Смекни!
smekni.com

Психоанализ: зачем, кому и когда это нужно? (стр. 4 из 5)

Зачем нужен сеттинг?

С психическим напряжением не всегда справляются с помощью слов. Мы нередко выражаем действиями то, что не можем облечь в слова. Это и язык телодвижений и просто поступки. Опытнейший бизнесмен, глава International Management Group и знаток психологии Марк Маккормак писал о том, что на переговорах люди, как правило, надевают маски и поэтому их сущность лучше всего раскрывается в переходные моменты. По тому, как человек прощается или здоровается, как он занимает свое место, смотрит на часы, поправляет галстук, можно понять гораздо больше о его личности, чем в процессе двухчасовых переговоров. Поэтому не удивляйтесь, если аналитик обратит ваше внимание на то, что вам кажется несущественным: на позы и мимику, на ваши опоздания и особенности оформления вами своих высказываний.

В ходе анализа нет ограничений на высказывания, но есть ограничения на действия: человек должен находиться на кушетке и стараться выражать свои чувства и мысли словами. Но речь, зачастую, не может передать весь смысл и полноту переживания, потому что человек никогда не выражал эти чувства словами, а просто вел себя определенным образом, реагировал поступками. Например, если вас приглашают на день рождения, а вы затаили обиду, вы можете, не высказывая своих чувств, просто проигнорировать приглашение. В данном примере вы, скорее всего, отдаете себе отчет в том, что происходит. Но очень часто чувство, воплощенное в действии, ускользает от нашего понимания. Нередко подобные неясные самому человеку действия носят навязчивый характер, так как их реальный смысл недоступен.

Поскольку общение с аналитиком ограничено стенами кабинета и временем сессии, в распоряжении клиента не так уж много средств для выражения чувств действиями. Единственный доступный способ – манипуляции с границами и правилами. Так называемый сеттинг (набор правил работы, время, оплата и т. п.) как раз и служит для того, чтобы по его нарушениям и вы и аналитик смогли увидеть, как вы сообщаете то, что не можете выразить словами.

В ходе психоанализа, когда отношение к аналитику уже перестало быть нейтральным, вы не останетесь равнодушными к ограничениям, правилам работы и реакциям аналитика. Например, вас может выводить из себя необходимость встречаться в строго определенное время, или расстраивать то, что за пропущенные сессии берется оплата, или то, что сессию не продлевают, если вы опаздываете. Отказ аналитика давать советы может восприниматься как пренебрежение, нежелание помочь. Молчание аналитика, с одной стороны, позволяет пациенту сосредоточиться на своих переживаниях, с другой – может раздражать, восприниматься как проявление недовольства или свидетельство угрозы. Создается как бы в лабораторных условиях мягкая, но фрустрирующая, иногда очень напряженная ситуация. Отношения не должны быть стопроцентно комфортными, иначе вашей психике просто нечего будет делать и она никак себя не проявит.

В этом одно из отличий психоанализа от утешительных бесед с друзьями. Он призван не просто облегчить сиюминутные страдания, но понять природу мучительных переживаний и разрешить внутренний конфликт, извлечь корень страданий. Для этого вы должны почувствовать в действии, как ваша психика справляется с разнообразными напряженными ситуациями.

Роль денег

Измерить в деньгах эффект от психотерапии невозможно. Если человек стал способен завести семью – сколько это стоит? Или стал способен открыть свое дело и преуспевает в бизнесе – как это оценить?

Помимо того, что деньги это заработок аналитика, они играют чрезвычайно важную роль в терапевтических отношениях еще по нескольким причинам.

1) Отношения психоаналитика и пациента не должны превращаться в дружеские. Анализ не должен превращаться в беззаботную болтовню. Деньги заставляют ценить время, проведенное в аналитическом кабинете. Деньги – эквивалент труда и времени пациента и аналитика, поэтому важно, чтобы оплата была ощутимой для клиента. Этих денег должно быть жалко.

2) В процессе анализа непременно возникают негативные чувства к аналитику. В то же время человек может испытывать благодарность. Если плата за анализ слишком низкая, клиент может не позволить себе выражать негативные чувства, рассуждая примерно так: «Этот человек так много для меня делает, так мало с меня берет и так внимательно меня слушает, а я его ненавижу. Я не могу говорить о ненависти. Это неблагодарно, и потом, вдруг он рассердится и повысит оплату…». Деньги формально снимают вопрос с благодарностью. Оплата дает возможность клиенту чувствовать себя на равных.

3) В жизни мы часто избегаем напряженных чувств и ситуаций. В процессе анализа непременно настанет этап, когда вы будете испытывать к аналитику сильные негативные или позитивные чувства. Это может привести к тому, что вы будете пропускать занятия под различными предлогами. Деньги - это средство, побуждающее вас все-таки прийти, выразить ваши чувства и работать с ними.

4) У каждого наверное были и есть фантазии об идеальном друге, идеальном учителе, идеальной женщине или мужчине. Нам иногда хочется, чтобы нас понимали без слов, во всем нам покатали, исполняли все наши желания. Хочется, чтобы нам не приходилось никого просить или убеждать. Это фантазии о слиянии и всемогуществе. Увы, так бывает только в утробе матери. Любой другой человек, в том числе и аналитик – отдельная личность со своими интересами, со своей жизнью. Деньги и расписание работы - это граница между двумя личностями.

5) Сугубо практическая причина. Когда вы заключаете с аналитиком устный контракт за вами закрепляется определенное время. Если вы не приходите, аналитик все равно не может записать кого-то вместо вас.

Почему и как меняется личность?

Увидеть и показать вам вашу «грамматику», стереотипы и эмоциональные слепые пятна – это лишь часть работы. Вторая часть – создать условия, в которых вы смогли бы повести себя по-новому.

У каждого из нас есть сферы жизненного опыта, куда наша нога не ступала, психические терра инкогнито, эмоциональные слепые пятна и неизведанные поведенческие территории. Проще говоря, это незнакомые нам чувства и модели поведения, ситуации в которых мы не знаем как себя вести, а если и знаем, то лишь интеллектуально, теоретически, не имея опыта непосредственного переживания.

Например, человек никогда в жизни не повышал голос, никогда ничего не требовал, не настаивал, не заставлял. Он и понятия не имеет, каково это – кричать, требовать, закатывать истерику, добиваться своего. Он лишь фантазирует об этом, но никогда не вел себя таким образом, у него нет непосредственного эмоционального опыта. Он никогда не чувствовал себя, скажем так, законно агрессивным, и пока он этого не попробует сам, все рассказы об этом – пустой звук. Как можно словами обьяснить прелести, скажем, семейной жизни. Ведь с прагматической точки зрения это сплошные хлопоты. Нужно содержать детей, добывать деньги. Чего же тут хорошего? Можно ли словами объяснить, что ругаться время от времени с близкими людьми это хорошо? Ведь это так отвратительно - ругаться.

Для того чтобы произошли реальные изменения, вы должны приобрести непосредственный эмоциональный опыт присутствия на «неизведанной территории». Здесь бесполезны рассказы или советы. Вы сами должны позволить себе испытать чувства, которых обычно избегали. Должны сами почувствовать, что значит, например, ревновать или завидовать, что значит соперничать. Это сможете сделать только вы сами. Психоаналитик может лишь создать условия для этого и быть с вместе с вами в этом исследовании.

Приведу метафорический пример.

Представим себе человека, который никогда не ел мороженого. Если вы будете расписывать ему, какое оно вкусное, освежающее, как оно тает во рту, сколько всякого мороженого бывает, да как хорошо пломбирчик, да с клубничкой, да в жаркую погоду – интеллектуально все вполне понятно. Но эмоционального, подлинного знакомства с мороженым не произойдет. После вашего рассказа за мороженое запросто можно будет принять сладкое сливочное масло – тоже тает во рту, тоже холодное. И совсем другое дело, если человек один раз просто попробовал мороженое. После этого он уже не перепутает его ни с чем.

Понять что-то можно только непосредственно пережив. Как при знакомстве по переписке - пока с человеком лично не встретишься – не поймешь, что он из себя представляет. Это относится к любому опыту. Например, понимание войны человеком, который там был и человеком, который только о слышал об этом – в корне разные вещи. Не даром побывавшие на войне могут чаще всего найти общий язык только друг с другом. Если у человека нет опыта близких, глубоких, доверительных стабильных, и в то же время эмоционально напряженных отношений, он не сможет понять что это такое, пока сам не попробует, даже если прочитает об этом массу книг. Если человек никогда не соперничал, не боролся, не дрался, он не поймет, что такое радость битвы, не поймет насколько свободней и легче жить и дышать, когда ты можешь позволить себе рассердиться.

Отношения с аналитиком - это арена, на которой человек впервые позволяет себе испытать чувства, недоступные ему ранее. Он пробует вести себя по-другому, обкатывает новые модели поведения по мере того, как постигает смысл и происхождение привычных ему стереотипов. В ходе анализа человек совершает маленькие, но значимые открытия: настает момент, когда он с удивлением обнаруживает: оказывается, можно чувствовать и жить по другому и от этого не настанет конец света. Например, склонный к депрессии человек, всегда предпочитающий брать вину на себя и избегающий выражения гнева, в ходе анализа с удивлением обнаруживает, что оказывается, он может накричать на другого, он в состоянии требовать, обвинять и возмущаться. В повседневной жизни есть множество обстоятельств, затрудняющих подобные попытки, так как все мы связаны определенными обязательствами на работе и в личной жизни и в той или иной степени зависим от них.