Смекни!
smekni.com

Проблема обретения взаимоединства семьи, школы и Церкви в воспитании подрастающего поколения (стр. 1 из 2)

Прот. Александр Зелененко

На данный момент проблема воспитания подрастающего поколения стоит перед нашим обществом особо остро. Сейчас всех нас волнует то, при каких условиях можно духовно возродиться и достойно воспитать новое поколение.

Без обращения к вопросам истории, духовного наследия, православной традиции невозможно понять кризисное состояние современной школы. Всякая педагогическая система всегда сильна истинным основанием, многовековой традицией, преемственностью, духовным содержанием, тем, что называется педагогической школой. На протяжении многовековой истории русская педагогика всегда была верна духу православной Церкви и ее учению. В попечении о «малых сих…» объединялись семья, школа и Церковь.

Важно всмотреться в это триединство с педагогической позиции и определить назначение и призвание каждой из этих сфер в деле воспитания подрастающего поколения.

Воспитание происходило прежде всего и более всего в семье, где ребенок проводил большую часть жизни. Именно в семье закладывались первоосновы воспитания, обучения и даже образования, на которые человек опирался в своей последующей жизни. В семье он запечатлевал дух, уклад, обычаи и образ отношений всех домочадцев, получал первоначальные трудовые навыки, представления о мире, Боге, Церкви, человеке. Но семья своими силами не могла решить задачу образования, поэтому на помощь ей приходила школа, значительно расширяя и углубляя полученные в семье знания. Школа, в историческом процессе возникшая значительно позже семьи, была призвана поддержать семейное воспитание и восполнить его необходимым комплексом знаний, формирующих христианское мировоззрение учащихся.

Еще более важную — освящающую — роль имела Церковь, где подрастающее поколение приобщалось к подлинной церковной жизни — вероучению, богослужению, таинствам, столь необходимым в духовно-нравственном становлении личности под руководством пастырей.

Этот триединый союз указывает нам на жизненную необходимость объединения усилий семьи, школы и Церкви, а значит, родителей, педагогов и пастырей в воспитании детей и юношества.

Настоящая ситуация совершенно противоположна. Современная семья, как правило, безукладна и живет вне церковной традиции, все более становясь неспособной к духовно-нравственному и трудовому становлению своих чад. Подобная безучастность также растет, и все более наблюдается во взаимодействии семьи и школы.

Современная светская школа — секулярна. Она стоит и хочет стоять вне религиозной жизни, в отрыве от Церкви, православной традиции, вновь выдвигая идеал всестороннего развития личности, стремясь к формированию научного мировоззрения, сохраняя свой гуманистический курс.

Церковь и ее пастыри в годы советской власти были лишены возможности прямого влияния на семью, и особенно на государственную школу. Из учебных программ духовных школ, готовящих пастырей, были исключены педагогические дисциплины и практика преподавания. Наследие этого прошлого заметно ощущается до сих пор. Анализ современной ситуации по духовному просвещению и нравственному воспитанию в государственных школах показывает незначительное участие в педагогическом процессе духовенства и церковных педагогов.

Одним из важных принципов педагогики является принцип единства педагогических влияний на подрастающую личность, а значит, и на подрастающее поколение. Это некий педагогический канон, который все участники педагогического процесса должны исполнять, несмотря на меняющиеся условия жизни, ибо канон, в церковном понимании, есть норма того, как воплощать неизменные истины педагогического искусства в изменяющихся условиях истории.

Ярким отрицательным примером в этом для нас может служить семья, где нет взаимопонимания и единства взрослых в воспитании собственных детей. А разве есть единство взглядов и подходов в воспитании в педагогических коллективах светских, и даже православных школ? Надо сказать, что на сегодняшний день, пока недостает этого единства и в церковной среде, где — не ангелы, а такие же члены современного общества, с атеистическим прошлым.

Исторический опыт показывает, что единство достижимо лишь там, где люди имеют одну веру, одно мировоззрение, принадлежат единой Церкви, имеют единый дух и единый взгляд на воспитание детей.

Как мы знаем, педагогический процесс, начинаясь педагогическим воздействием воспитателей на воспитуемых, органически переходит в их взаимодействие, высшим результатом которого должно стать их взаимоединство в духе христианской любви и согласия при содействии Божественной благодати. Педагогическое воздействие должно быть движимо чувством любви и помощи; результатом же взаимодействия должен стать душевный контакт воспитателей и воспитуемых, приводящий их к «духовно-эмоциональному созвучию», единодушию, единомыслию — к нравственно-педагогическому взаимоединству. Это взаимоединство будет все более и более возможным при условии взаимного воцерковления участников педагогического процесса, приумножения истинной любви с возрастанием в Того, Который есть глава Христос (Еф. 4, 15). Вот как об этом молится за Литургией св. Василия Великого священник:

Нас же всех, от Единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг к другу, в Единого Духа Святого причастие.

Главным смыслом всей православной педагогики к достижению цели является необходимость связать педагогическое дело с нашим спасением, по учению Православной Церкви. Педагог и педагогика являются не целью, а средством, руководящим нас к высшей цели — спасению. Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2, 8–10). Будучи орудием в руках Божиих, педагог как детоводитель должен вести ребенка не к себе, а — посредством собственных и совместных усилий — ко Христу, в Котором и обретается наше взаимоединство под руководством и в лоне Церкви. Соединяясь со Христом в Евхаристии, воспитатели и воспитуемые соединяются и друг с другом: один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10, 17), Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17: 21).

В воспитании мы ведем дитя, помогаем ему достичь такой силы личности, при которой оно достаточно овладевает тайной свободы в себе. Воспитание плодотворно лишь в той мере, в какой оно обращено к духовной жизни, пронизано верой в силу Божию, в человеке святящую, как образ Божий, способно зажечь детскую душу любовью к добру и правде. Смысл воспитания в том, чтобы уяснить и освоить путь спасения, привить детскую душу к Церкви и напитать ее дарами свыше, живущими в Церкви. Это ясно раскрывает апостол Павел: а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровью Христовой (Еф. 2, 13).

Вот главное триединство всех участников педагогического процесса — Бога, воспитателей и воспитуемых, обретаемое в лоне Церкви и раскрываемое через воплощение принципа нравственно-педагогического взаимоединства, как богочеловеческой синергии или соработничества. Иными словами, это значит соединение по благодати с Богом и между собою всех участников педагогического процесса. Обретение этого благодатного взаимоединства должно стать главным результатом усилий всех участников педагогического процесса. Сила — в единстве, единство — в духе, Дух живет в Церкви — в ее богодарованных таинствах. Принимая с благодарностью эти небесные дары, мы получаем спасительную благодать как залог вечной жизни. Именно в этом и заключается вся соль и главная суть православной педагогики.

Итак, учитывая условия обретения взаимоединства участников педагогического процесса, рассмотрим, по каким направлениям важно вести работу по объединению усилий семьи, школы и Церкви в деле воспитания.

1. Работа с пастырями (в том числе — будущими, т. е. студентами семинарии и академии) по освоению ими:

– православной антропологии в педагогическом преломлении;

– психологии, особенно возрастной и школьной;

– православной педагогики, ее концепции и принципов;

– методики преподавания Закона Божьего для православных школ;

– методики преподавания основ христианской нравственности и православной культуры для светских школ;

– правовых основ и особенностей организации православных образовательных учреждений и педагогического процесса в них (начиная с детского сада до высшей школы), а также проведение пастырско-педагогических семинаров (обсуждения проблем) и миссионерское и катехизаторское служение.

Возникает проблема выявления педагогов-специалистов, которые могли бы вести такую работу со студентами духовных школ и пастырями.

1.1. Педагогическая деятельность пастырей по взаимодействию:

– с администрацией школ,

– с педагогами,

– с родителями и

– с детьми.

2. Работа пастырей и церковных педагогов с педагогами светских школ, которая своей целью имеет духовное просвещение, научение основам православия и воцерковление педагогов, а посредством их — школы, семьи и общества. «…и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2,2).

Направления работы следующие:

– создание православного педагогического общества;

– создание православной педагогической среды общения и жизни для становления личности педагога;

– формирование городской православной педагогической общины на основании евхаристического общения под руководством опытных пастырей и церковных педагогов;

– обучение педагогов богословскому знанию и православному взгляду на педагогику.

2.1. Работа самих педагогов по направлениям:

– воссоздание здравых основ православной педагогики с учетом современного состояния семьи, школы и общества;

– подготовка и переподготовка педагогических кадров с православным мировоззрением и отношением к педагогическому делу;