Смекни!
smekni.com

Школьное образование сегодня: состояние и предложения (стр. 4 из 5)

А именно: для фэн-шуя не требуется умения аккуратно писать, не требуется умения формулировать свои мысли и не требуется умения удерживать в голове какую-либо информацию. Послушайте, как говорят нынче промоутеры всей этой новизны - это же готовая иллюстрация: словесная диарея. Но - это ключевой момент - в первом классе учатся все.

Если мы не учим писать палочки и крючочки, мы не развиваем так называемую мелкую моторику. Спросите психологов, как это сказывается на умственных способностях. Можно даже и не спрашивать, а пойти в школу и посмотреть. Если мы не учим стихов наизусть, мы не развиваем память. И получаем школьников, не способных решить только что разобранную на доске задачу (то есть повторить решение). Если мы не вызываем к доске (как же, нельзя обижать, нельзя выставлять на посмешище...), мы не хуже учим - мы не приучаем формулировать свои мысли. Что мы получаем в итоге - можно увидеть по телевизору. Но лучше не смотреть. Знали бы обезьяны, что от них произойдет - ушли бы в монастырь.

На это можно задать резонный вопрос - откуда же берутся умные, умеющие работать, интересующиеся наукой дети? Они ведь есть! Да, это те несколько процентов (оценка для Москвы), в которых природные задатки оказались настолько сильны, что их не сумела разложить система, либо те, которым дико повезло с педагогами, школой и родителями. Но таких педагогов, школ и родителей с каждым годом становится меньше. Теперь спросите биологов, они вам объяснят, что нужно для поддержания численности вида. И сделайте выводы - ниже определенной численности наступает конец. Зверям не с кем спариваться, а у людей исчезает "среда". И капец. Вывод прост и обиден - для того, чтобы иметь через 10 лет мыслящих выпускников, надо сейчас вернуться назад. Надо создать школу, в которой учить, как встарь - палочки и крючочки (и никаких роллеров, никаких шариковых ручек, авторучки - только в старших классах!), учить стихи до опупения, на каждом уроке - к доске. Надо создать школу, в которой будут работать - чтобы научиться работать. Генетика определяет интеллект, но только воспитание создает привычку работать. А без этого при самой лучшей наследственности вы получите из ребенка овощ, интеллектуальную белокочанную капусту с сотовым телефоном на шее и плеером в ушах. Почему Британия владычествовала на морях - там что, одни гении рождались? Нет, там учили работать.

Школа, в которой будут учить работать, будет элитарной школой. Через десять лет она выпустит людей, умеющих связно излагать свои мысли. И, страшно сказать, имеющих их. Будут ли они нужны кому-нибудь в России, кроме военкомата? Не факт. Но только эти люди смогут что-то изменить.

Чему конкретно учить - заказчик скажет. А скорее всего - тому, чему и учили. Читать-писать при любом строе надо, одну вторую с одной третью в уме складывать - тоже. Конечно, многое с годами меняется, компьютинг и основы экономики знать полезно каждому, но... если говорить честно - сегодняшний школьник-выпускник безграмотен и не умеет делать простых арифметических действий. Плюс тотальное нежелание работать, плюс уже выросло поколение родителей, которые не понимают, что учеба - это работа. Треть абитуриентов технического вуза переводит 125 см в метры и пишет 0,125. Это не шутка. У меня нет доказательств, что арифметику надо знать - может быть, и не надо. Но тогда не надо ей учить, создавая тотальную систему приучения к наплевательству и лжи. Может быть, не обязательно знать, что Земля круглая, чем вам плохи три кита? - но тогда не надо тратить государственные (то есть мои и ваши) деньги на печатание учебников по географии.

Возникает впечатление, что все эти реформаторы просто не знают материала, не знают современного состояния образования, не представляют себе школьника. В средние века была у христианских теологов проблема - сколько чертей может поместиться на острие иглы. И решали, с точностью 0,1% определяли. Можно один неприличный вопрос? Граждане реформаторы, вы когда последний раз вели урок? В натуре, с тряпкой и этим, беленьким, как он там называется? Наверное, фломастер - отвечает реформатор.

Как-то так получилось, что при словах "реформа образования" начинают обсуждать ЕГЭ. Как же нам нравится оценивать, да отметки ставить, да сравнивать, да лошадь впереди телеги ставить. Потому что кажется, что это проще. Помните анекдот насчет способа рванья зубов? Так я вас два раза огорчу - это и не проще, и делать это не нужно. Делать дело должен тот, кому это дело нужно. Достоверность ЕГЭ не нужна никому из тех, кто им занимается. И никакие секретные пакеты проблемы не решают. Конкретным людям нужно совсем другое - и уж поверьте, сделают, человек - существо мыслящее. Экзаменам, которые вуз принимает, верить можно - он в них заинтересован. Другое дело, что интересы вуза и отдельного педагога могут... э-э-э... не вполне совпадать. Кстати, и эту проблему можно тем же способом решить - если предприятия вузу начнут за выпускников платить, а эти деньги к преподавателям в карман попадать. Можно даже до каждого преподавателя индивидуально довести - при компьютерном делопроизводстве делов-то - как два байта переслать! Но чтобы психология изменилась, чтобы преподаватель начал в глубине себя это реально учитывать - нужно несколько лет. Ну и потом хорошие преподаватели в хорошие вузы потянутся, а к ним хорошие школы, ну и так далее, естественным путем, подобное лечится подобным, как Воланд говорил...

У вас, наверное, уже левое веко дергается - что это он все о деньгах и о деньгах! Тоже мне, юный гайдаровец, апологет капитала (тут строка без падежей). Открою вам секрет - я много лет вообще бесплатно преподавал. В свободное от работы время. И то приходилось унижаться, у начальства разрешения просить, в совке же ученый при рабовладельческом строе жил: начальство решало, что он может в свободное время делать (да это и сейчас отчасти сохранилось). Так что мне сегодняшний российский недоделанный капитализм тоже не слишком нравится. Но надежда на светлое завтра есть. Посмотрите, как в Америке образовательная система функционирует - вовсе не все держится на деньгах. Скорее на культуре, на социальной норме. Но к этому надо прийти, на это нужно время. На это нужен капитализм - сначала совсем дикий, со стрельбой, потом "первоначальное накопление", потом дрейф к авторитаризму (чем наши сегодняшние власти не наследники Маккарти - помните, "комиссия по антиамериканской деятельности" - как ее газета "Правда" клеймила?). А лишь потом - цивилизация. Если будем работать и если повезет.

Я тоже хочу в рай - но семьдесят лет не пускают. По долгам придется платить - закон природы. Кто в школе по физике больше двойки имел, знает, что такое бывает. Обидно, что мы по долгам дедов и отцов платим? Утешьтесь. Мы делаем глупости, за которые будут платить - мужик, ты понял? - наши дети.

8. Немного об экзаменах

Теперь еще немного позитива - насчет экзаменов. Олимпиады существовали в СССР давно, и несли они важную психолого-терапевтическую культурную функцию. Умненьким детишкам - возможность поиграть интеллектуальными мускулами, увеличением шансов на поступление в вуз себя поманить. А тем, кто олимпиады проводил - удовлетворить их педагогические потенции: преподавание в СССР было идеологически важным занятием, а уж оценка результатов преподавания, медали и вступительные экзамены - к этому только дважды лояльные люди допускались. С олимпиадой же - свобода: любые задачи можно придумывать и премии почти без оглядки на партком давать. Разумеется, это первый слой, примитивная модель, нулевое приближение. Если же посмотреть глубже, то институты результаты олимпиад в какой-то мере использовали. И властям - для участия в международных олимпиадах, для престижа, стало быть, - это тоже нужно было.

Со временем олимпиады, как и всякая область деятельности, стали костенеть, структурироваться, обрастать аппаратом, одновременно оттесняя на периферию то - и тех, - кто не встраивался в коралловый риф, не хотел "цивилизоваться", припасть воспаленной губой к реке по имени истеблишмент. Такое окостенение происходит с любой структурой, предоставленной самой себе.

Это - история; обратимся к сегодняшним дням. Обидно смотреть, сколько сил потратило общество на вторичный, в сущности, вопрос - как экзаменовать. Потому что первичный - чему и как учить. Возможно, что это произошло потому, что для разговора о том, чему учить, надо хоть немного знать сам предмет. А на тему экзаменов можно разговаривать часами, не зная, о каком предмете идет речь. Так или иначе, главным предметом дискуссий на годы стал единый госэкзамен. Но дискуссии были отдельно, а "освоение выделенных средств" - отдельно, и те, кто выполнял распоряжения, ни на какие замечания внимания не обращали, как не обращали его и те, кто распоряжался.

К сегодняшнему дню ЕГЭ оброс таким аппаратом, что его даже новый министр не тронул. А поначалу хотел... но, видать, объяснили. Сейчас уже понятно, что это уродство будет жить. Конечно, огромные средства - если мерить не по отношению к военным расходам, а к расходам на образование - потрачены зря. Но ведь уже потрачены, их не вернешь, правда? Конечно, и содержание ЕГЭ, и технология улучшаются - да и странно было бы, если бы не улучшались: добросовестные и умные люди есть везде, даже и в халтурном и глупом деле. Какой-то прок с ЕГЭ получить удастся. Помимо, разумеется, кормушки для пристроившихся, что тоже в конечном итоге, не самое страшное - есть-пить всем надо, а люди, которые делают глупости, все равно ничего умного сделать не могут. Так пусть хоть поедят досыта.