При достижении благодатного состояния восприятия истины, составляющие процесса познания меняют свой статус. Святоотеческая традиция свидетельствует о зарождении в душе подвижника благодатного духовного действия через образование триады добродетелей – любви, смирения, милосердия. Их образование является результирующей духовно-нравственного познания, а также условным водоразделом между духовным восхождением к истине и непосредственным восприятием ее действительности.
В указанной триаде добродетелей любовь становится формой взаимоотношений между людьми; смирение, соответственно предстает как объединенность психического неделимым, безусловным духом — духовно-нравственным содержанием личности. Милосердие же выступает качеством нравственных волеизъявлений совершенствующейся личности. Названные добродетели представляют собой личностно-нравственную структуру, символически представляющую внутритроические отношения. Изначально-содержательным аспектом при этом является смирение, динамически-исходным – милосердие, а формально-образующим – любовь. Связанная таким образом структура названных добродетелей символически приобщает ее носителя к духовной действительности. В этой связи в работе раскрываются взаимоотношения нравственно-личностной структуры человека с другими элементами его психофизического состава.
Одним из важных вопросов, рассматриваемых в поздневизантийский период развития святоотеческой психологической мысли, был вопрос о включенности телесности человека в духовное познание. Особенно глубокое раскрытие эта проблема получает в святоотеческой практике «умного делания» — практике умной молитвы (Григорий Палама, Григорий Синаит).
Святоотеческая концепция человека позволяет рассматривать различные его сост авные части как элементы единой сущности (Григорий Палама). Посредством этого единства обосновывается монизм в представления о человеке. Тело, душа и дух в динамическом ключе святоотеческой антропологии представляют собой символическое отражение божественной троичности, следовательно, должным образом связаны сущностным единством человека. Те же отношения раскрываются и в духовном познании, отражающем динамический аспект духовного бытия личности в ее духовном развитии. Тело включается в устремленность к духовному через символическое уподобление духовному телесных проявлений. Это достигается тремя способами: соответствующим духовному употреблением тела, регуляцией внутреннего состояния через воздержание и пост, а также через символическое уподобление телесного духовному.
В качестве иллюстрации третьего способа показателен метод молитвы в святоотеческой практике безмолвия. Известно, что молитва в традиции монахов-безмолвников предполагает принятие молящимся специфической позы: «свернутости» тела, «замкнутости на себе». Это образно-символически соответствует сосредоточенности ума на внутреннем, то есть его «неразвлеченности» внешними впечатлениями. Через уподобление тела уму своей формой оно становится символически связанным с умом как внешнее с внутренним. Символически уподобляясь в своих внешних формах желаемому внутреннему состоянию ума, тело способствует более глубокому включению субъекта в процесс духовного познания.
Контроль над сдерживанием дыхания, осуществляемый при этом в технике молитвенного делания, призван «как бы» (то есть символически) концентрировать в теле ум (Григорий Палама, Григорий Синаит, Феолипт Филадельфийский). Задерживание дыхания является волевым актом, то есть собственно душевным усилием. Оно символически ограничивает, «сокращает» внешние проявления этой «процедуры», направляя внимание от внешнего к внутреннему смысловому содержанию.
Святые отцы указывают, что тело, в силу своей иноприродности по отношению к духовному, не способно вместить сущности ума, если не будет жить по принципам, соответствующим духовной природе (Григорий Палама). Таким принципом в святоотеческой традиции является, в том числе, и принцип символизма, в формальном, динамическом и содержательном планах приводящий внешнее, явленное бытие в соответствие с умопостигаемым, духовным, связывая в себе эти два мира. Таким образом, духовное по отношению к телесному в условиях данного метода молитвы представляется как внутреннее, ноуменальное по отношению к внешнему, эмпирическому. Душа же при этом выполняет роль символа в его полифункциональном значении, осуществляя сближение, взаимопроникновение и соединение двух реальностей: духовной и телесной. Душа посредством присущего ей нравственного содержания как символа соединяет внешнее, явленное телом, с внутренним духовным содержанием. Дух представляется началом жизни души, ее духовным смыслом. Душа же в отношении тела определяет многообразие его витальных проявлений. Специфика и качество физиологических функций и витальных проявлений тела определяются собственно действием души.
Рационалистическая задача определения механизма взаимодействия души и тела в святоотеческой традиции снимается тем положением, что это «взаимодействие» проявляется как оживотворение. Метод молитвенной практики безмолвников показывает неотделимость в духовном состоянии (а именно это состояние понимается как истинное в святоотеческой традиции) трех элементов структуры человека: души, тела и духа, раскрывая их отношения между собой с позиций антропологического монизма.
Заключение и выводы
1. В ходе историко-психологической реконструкции выявлены и рассмотрены социально-исторические предпосылки формирования представлений о человеке и его внутреннем мире в поздневизантийской культуре: кризис социально-политических основ жизни общества; возрождение античных интеллектуальных ценностей; обострение интереса к проблеме духовности; острота дискурса по широкому кругу вопросов, касающихся разных аспектов бытия человека: о его природе и сущности, целях и назначении, формах и способах познания.
2. Раскрыты идейные истоки и основы развития гуманистического и духовно-ориентированных течений в культуре Византии XIV века, особенности мировоззренческих позиций и антропологических воззрений их представителей.
3. Теоретический анализ литературы позволил выделить принципы духовного познания, лежащие в основе святоотеческого мировосприятия: а) принцип символизма, б) модуляционный принцип (принцип модуляции духовной действительности в различных планах бытия), в) принцип триединства сторон бытия и познания, г) принцип духовно-нравственной ориентации познания.
4. Установлено, что в качестве аутентичного способа, раскрывающего психологические особенности святоотеческого познания действительности, может быть использован принцип символизма, основанный на богословско-метафизическом положении о представленности духовного бытия в бытии вещественном. В этой связи психическое выступает в качестве одного из онтологических уровней символизации сферы духовного. рассмотрены онтологические (интегрирующая, динамическая, дифференцирующая) и познавательные (медиативная, модуляционная, психодинамическая и телеологическая) функции символа. Раскрытие понимания символического знания, его функций, форм проявления и характеристик в святоотеческой традиции существенно дополняет его трактовку в русле психологической науки.
5. Показано, что связь психического и духовного планов опосредуется принципом модуляции, согласно которому онтологические планы связаны символическими отношениями. Внутренняя жизнь личности в онтологическом аспекте является символизацией «внутритроических» отношений и раскрывается в трех аспектах: содержательном – нравственность, динамическом – свобода воли и формальном – единство самосознания и миросозерцания.
6. Исследование трудов восточно-христианских мыслителей поздневизантийского периода показало, что психологический аспект духовного познания приобретает в святоотеческой традиции нравственную характеристику. Нравственность рассматривается как символическая представленность духовно-смыслового плана в психической жизни человека. В психолого-антропологической структуре личности она является аспектом, максимально приближенным к сфере духовного. Нравственное в человеке характеризуется подобием духовному и несет в себе его существенные свойства: нравственное как переживание истинного, свобода как необусловленность, и целостность, как единство всего психического содержания.
7. Характерной особенностью духовно-нравственного познания является изменение статуса психического при достижении искомого духовного состояния одухотворенности психического. Это, в свою очередь, задает системообразующую координату развития и преобразования всей психолого-антропологической системы и обеспечивает выход за пределы гносеологической проблематики в сферу духовно-нравственного совершенствования личности. Утверждение гармонического единства и взаимосвязи когнитивного и нравственно-личностного аспектов познания в святоотеческой психологической мысли имеет важное значение для современной психологической науки.
8. Рассмотренные методологические подходы находят свое применение в трактовке отношений между психическим и телесным. В символическом плане их отношения раскрываются с позиций антропологического монизма. В святоотеческой традиции они представлены на примере «психофизического метода» молитвы. Духовное по отношению к телесному в этом контексте выступает как внутреннее по отношению к внешнему. Душа выполняет при этом роль символа в полифункциональном его значении, осуществляя сближение, взаимопроникновение и соединение двух онтологических планов: духовного и телесного.