Смекни!
smekni.com

Психолог о подростках в школе и семье. Теория и практика психодиагностики (стр. 1 из 7)

Л.Н. Собчик

Проблема личностных особенностей и межличностных отношений детей (подростков) представляет собой целый комплекс факторов.

Неустойчивость эмоциональной сферы, зыбкость границ «Я», тенденция самооценки к значительным колебаниям, роль ситуативных влияний, воздействие разных по своей объективной значимости «героев» из реальной действительности и из произведений искусства - все это создает выраженные трудности в определении типологической принадлежности ребенка. И все же следует пытаться выявить ведущие тенденции детского характера, лежащего в основе формирующейся личности.

Для изучения индивидуально-типологических особенностей детей удобен детский вариант индивидуально-типологического опросника ИТДО1. Методика представляет собой лаконичный опросник, направленный на изучение индивидуально-типологических свойств ребенка. Опросник содержит 61 утверждение, на которые ребенок должен ответить “Верно”, если согласен, и “Неверно”, если не согласен - по каждому утверждению. Пункты опросника не вызывают защитных реакций, так как направлены на свойства темперамента, а не на социально одобряемые или неодобряемые формы реагирования. Апробация ИТДО показала, что методика позволяет уловить основные, преобладающие тенденции характера ребенка.

Согласно теории ведущих тенденций, каждому ребенку присуща индивидуальная избирательность по отношению к явлениям окружающего мира и свой собственный стиль усвоения полученной информации, что и создает базу для формирования разных, по-своему неповторимых личностей даже при одинаковых средовых условиях. Понятие "ведущая тенденция" более емкое и динамичное, чем “черта”, “свойство”, ”состояние". Ведущая тенденция пронизывает все уровни и этапы формирования личности - от индивидуально-типологической предиспозиции и черт характера до сформированной личности. Словом, это – сквозная устойчивая личностная характеристика, проявляющаяся на всех этапах развития личности и на всех уровнях самосознания.

Если сформированная личность взрослого человека обладает устойчивыми характеристиками индивидуального стиля, то черты еще незрелой личности ребенка больше проявляются как свойства темперамента, на базе которого еще предстоит сформироваться личности в процессе социализации. Личность не является «застывшей окаменелостью»: это - динамичная система, открытая внешним воздействиям, реагирующая на изменения среды в пределах индивидуально очерченного диапазона изменчивости, что делает структуру личности адаптивной и выносливой к стрессу.

Однако именно устойчивые свойства личности не позволяют социуму целиком поглотить индивидуальность, а ситуативные факторы не приводят к непрерывным изменениям. У ребенка влияние социума в качестве морального цензора в основном вызывает противодействие в силу непосредственного побуждения к свободе и независимости, а ситуативные аспекты в виде соблазна реализовать свои желания и потребности подталкивают их к импульсивным поступкам. При отсутствии развитого внутреннего самоконтроля у детей в большей степени, чем у взрослых проявляется тот тип переживания и поведения, который определяется ведущей индивидуально-личностной тенденцией.

Интеграция личности в целое реализуется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное "Я" человека, в то время как его идеальное "Я" определяет направление, в сторону которого движется личность в процессе самосовершенствования. У ребенка самосознание формируется через сравнительный анализ своих чувств, мнений и поступков с переживаниями, мыслями и поведением окружающих лиц, однако личность еще слабо интегрирована, в связи с чем в переживаниях и поведении преобладают черты темперамента. Однако индивидуально-типологический стиль как врожденная черта характера уже отчетливо намечен. В формировании характера в качестве базовых свойств выступает врожденный темперамент, а в качестве интегрирующего фактора – стиль воспитания, идущий от окружающих взрослых: мать, отец, учителя.

В первую очередь огромное значение в воспитании ребенка играет мать. Если она сама является выраженным акцентуантом гипотимного склада (сензитивный, с повышенной тревожностью, сверхответственный, альтруистически настроенный человек), то она чаще всего настолько боится за своего птенчика, что вредит ему гиперопекой и постоянными опасениями по любым поводам из страха, что с ним что-то случится. На каждом шагу ребенок слышит предупреждения об опасности. Мать стремится сделать все сама, подменяя своими действиями побуждения ребенка к самостоятельности. В этом случае природой заложенное чувство тревожности, необходимое для нормального выживания, раскачивается и заостряется до высокого уровня тревоги и в дальнейшем затрудняет жизненную адаптацию, превращая ребенка в существо беспомощное, безвольное, избыточно конформное, зависимое от более сильных окружающих лиц.

Если мать отличается выраженной акцентуацией по гипертимному типу, при котором избыточные черты независимости, беспечности, жажды самореализации сочетаются с вытеснением из сознания всего того, что осложняет жизнь, привносит озабоченность и тревогу, то ее метод воспитания проявляется как попустительство. Ребенок в такой ситуации растет недисциплинированным, не знающим ограничений своим прихотям и капризам; он не приучается к усидчивости и труду. В дальнейшем его адаптация затруднена в связи с неразвитым самоконтролем и отсутствием выработанных норм поведения в соответствии с моралью и нравственностью социума.

Если характер матери отличается выраженной несбалансированностью, чертами эмоциональной возбудимости, непоследовательностью требований, предъявляемых к ребенку, то ее методы воспитания - противоречивы и неадекватны: за плохим поступком может не последовать порицание или наказание, а за хорошее поведение ребенок не получит награды, поощрения. Приспособиться к материнской непоследовательности на основании здравого смысла ребенок не может, отсюда и его собственное Я не может формироваться на базе логических предпосылок. Такой метод воспитания не способствует интеграции личности; напротив, он может породить расщепление Я, привести к полной дезинтеграции.

Порочность приведенных выше стилей воспитания может быть отнесен не только к матерям, но и к отцам, и к учителям, так как их влияние на ребенка чуть менее значимо, чем материнское, но тоже велико.

Разберемся в тех личностных особенностях и стилевых характеристиках поведения ребенка, которые выявляются шкалами индивидуально-типологического опросника ИТДО и позволяют дать характеристику основным индивидуально-личностным типам.

Повышенные показатели по шкале Тревожности

выявляют тип личности, аналогичный тому, который у взрослых (как это приведено в предыдущей главе) описан как личность с повышенной тревожностью, и свидетельствуют о преобладании у ребенка таких черт характера как нерешительность, выраженное чувство ответственности, внутренняя потребность в соответствии требованиям окружения – преподавателей, родителей, класса, а также мнительность, боязливость, склонность к необоснованным страхам. Ученики такого типа более старательны в выполнении заданий из страха получить плохую отметку, болезненно переживают упреки и наказания, очень нервничают перед разного рода контрольными заданиями и экзаменами. Они проявляют верность и преданность в дружбе, но, в основном, на ролях ведомых, являются преданными проводниками морали старших – родителей, преподавателей, любят пожаловаться на своих обидчиков, наябедничать. Феномен ябедничества тесно связан с потребностью слабой личности, не способной постоять за себя, в сильном покровителе.

Тревожный тип

чаще встречается среди девочек. Мальчики, принадлежащие этому типу, выглядят как «тихони», «приличные», «воспитанные мальчики». При достаточно продуктивном интеллекте и те, и другие могут в силу старательности систематически получать высокие оценки за успеваемость, нравятся учителям, на них не жалуются родители, но стереотипный стиль мышления и компромиссность в поведении не позволит им совершить прорыв в какой либо интересной сфере знаний и они всегда будут занимать ведомую позицию по отношению к сильным личностям.

Повышенная шкала Агрессивности

(стеничности), напротив, говорит о выраженной уверенности в себе, стремлении к самоутверждению, к двигательной активности и самостоятельности при низкой подчиняемости, а при высоких баллах указывает на избыточную активность, импульсивное поведение при низкой подчиняемости, склонность к агрессивным поступкам и прогулам, небрежность в выполнении заданий, вплоть до явных злобных хулиганских действий. Такой тип больше характерен для мальчиков, особенно для выросших в неполных семья. Среди них нередко встречаются мальчики, которые не испытали в детстве настоящей родительской любви, тепла, доброты и заботы, привыкшие с раннего детства противопоставлять себя окружению, бороться за себя. Хотя они и доставляют самые большие трудности для педагогического состава, жесткие меры пресечения (исключение из школы, перевод в специальный класс или школу, плохие отметки не столько за знания, сколько за поведение) здесь приведут лишь к еще большему ожесточению ребенка и личностная деформация будет усугубляться, так как злом зла не исправить.

Высокая шкала Экстраверсии

проявляется избыточной общительностью, мешающей целенаправленности действий, повышенной отвлекаемостью, болтливостью, при избыточном количестве друзей и знакомых контакты остаются поверхностными, неглубокими (много знакомых – мало настоящих друзей). В обучении лучше усваивают материал в игровом, диалоговом режиме, чем по учебникам. Они шаловливы, смешливы, однако достаточно реалистичны и предприимчивы. Могут соврать, чтобы выйти из трудного положения, прихвастнуть, чтобы повысить свою значимость в глазах окружающих.