В качестве же домашнего задания, завершающего урок, можно предложить небольшую письменную работу: «Моё восприятие финала рассказа Тургенева “Певцы”».
Проводя подобные уроки, конечно, нельзя перегружать их терминологией и превращать в теоретизирование. С другой стороны, элемент фантазии, игры естественно сопутствует развитию филологического мышления. Чтение становится осмысленнее, доставляет большее эстетическое удовольствие и позволяет разделить с автором то самое “артистическое чувство”, о котором говорилось в эпиграфе к уроку.
Приём этот — использование элементов музыковедения при анализе литературного произведения — оказывается продуктивным, вызывает интерес учащихся. Хотя каждый ученик, каждый класс движется внутри этой проблемы по-своему (следует учитывать комплекс объективных и субъективных причин). Так, три года назад при работе в 9-м классе для нас неожиданно рано встал вопрос о сонатной форме как проявлении общего философско-эстетического принципа мышления. Возник он после обращения к гегелевской триаде в связи со стихотворением «Я помню чудное мгновенье. . . », рассказа об интересе поэта к личности и творчеству Моцарта. Русской сонаты как таковой в пушкинские времена ещё не существовало; но слушало и исполняло русское образованное общество в основном музыку западноевропейскую, особенно в моде был Моцарт, мастер сонаты. Есть очевидная аналогия в гегелевской формуле “тезис–антитезис–синтез” и музыкальной форме “экспозиция–разработка–реприза” с её главной, побочной, связующей партиями. Общие эстетические закономерности, проявившиеся в сонатной форме, могли отразиться и в других видах искусства, в частности в литературе. После изучения «Пиковой Дамы» Пушкина в качестве самостоятельной исследовательской работы группе учащихся была предложена тема «“Пиковая Дама” как проявление сонатного принципа мышления».
К форме же сонаты мы с учениками неизбежно обращаемся при чтении и изучении «Гранатового браслета» Куприна. Сам писатель указывает в качестве эпиграфа на сонату №2 Бетховена и часть её Largo Appassionato (широко страстно). В письме к Ф. Д. Батюшкову Куприн замечает: “Теперь я пишу «Браслет», но плохо даётся. Главная причина — моё невежество в музыке. . . Да и светский тон”. А надо было достичь широкого, страстного — Largo Appassionato. Невежественным в музыке считал себя Куприн и любил её как всё прекрасное, изящное, по собственному его признанию. В критической литературе о произведениях писателя много определений и терминов, относящихся и к музыке, и к литературе, даже определённо музыкальных: “Куприн — великолепный рассказчик по естественности и гибкости интонации”; прославление “великого «дара любви», чистого, бескорыстного чувства” было “лейтмотивом множества. . . произведений писателя” (О. Михайлов). И конечно, сам Куприн даёт нам ключ к прочтению и осмыслению «Гранатового браслета» в эпиграфе. С этим музыкальным фрагментом знакомим учащихся за несколько уроков до начала изучения произведения и предлагаем написать миниатюру «Слушая музыку. . . ». Дети (даже и не обучавшиеся в музыкальных школах) всегда точно улавливают печаль, темы любви и смерти, почти во всех работах — мысль о непобедимости жизни. Ведь именно ею заканчивается рассказ Куприна.
Вот несколько примерных вопросов, используемых при анализе рассказа.
Определить тональность произведения в экспозиции. Какие детали создают ощущение печали и тревоги?
Какие герои “ведут” главную, побочную партии? (Здесь могут быть варианты ответов, демонстрирующие различие восприятия, читательские интерпретации содержания рассказа. )
Какую роль играет в произведении генерал Аносов? (Возможны аналогии со связующей партией; ему принадлежат главные и пророческие слова о любви. )
Кто из героев контрапунктно соотнесён с образом Веры? (Особенно интересен в этом плане образ её сестры — по внешнему отличию и глубокому, тайному, внутреннему сходству. )
Можно предложить расставить знаки в “партитуре” рассказа и обосновать их выбор, таким образом вызвав внимание к эмоциональным деталям художественного текста.
Как Женни Рейтер угадывает, какую часть бетховенской сонаты следует исполнить для Веры? (Внимание к психологизму Куприна. )
Кто из персонажей произведения называет всю эту историю мелодекламацией? Какой смысл вкладывает в эти слова?
Хорошо, если ученики уже осведомлены о синтетическом жанре мелодекламации. (В 8–9-м классах по мелодекламации Аренского к стихотворению в прозе Тургенева «Как хороши, как свежи были розы. . . » мы проводили изложение с творческим заданием. ) Ведь именно мелодекламацией (в высоком, эстетическом смысле) заканчивается рассказ «Гранатовый браслет»: на фоне музыки, исполняемой Женни Рейтер, в сознании героини возникают обращённые к ней слова Желткова с лейтмотивом: “Да святится имя твоё. . . ” Этот фрагмент можно озвучить в классе, оживить мелодекламацию, прочитав финал рассказа под музыку Бетховена, ранее прослушанную. Теперь, объединённые в восприятии, музыка и слово могут дать новое, сильное эстетическое переживание.
Ирина СИПОЛС,
школа №1280,
Москва
Из опыта работы с поэтическими произведениями по программе литературного образования МИРОС в 5–6-х классах
Теория и практика стихосложения
Изучение лирики на начальной ступени литературного образования — дело нелёгкое в силу специфики этого рода литературы. Постижение художественного содержания поэтического произведения, проникновение в мир лирического героя неотделимо от восприятия формы стихотворения, начиная с его ритмической структуры и заканчивая многообразием средств поэтической изобразительности и выразительности.
Знакомство с лирическими произведениями происходит в начале 5-го класса, когда учащиеся учатся узнавать и называть настроение, господствующее в стихотворении, наблюдать за его изменением, соотносить предмет изображения со способами выражения лирического чувства. Именно тогда ученики убеждаются в том, что основой звучания стихотворения, его музыкой является ритм.
К концу года учащиеся овладевают такими понятиями, как ритм, рифма, строфа, стопа, знакомятся с двусложными и трёхсложными стихотворными размерами (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), имеют представление о пиррихии и спондее, о различных схемах рифмовки.
С большой радостью ученики включаются в игры со словами и рифмами (например, буриме: молодец, огурец, ларец, дворец, наконец и так далее), пробуют писать подражательные стихи в духе Д. Хармса.
* * *
Вотчитаеткнижка
Грустногомальчишку:
“Рот, инос, иглаз —
Чтоэтоувас?”
(АндрейШ. )
* * *
Уменяестьстранныйдруг —
Обросперьямионвдруг,
Вместокрыльев — плавники,
Вместоклювика — колодец,
Вместолапок — транспортир,
Вместохвостика — копытце,
Вместоглазок — треугольник.
Ктоон, птицаилишкольник?
(СашаБ. )
* * *
Однаждыподорожке
Яшёлнаогород.
Гляжуивижу: мошки
Едятмойбутерброд.
Якрикнул: “Эйвы, мошки,
Ступайте-кадомой!
Недамявамникрошки!
Ведьэтозавтракмой!”
Пришёлнаогородя
Ивижу: тамсидят
Ажсороквосемьмошек
Ибутербродедят.
(ФедяМ. )
Сочиняют также небольшие пока стихотворные отрывки в заданном размере по авторским рифмам.
* * *
Раннееутро, илесвтишине.
Солнцевосходит — деревьявогне.
Яркосверкаютполяныкругом,
Снеготливаетвдалисеребром.
(ВаняС. )
* * *
Сижуявтишине,
Трещатдровавогне,
Иснеглежиткругом
Морознымсеребром.
(ВолодяК. )
И по рифмам, предложенным одноклассниками.
* * *
Кошкаселанаокошко,
Пёсзабралсяначердак.
Кошкащуриласьнемножко,
Пёсиклаялпростотак.
(ОляГ. )
* * *
Нехочуписатьвтетради,
Янаулицухочу!
Отпустите, Богаради,
Явернусьинапишу.
(ДанилаП. )
В 6-м классе перед большим поэтическим блоком «Живописность и многозначность поэтического образа» после серьёзного повторения проводится проверочная работа «Опыты стиховедения» (см. приложение).
Наблюдая за тем, как живёт звук, цвет, свет, слово в поэзии, учащиеся проникают в тайны создания поэтического образа, знакомятся с различными тропами, стилистическими фигурами, пробуют воссоздать авторский текст, опираясь на свои знания творческой манеры того или иного поэта и свой художественный вкус.
(См. вприложениипримердомашнегозаданияпоотрывкамизстиховН. Заболоцкого, произведениякоторогоребятачиталииучилинаизустьв 5–6-мклассах. )
К концу 6-го класса ребята готовят поэтический праздник (тематический или с чтением любимых стихов любимых поэтов), на котором звучат и стихи собственного сочинения.
Приложение
Опыты стиховедения
Задание. Определите стихотворный размер, систему рифмовки в следующих отрывках.
Наполярныхморяхинаюжных,
Поизгибамзелёныхзыбей
Межбазальтовыхскалижемчужных
Шелестятпарусакораблей.
(Н. Гумилёв)
(анапест; перекрёстная схема рифмовки)
Смотри, какоблакомживым
Фонтансияющийклубится;
Какпламенеет, какдробится
Егонасолнцевлажныйдым.
(Ф. Тютчев)
(ямб; опоясывающая /охватная, кольцевая/ схема рифмовки)
Никонь, оживлённый
Военнойтрубой,
Ниварвар, смятённый
Внезапнойборьбой,
Страшнейнетрепещет,
Когдавдругзаблещет
Кинжалроковой.
(М. Лермонтов)
(амфибрахий; перекрёстная, а затем опоясывающая схема рифмовки)