Смекни!
smekni.com

Модель сверхценного экрана (стр. 3 из 5)

В России переход: религиозность (борьба с дьяволом) — коммунизм (борьба с врагами) — религиозность (борьба с инакомыслящими и иноверцами) произошел легко и быстро, так как при этом не менялась модель взаимодействия с нестабильностями первого рода. Для системы сознания гораздо легче изменить ярлыки биполярного экрана, чем полностью отказаться от экрана и перейти к другой модели восприятия мира .

Отметим, что, вопреки распространенному мнению, сверхценный экран имеет весьма мало общего с духовными идеями мировых религий, в частности христианством. Религиозные направления, основанные на экранах — это не что иное, как вульгаризация духовных учений, даже если в качестве кумира выступает христианская церковь или древние ритуалы. Действительно, учение Христа не говорит о том, что самое важное — это ставить в церкви свечки, соблюдать ритуалы и беззаветно бороться с дьяволом, бесами и нехорошими людьми. На самом деле в Писании говорится нечто совершенно противоположное, достаточно упомянуть одну из заповедей "Не сотвори себе кумира" , причем не плохого или неправильного кумира, а вообще кумира.

Но, если сверхценный экран существует, значит это кому-нибудь нужно. Каковы достоинства и недостатки СЭ?

Положительные стороны уже были упомянуты — быстрый перевод системы в более стабильное состояние. Вектор напряженности экранируется, голос совести замолкает, и можно позволить себе заниматься чем угодно и создавать любую структуру адаптативного слоя. Однако система никогда не придет в состояние гармонии при наличии такого экрана.

Экран приводит к тому, что энергия (и, следовательно, информация) не может свободно распространяться между слоями — осознание окружающего мира и его глубинных истин заменяется искусственно созданной упрощенной, вульгаризированной моделью. Возможность проявления творчества в системе с биполярным экраном ограничена, что же касается создания гениальных произведений искусства — это, видимо, невозможно, так как соответствующая информация поступает именно из глубинных слоев. Не случайно истинно творческие люди плохо уживались с системами, созданными на основе биполярных экранов, будь то коммунистическая партия или реакционная церковь. Купить гения невозможно, так как, согласившись действовать в рамках биполярной модели, он лишается доступа к глубинным слоям сознания и, таким образом, перестает быть гением .

Наконец, блокирование энергии в системе с биполярным экраном может приводить к психическим и соматическим нарушениям и затрудняет формирование сложных кластерных структур. Как уже отмечалось, экранирование делает систему более стабильной , но возможности такой стабилизации ограничены и исчерпываются тем, что может дать конкретная конструкция экрана. Когда данный экран перестает удовлетворять, остается либо пользоваться первым способом (алкоголь и т.д.), либо строить новые экраны, либо менять модель взаимодействия.

Каким же образом?

Стенки и ступеньки

Самый очевидный способ избежать образования экранов — это практиковать осознанность во всех областях жизни, в том числе в духовной области, т. е. во взаимоотношениях с духовными слоями сознания. Не вдаваясь в обсуждение практик осознанности, обратимся к возможности взаимодействия с уже сформированными экранами.

Негативный экран едва ли принесет пользу структуре сознания, и самое разумное — постараться продвинуть его вглубь (т. е. искать зло внутри себя, а не обличать других), а по возможности и интегрировать с экраном противоположного знака (т. е. подойти к пониманию того, что понятия добра и зла зависят от контекста и являются неотъемлемой частью единой картины мира).

Оба этих подхода, а особенно второй, вероятно, вызовут значительное сопротивление у человека, привыкшего делить мир на черное и белое. Однако именно это предлагают великие духовные учения. Вспомним знак, символизирующий единство полярных энергий.

Положительный сверхценный экран может быть использован для прохода в глубокие духовные слои, если перестроить его определенным образом. Если экран подстраивается не под верхние адаптативные слои, а под глубинные , он может стать своего рода "мостиком", ступенькой для постепенной подстройки всей системы к духовному слою. При этом такой экран должен постоянно изменяться, отражая внутреннее развитие системы, и для его успешной динамики желательна поддержка извне (мастер, учитель, община и т.д.). Такой ступенькой могут также служить ритуалы или ритуализованные практики.

Признаки такой системы:

Смысл и ценность ритуалов осознана. Ритуалы рассматриваются как важные вспомогательные механизмы для духовного роста.

Личный опыт является определяющим в развитии системы.

Система постоянно развивается, при этом могут меняться ритуалы и другие детали картины мира.

Анализ и осмысление картины мира является важным инструментом развития системы.

Отсутствует ориентация на внешнюю агрессию и утверждение собственной исключительности и безусловной правильности своей идеологии.

Отметим, что если такая ступенька перестает развиваться, она превращается в уже описанный сверхценный экран (что, конечно же, очень печально).

Локальный экран

Вектор напряженности может формироваться не только слоем универсального единства, но и любыми кластерами как в глубокой, так и в поверхностной и подповерхностной области. Поскольку все слои, кроме самого глубокого, имеют свою структуру, напряженности, создаваемые кластерами этих структур, будут носить локальный характер. Как уже было отмечено, существуют три способа взаимодействия системы с такими локальными напряженностями. Один из них (третий способ) — это формирование локального экрана (рис. 6). В общем случае экран может быть создан вокруг любого переживания, стереотипа, идеи или свойства личности, которые система не может, не умеет или отказывается осознать и интегрировать в общую картину мира.

Наиболее важное отличие локального экрана от сверхценного экрана в том, что он уже не является "плоским конденсатором", а может образовывать замкнутые поверхности и способен практически полностью экранировать кластеры, оказавшиеся "внутри". Чаще всего такие экраны-оболочки формируются в поверхностных и подповерхностных областях.

Рассмотрим сначала ситуацию, близкую к случаю духовного экрана, — экранирование архетипических кластеров . Архетип идеальной женщины (мужчины) создает наводку в верхних слоях: формируется идеализированный образ женщины, возлюбленной, объекта поклонения. Этот идеальный образ не может существовать долго. Он должен быть либо соотнесен с реальной жизнью и, соответственно, измениться, либо экранирован. Что происходит в последнем случае?

Чаще всего выбирается максимально недосягаемый объект, который и играет роль локального сверхценного экрана . Типичный пример — средневековый рыцарь и прекрасная дама. Рыцарь постоянно думает о даме, совершает подвиги в ее честь, вздыхает и пишет ей сонеты, но, по возможности, не проводит с ней много времени. В противном случае быстро бы обнаружилось, что конкретный человек явно не похож на идеальный образец (Сверхценный Экран). Ведь никогда ни один жвой человек не может соответствовать идеализированному и искусственно сконструированному образу. В жизни Дон Кихота произошло именно такое событие, однако сей мудрый рыцарь предпочел не замечать явного расхождения образа "самой прекрасной женщины на земле" и простой крестьянской девушки и счесть за благо боготворить ее издали, никогда больше с ней не встречаясь.

В случае достаточно сильного влияния соответствующего кластера архетипического слоя образ прекрасной дамы становится более трансцендентным и может даже проявляться через сны, видения и т. д. Такие образы вдохновляют поэтов и художников, однако если этот образ экранируется и совмещается с образом реального человека, начинаются серьезные неприятности. Возможно, именно эта особенность объясняет проблемы в семейной жизни многих гениальных людей, причем как гениальных писателей и художников (А. Пушкин, Л. Толстой, А. Блок, А.Белый и другие), так и выдающихся духовных лидеров (Ганди ) . Вспомним стихотворение А.С.Пушкина " Жил на свете рыцарь бедный ", в котором рыцарь выбирает в прекрасные дамы максимально трансцендентный в европейской культуре женский архетипический образ — Деву Марию.

С той поры, сгорев душою,

Он на женщин не смотрел

И до гроба ни с одною

Молвить слова не хотел .

Дневники Махатмы Ганди также дают много пищи для размышления. Учитель, обладавший способностью к полной эмпатии и состраданию совершенно незнакомым людям, заслужил признание миллионов людей терпимостью и следованием путем ненасилия. При этом третировал жену, требуя от нее полного соответствия образу идеальной духовной женщины, совершенно не считаясь с ее личностью.

Гораздо чаще мы становимся свидетелями более обыденной драмы — любовь не выдерживает испытания близкими отношениями и частым общением. Либо "прекрасная дама" покидает рыцаря, устав от постоянных запросов, придирок и неадекватного поведения (ведь рыцарь вынужден подпитывать экран энергией женщины), либо рыцарь покидает даму, чувствуя себя обиженным, преданным и страшно разочарованным в конкретной даме в частности и в женщинах вообще. При этом такое рассогласование образов требует введения дополнительного стабилизирующего негативного экрана — образа врага (как и в ситуации, описанной в предыдущей главе). Если в средние века враги всегда были готовы к услугам, то сейчас их приходится тщательно выбирать, а иногда и создавать.

Кто же может играть роль образа врага? Здесь возможны варианты - удачливый соперник, реальный или вымышленный любовник (любовница), нехорошая религия, злые родители, плохие подруги. Такой локальный негативный экран мы будем называть козлом отпущения . Стратегия взаимодействия с козлом отпущения состоит в конструировании соответствующего образа и подборе под него подходящего человека. Если образ перестает работать (или его носитель уезжает в длительную командировку), его можно с легкостью заменить другим "козлом". При этом человек уверен, что именно данный конкретный враг и является причиной всех бед, и переубедить его в этом логическими доводами совершенно невозможно.