Смекни!
smekni.com

Психофизиологические особенности десятиклассников (стр. 3 из 4)

С ними они просто постоят во дворе или походят по улицам, перебрасываясь ничего не значащими фразами или обсуждая фильмы, игры, происшествия и т.д. Пройдет вечер, старшеклассник вернется домой. Он даже может сам себе сказать: "Зря провел время". А может остаться вполне удовлетворенным этим достаточно пустым времяпровождением. Почему?

Потому, что для него важно было не то, о чем говорили. Даже не то, с кем он был и, может быть, промолчал целый вечер. Смысл этого времяпровождения в другом – ощутить свой контакт со сверстниками, свою принятость ими, свою созвучность с ними. Это важно для него, ибо создает чувство принадлежности к обществу равных. В юности каждый страстно желает найти компанию. Благом считается уже само наличие компании, "команды", "капеллы" (называть их могут по-разному).

Другое дело, что компании бывают разные. Нередко юноши и девушки жалуются на то, что им плохо в компании, они в ней вроде как бы "козлы отпущения".

Казалось бы, в чём проблема? Бросить надо такую компанию, а не заниматься самобичеванием. Но опять встает вопрос: а что дальше? Где найти другую? И многие предпочитают терпеть, лишь бы не оставаться в одиночестве.

Многие старшеклассники недовольны своими компаниями. Это не значит, что они всегда рвут с ними из-за этого. Им хочется чего-то другого. Чего? Это не всегда понятно им самим. На самом деле это "что-то" - стремление к отношениям особенно глубоким, бескрайне доверительным, глубоко интимным. Одним словом – стремление к идеальной дружбе.

Глубинный смысл поиска дружбы в ранней юности тесно связан с поиском защищенности, понимания, со стремлением познать самого себя, свое место среди людей, свое будущее. Но именно потому, что дружба столь важна и столь необходима, у старшеклассников возникает немало проблем и сложностей, связанных с ней.

Дело в том, что юноша или девушка, ища у друга понимания, сочувствия, поддержки и т. д., сами далеко не всегда готовы " платить" тем же. По разным причинам. И в силу определенного эгоцентризма, который заставляет сосредоточиться на своих проблемах и мешает видеть проблемы другого, даже ближайшего друга.

И благодаря застенчивости, которая мешает раскрывать свои самые интимные переживания даже лучшему другу (а винят в этом нередко его самого). И потому порой, что у старшеклассников чувств, эмоций бывает значительно больше, чем слов, которыми они могут их выразить. Пройти "школу" дружбы должен каждый человек, иначе он будет не готов к другим видам человеческой близости – любви, семейным привязанностям.

Широко распространено мнение о том, что старшеклассники избегают общения со взрослыми, не нуждаются в нем, стремятся скрыть от них свою жизнь, свои проблемы и переживания. Подобные представления имеют под собой вполне объективные основания. Все знают, сколь различные взгляды взрослых и юных по многим вопросам, сколь часты конфликты между ними по самым различным поводам.

Всё это так. И несмотря на это, исследования показывают, что большая часть юношей и девушек ощущает настоятельную потребность в близком, доверительном общении со взрослыми. Не со всеми, а с теми, кого они уважают. А уважают они в первую очередь тех взрослых, которые относятся с уважением к ним. Это могут быть и учитель, и родитель, и знакомые семьи, и родители сверстников, и просто знакомые взрослые.

Сложность общения старшеклассников с родителями довольно велика даже в самых благополучных семьях. Увеличивается она из-за того, что родители нередко не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться иначе, чем с маленькими.

В силу возрастной дистанции между родителями и их детьми перед теми и другими стоят разные проблемы. Те проблемы, которые волнуют юношей и девушек, родители или уже преодолели, или избавились от них, или просто забыли, идеализированно вспоминая свою юность как период безоблачности и беспроблемности.

Поэтому нередко то, что важно для старшеклассников, кажется ерундой с точки зрения родителей. И, наоборот, родители без конца твердят о чем-то, с их точки зрения жизненно важном, а юноша или девушка их и не слушают, ибо вовсе не считают предмет разговора столь важным.

Много конфликтов, недоразумений происходит от того, что у родителей и старшеклассников по многим вопросам повседневной жизни юношей и девушек разные точки зрения. Так, взрослые дети часто расходятся с родителями в мнениях о том. Кто из их сверстников достоин дружбы, как следует проводить свободное время, какую профессию выбрать, хороша ли современная музыка, элегантны ли последние веяния моды в одежде, прическах и т. д.

Выросшие дети нередко тоже не "сахар". У нас настолько принято считать, что "юность – лучший возраст жизни", что старшеклассники склонны воспринимать людей других возрастов как нечто уже и "не живущее по-настоящему", как людей, у которых все лучшее уже позади (к сожалению, в этом мнении их порой поддерживают и сами взрослые). Поэтому их раздражают "отсталые" вкусы "предков". Они вообще порой видят в родителях всего лишь "жизнеобеспечивающую систему" (кормят, одевают и т.д.) и "ограничительно-регулирующий механизм" (мешают жить так, как хочется).

Юноши и девушки, как правило, очень редко задумываются над тем, что родители – "тоже люди", тоже личности, что у них тоже есть право на собственные проблемы. Они, наконец, не в состоянии понять, что каждый возраст имеет свое преимущество, свою неповторимую прелесть; что каждый возраст (и юность, и зрелость), по-своему сложен, по-своему хорош, а по-своему и прекрасен.

Для того, чтобы отношения старшеклассников с родителями удовлетворяли тех и других, чтобы они строились по-новому, по-взрослому, необходимо взаимопонимание. Взаимопонимание предполагает взаимотерпимость и взаимотерпение, взаимоуважение и взаимозаботу, взаимо… и т. д. А это не всегда легко. Вот если бы без этого "взаимо…", тогда всё было бы просто. Но… нереально.

Впрочем, очень много в отсутствие "взаимо…" идет от того, что и старшеклассники, и родители недооценивают реальную близость их взаимоотношений. А она имеется значительно чаще, чем представляется многим.

Факт первый. Старшеклассники, как правило, любят своих родителей. Любых. Другое дело, что они сами себе не всегда в этом признаются. Но на вопрос: "Хотели бы вы быть таким человеком, как ваши родители?" - положительно отвечают большинство юношей и девушек (70%).

Факт второй. Отвечая на вопрос "Чьё понимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?", на первое место опрошенные старшеклассники поставили родителей (можно было выбрать разные варианты ответа: друзья, товарищи, брат, сестра и т. д.).

Факт третий. При ответе на вопрос "С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?" ребята чаще всего называли мать.

Факт четвертый. Большинство опрошенных юношей и девушек хотели бы воспитывать своих детей так же, как родители воспитывали их самих.

Следовательно, резонно предположить, что, когда юноши и девушки не считают возможным быть откровенными со старшими, виноваты во многом сами старшие. И еще не надо забывать, что, какую бы "маску" ни носили большие дети, в них достаточно стеснительности, зачастую они сами не умеют или боятся пойти нам навстречу. Значит, за зрелостью и мудростью – первый шаг.

Что можно сказать о познавательных процессах и способностях юношеского возраста?

Психологи указывают на сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т.д.

Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. Такие "праздные" споры и "пустопорожнее философствование" часто раздражают учителей и родителей: "Лучше бы ты учился толком, чем рассуждать невесть о чем!"

Но эти отвлеченные рассуждения так же необходимы и полезны, как бесконечные "почему?" дошкольника. Это новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности (именно потому, что она не знает никаких ограничений, кроме логических), и изобретение, а затем разрушение "универсальных" законов и теорий становится любимейшей умственной игрой.

Отвлеченно-философская направленность юношеского мышления связана, конечно, не только с формально- логическими операциями, но и с особенностями эмоционального мира ранней юности. Однако эти свойства не стоит преувеличивать.

Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определены и дифференцированы и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи. Художественно-гуманитарные интересы у них превалируют над естественнонаучными. Что же касается мечтательности, то она связана не столько с интеллектуальными, сколько с характерологическими особенностями.

Широта интеллектуальных интересов часто в ранней юности сочетается с разбросанностью, с отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Почти во всех старших классах появляется немалое число безразличных, скучающих учеников, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с воображаемой "подлинной" жизнью.

Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Старшеклассники часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. "Невоспитанность" внимания, неумение сосредоточиться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей – одна из главных причин плохой успеваемости и некоторых эмоциональных проблем ранней юности, включая пьянство, наркоманию и безудержную погоню за удовольствиями.