозы. При чрезмерно интенсивных и длительных переживаниях может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков и чувств.

Если вы хотите разобраться в конфликтной ситуации, найти из нее наилучший выход, если вы хотите научиться использовать конфликтные ситуации для накопления опыта мудрости, для своего собственного развития, вы будете искать в конфликте его основу. (С. 88.)

Негативное отношение к конфликту рождает у людей такое поведение, как избегание, уход от конфликта. Подобная тактика поведения не может не оказать вредного влияния на самооценку личности, на социальную сферу его развития. В результате большой популярности подобных воззрений, считает польский психолог Е. Мелибруда (1988), люди стараются скрывать свои конфликты от других и даже от самих тебя. Таким образом, часть конфликтов существует как бы во внутреннем, скрытом плане.

Итак, ключ к решению проблемы конфликта состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт как на задачу, которая должна быть решена: в первую очередь определить причины конфликта, а затем применить соответствующую технику решения конфликта.

На первом этапе мы рассматривали основные типы конфликтов, проявляющиеся в школьном коллективе.

Безусловно, психологическое содержание конфликтов различно, но мы посчитали необходимым в начале дать только номенклатуру конфликтов с тем, чтобы в дальнейшем перейти к качественному анализу проблемы: анализу особенностей динамики изменения типов конфликтов в различных возрастных группах и системах отношений.

Метод статистической обработки составляющих конфликта (разрешение конфликта, отношение участников после конфликта, время, место конфликта) позволил нам сделать глубокий анализ конфликтов, найти истинные мотивы противоборствующих сторон, что позволяет конструктивно разрешать возникающие противоречия в ученической среде.

Конфликты, рассматриваемые нами в системе отношений «Ученик-ученик», были разгруппированы в следующие подсистемы отношений: «Мальчик - мальчик», «Мальчик - девочка», «Девочка - девочка».

Согласно данным нашего исследования конфликты, имеющие место в системе отношений «Ученик-ученик» (1-11 классы), выделились в две основные группы: конфликты в предметно-деятельностных (59,7%) и межличностных (40,3%) отношениях.

В сфере предметно-деятельностных отношений конфликты, в свою очередь, разделились на такие, где источниками являются: деятельность - 64,1% и предметы - 35,9%. Источниками конфликтов в межличностных отношениях являются личные (66,7%) и деловые (33,3%) отношения.

Согласно полученным данным вырисовывается следующая картина: самое большое число конфликтов среди учеников происходит в деятельности (8,2%), затем конфликты в личностных отношениях (26,9%), конфликты из-за предметов (21,4%) и конфликты в деловых отношениях (13,4%).

Однако, если рассматривать эти конфликты в разных возрастных группах (младшая (1-4 классы), средняя (5-8 классы) и старшая (9-11 классы) отдельно, то становится очевидным такой факт: с переходом от одной возрастной группы в другую процентное соотношение источников конфликта меняется, некоторые категории конфликта исчезают совершенно, появляются новые. Например, в младшем школьном возрасте нами выделены конфликты из-за притязаний на игрушки сверстника (45,2%). Они занимают ведущее место среди конфликтов из-за предметов. В других возрастных группах эти конфликты нами не зафиксированы. В начальном школьном возрасте конфликты из-за случайных физических столкновений (37,8%) занимают ведущее место среди конфликтов в деятельности, в среднем школьном возрасте заметен спад их процентного соотношения (25,0%), а в старшем школьном возрасте эти конфликты нами не замечены вовсе.

Существуют такие группы конфликтов, которые не имеют места среди учеников начальных классов, и появляются только в среднем звене. Например, конфликты из-за разглашения тайны, появившись в 5-8 классах, остаются также и в старшем школьном возрасте и т.д.

В этой главе описываются следующие конфликты: конфликты в «играх-драках», в подвижных играх, из-за условий игры, из-за результата игры, из-за физических столкновений, из-за места, из-за притязаний на игрушки сверстников, из-за притязаний на школьные принадлежности сверстников, из-за притязаний на предметы обихода, из-за притязаний на завтрак товарища, из-за притязаний на деньги сверстников, из-за оскорблений (словами, тоном, прямым контактом, жестом), из-за притязаний на лидерство, из-за разглашения тайны, из-за клеветы, из-за ревности, в сфере деловых отношений; даются таблицы, где отражены системы отношений, составляющие конфликта и их процентное соотношение; рисунки с уровнем эмоциональной выраженности конфликтов.

В начале дается описание типового конфликта с таблицей и рисунками, затем следует схема реального конфликта, описание и комментарий. В этой главе представлены 15 таблиц, 23 рисунка и 30 конфликтов с реальными участниками.

На втором этапе исследования мы рассматривали особенности протекания конфликтов во всех системах отношений, мотивы их поведения, причинно-следственные связи такого поведения, но уже с большим акцентом на возрастные особенности.

Конфликты в начальной школе составляют большую часть нашего банка конфликтов — 53,8 %. Активные наблюдения в естественных условиях показали, что традиционные методы разрешения спорных вопросов оказываются малопродуктивными. Позиции взрослых чаще всего оказываются неверными. Отсутствие объективности проявляется в том, что, например, предпочтение в большей мере отдается ученику с хорошей успеваемостью и пр. В тех случаях, когда дети пытаются без взрослых разрешить свои столкновения, физическое превосходство одного из участников, как правило, решает исход конфликта.

Таким образом, из числа зафиксированных нами конфликтов только 6,3 % были разрешены конструктивным путем, т.е. без ущерба интересов и желаний обеих сторон, без проявления отрицательных эмоций.

Анализ конфликтов в начальной школе позволяет сделать следующие выводы:

1. Конфликты в деятельностных отношениях случаются из-за отсутствия навыков само регуляции у учащихся.

2. Конфликты в предметных отношениях являются следствием неограниченного чувства собственности, что ведет к несоблюдению прав и обязанностей к чужой личной собственности.

3. Конфликты в личных отношениях случаются из-за борьбы за высокий статус в детском коллективе, что вызывается потребностью в самоутверждении у детей с сильно развитой волевой сферой; из-за симпатий к сверстникам противоположного пола.

4. Деловые конфликты носят неконструктивный характер из-за неуравновешенности детей.

Проблема разрешения конфликтов среди учащихся среднего звена решается немного лучше, чем в начальном звене. Анализ показывает уменьшение деструктивных конфликтов - 85,7 % (в начальном звене - 93,7 %) и рост конструктивных - 14,3 % против 6,3% в начальном звене. Однако этот рост объясняется не качеством разрешения конфликтов, а количеством. Если сравнивать эти конфликты в возрастных звеньях, то вырисовывается противоположная тенденция. Это проявляется даже в том, что при разрешении конфликтов отсутствует такая составляющая, как спокойный тон.

Анализ конфликтов, имеющих место среди учащихся среднего звена школы позволяет сделать следующие выводы:

1. Наблюдается небольшой спад конфликтов (на 8,7 %) из-за притязаний на личную собственность сверстников. Инициаторы намеренно посягают на собственность товарищей. Чаще всего это «лидеры» группы с низким уровнем общего развития. Пользоваться чужой собственностью является их неограниченным «правом», но при этом своя собственность зорко охраняется.

2. Отсутствие конфликтов из-за притязаний на завтрак сверстника объясняется тем, что дети среднего звена чаще делятся завтраками, угощают друг друга, ученики же начальных классов больше угощают учителя, реже —своих одноклассников. Чувство коллективизма начинает зарождаться у учащихся пятого класса.

3. Притязание на деньги одноклассников приобретает здесь несколько другой оттенок. Если в начальном звене деньги исчезали тайно, то здесь идет открытое вымогательство или их забирают, открыто, ничего не объясняя. Инициаторы этих конфликтов - начинающие или уже состоявшиеся «лидеры» примитивной группы.