В преподавании надо идти не только индуктивным путем, но и дедуктивным, так как индукция и дедукция связаны между собой так же, как синтез и анализ. Необходимо применять каждый метод на своем месте, «а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга».
Политехническое образование.
Политехническое образование является одной из составных частей учения о всестороннем развитии личности. Маркс, говоря о техническом (или политехническом) образовании, считал, что оно должно знакомить с основными принципами всех процессов производства и в то же время давать ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств.
К. Маркс установил, что крупная машинная промышленность требует всесторонне развитых рабочих, пригодных к многообразным видам труда, к перемене труда. Эта тенденция становится вполне ясной уже при капитализме. Однако лишь при социализме и коммунизме человек из придатка к машине становится сознательным властелином машин, который умеет с ними обращаться, хорошо разбирается во всей системе современного производства и сравнительно легко переходит от одной отрасли труда к другой.
На основе тщательного изучения развития промышленности в Англии Маркс пришел к выводу, что соединение обучения с производительным трудом на индустриальной основе в условиях капитализма уже является зародышем воспитания будущего. Под этим углом зрения он высоко оценивал опыт Р. Оуэна в Нью-Лэнарке.
К. Маркс показал в «Капитале», что благодаря фабричному законодательству в Англии происходит соединение с фабричным трудом только элементарного обучения. Но «не подлежит никакому сомнению, что неизбежное завоевание политической власти рабочим классом завоюет надлежащее место в школах рабочих и для технологического обучения, как теоретического, так и практического».
Таким образом, только в обществе будущего возможно осуществление в полной мере политехнического образования. В социалистическом обществе подрастающее поколение должно получить глубокие знания в области механики, физики, химии, которые помогут ему понять общие научные принципы основ индустриального производства.
Политехническое обучение предполагает наряду с теоретическим знакомством с основами производства наличие навыков обращения с простейшими орудиями всех производств, так как в основе всех, даже самых сложных, машин лежат общие, хотя и различным образом сочетающиеся, простые орудия.
В социалистическом обществе, где создаются все предпосылки для уничтожения противоположности между умственным и физическим трудом, подрастающее поколение должно с определенного возраста участвовать в общественном производстве. По словам Энгельса, «в социалистическом обществе труд и воспитание будут соединены и таким путем подрастающим поколениям будет обеспечено разностороннее техническое образование...».
Физическое воспитание.
Всесторонне развитый человек должен получить надлежащее физическое воспитание. Разделение труда в капиталистическом производстве сделало физическое развитие рабочих односторонним: в зависимости от профессии упражнялись или одни, или другие группы мышц. Лишь правильно организованная гимнастика как средство физического воспитания устранит эту односторонность. Маркс в «Капитале» неоднократно подчеркивал значение гимнастики как средства воспитания; большое значение он придавал и военным упражнениям.
В статье «Может ли Европа разоружиться?» Энгельс обстоятельно освещал вопрос о физическом воспитании молодежи. Он рекомендовал обучение в школах гимнастике и военному строю, считая, что это разовьет учащихся в физическом отношении и будет способствовать их военной подготовке, а решение тактических задач во время военных прогулок будет способствовать и умственному развитию школьников.
Основоположники марксизма, выступая за разностороннее физическое воспитание, стремились создать крепкое, сильное и смелое молодое поколение пролетариата, которое во время грядущих революционных боев сумеет добиться решающих побед, бороться против контрреволюции.
Нравственное воспитание.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения находит решение в учении основоположников марксизма о происхождении и сущности морали.
В отличие от буржуазных философов, которые рассматривают мораль как совокупность вечных и неизменных норм, присущих человеческому сознанию, К. Маркс и Ф. Энгельс установили, что мораль есть продукт исторического развития и, как все формы идеологии, обусловлена определенными общественными отношениями. В условиях классового общества мораль носит классовый характер.
В своем произведении «Анти-Дюринг» Энгельс писал, что в буржуазном обществе сосуществуют три вида морали: мораль отживающая, оставшаяся в наследство от феодализма, — мораль аристократического класса; мораль господствующего класса — буржуазная мораль и, наконец, мораль пролетарская — та мораль, которой принадлежит будущее. В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс вскрыли классовую сущность буржуазной морали, в основе которой лежит интерес накопления капитала — «голый чистоган». В буржуазном обществе идет непрерывная война всех против всех.
Основоположники марксизма обосновали учение о коммунистической морали. Для коммуниста самое важное, указывали они, чтобы революционизировать существующий мир, выступить против сложившегося положения и изменить это положение. В процессе борьбы за новый общественный строй формируются и элементы новой морали. Пролетариат ставит своей задачей уничтожение деления общества на классы. Поэтому пролетарская мораль, которая получит свое полное развитие после победы рабочего класса и будет отвечать интересам всего человечества, станет общечеловеческой моралью. Уничтожение частной собственности приведет к освобождению всех человеческих чувств и свойств. В новом обществе человек станет общественным существом и будут достигнуты подлинно человеческие отношения между людьми. Там, по словам Энгельса, прекращается борьба за отдельное существование. «Тем самым человек теперь — в известном смысле окончательно — выделяется из царства животных и из звериных условий существования переходит в условия действительно человеческие».
Пролетариат в условиях капитализма не имеет отечества, но, вырвав отечество из рук буржуазии, став во главе его, рабочий класс создаст свое государство, свое «действительное отечество, действительный очаг». И в случае, если враждебные коммунизму государства станут воевать с социалистической страной, то пролетариат «будет бороться с воодушевлением, со стойкостью, с храбростью...», защищая свое отечество, писал Ф. Энгельс в 1845 году в «Эльберфельдских речах». В то же время они тесно связывали социалистический патриотизм с пролетарским интернационализмом. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — ведущий лозунг коммунистов.
Важнейшей чертой новой морали К. Маркс и Ф. Энгельс считали коллективизм. В буржуазном обществе существует лишь мнимая коллективность, так как на самом деле там подлинной свободой пользуются лишь представители господствующего класса. Только в социалистическом обществе будет настоящий коллективизм. И только в коллективе получит индивидуум средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.
Рабочий класс борется за высокие идеалы коммунизма, несущие счастье всему человечеству. Только коммунистическое воспитание — подлинно нравственное воспитание.
Карл Маркс о просветительной политике Парижской коммуны.
Основоположники марксизма считали Парижскую коммуну первым опытом установления диктатуры пролетариата. Коммуна впервые в истории, говорил Маркс, «была, по сути дела, правительством рабочего класса, результатом борьбы производительного класса против класса присваивающего; она была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда».
Как известно, Коммуна просуществовала всего лишь 72 дня, но в эти дни были проведены подлинно революционные преобразования, в том числе и в области народного образования. Передовым французским рабочим, многим руководителям Коммуны были известны произведения Маркса и Энгельса. Среди коммунаров было немало участников I Интернационала, знакомых с положениями основоположников марксизма. Это наложило определенный отпечаток на мероприятия Коммуны и в области просвещения. Коммуна декларировала бесплатное светское и всестороннее образование. Рассматривая охрану материнства и младенчества как важнейшую государственную задачу, Коммуна разработала проект организации яслей, создала ряд закрытых учреждений для детей-сирот — жертв франко-прусской и гражданской войн. Воспитанники были окружены большой заботой. В них стремились развить любовь к родине, преданность революции, любовь к труду. В пределах возможного была перестроена и школа, она стала демократической. На первое место была выдвинута идея научного и всестороннего образования. Из школьных программ был исключен религиозный материал, школа была отделена от церкви, стала светской. Коммуна приняла меры к осуществлению идеи соединения обучения с производительным трудом.
Коммунары стремились сделать науку доступной всем трудящимся. Как показывает просветительная деятельность Парижской коммуны, строительство просвещения в интересах народа возможно только после завоевания пролетариатом политической власти. К. Маркс о просветительной политике Парижской коммуны писал, что она «немедленно взялась за то, чтобы сломать орудие духовного угнетения, «силу попов»... Все учебные заведения стали бесплатными для народа и были поставлены вне влияния церкви и государства. Таким образом, не только школьное образование сделалось доступным всем, но и с науки были сняты оковы, наложенные на нее классовыми предрассудками и правительственной властью».