Более точное определение (вместо барьера) можно найти у А.М. Лобка (1997). Вместо понятия барьер используется понятие миф. Давая определение мифа стоит отметить, что говоря о мифе мы имеем в виду нечто ( некую идею), обладающее иррационально ошеломительной силой воздействия на умы. Понятие мифа связано с чем-то, определяющим бытность человека в той или иной группе, классе, сообществе. Миф - своего рода язык-шифр, на котором разговаривают представители одной культуры, миф - это тайный язык смыслов, сама суть которого состоит в том, чтобы сделать данную культуру непроницаемой для представителей других культур. Это тайная подкладка жизни человека, смысл которой состоит в отделении этого человека от всех прочих, родившихся в иных культурных общностях. Основой культуры является миф, он представляет собой её суть и помогает человеку чувствовать себя уютно и естественно в своей и не уютно и не естественно в чужой культуре. Культура никогда не бывает одна, она существует как множество культур и факт одной культуры предполагает факт других культур. Говоря об одной культуре, мы всегда подразумеваем, что где-то существует культура другая, являющаяся нам как таинственная загадка. Речь идет не только о культуре других географических пространств или исторических эпох, но и о культуре других по сравнению с нами людей, об иной культуре мышления, культуре понимания, предполагающей иной язык семантических смыслов. Можно сказать, что музыка в некоторой степени, является тем самым мифом, определяющим и идентифицирующим её слушателя в системе культур (Лобок 1997). Г.С. Кнаббе, рассматривая западную рок культуру, отметил, что сама по себе музыка как мелодический конструкт не главное и во всяком случае не единственное содержание, главное «неписаный кодекс чести» - нравственная позиция и тип существования, основой которого является противостояние: «есть мы и есть они» и противостояние это носит экзистенциальный характер (Кнаббе 1990). Можно отметить своеобразный отказ от образа жизни, основанного на достижении своими усилиями успеха и социального признания, средства которого сплошь и рядом расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, а самореализация трудноотличима от карьеризма. Отсюда и распространение среди слушателей философии пассивности и недостижения, характерными признаками чего выступает, в частности, увлечение восточными философско-религиозными концепциями. Ортега-и-Гассет(1995) вообще говорит о том, что, с социологической точки зрения , для этого рода искусства, характерно именно то, что оно делит публику на два класса людей: тех которые понимают, и тех которые неспособны его понять. Как будто существует две разновидности рода человеческого, из которых одна обладает неким органом восприятия, а другая его лишена. Оно, это искусство, помогает узнать друг друга среди серой толпы, учит понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством. Это противостояние, зачастую, проявляется не только внутренне. Сколько всего было сказано и написано про необычный и шокирующий внешний вид любителей соответствующей музыки, про кожаные куртки с металлическими заклепками, необычайные прически, похожие на петушиные гребни, серьги и кольца в ушах и носу, татуировки и т.д. и т.п. А.М. Лобок говорит о том, что тело становится знаковой системой, глубоко отличающий один «культурный вид» от другого. Не важно, что мы оба рождены физиологически одинаковыми - «мы разной культурной крови, ты и я» (А.М.Лобок.1997).
В современном обществе такая внешняя демонстрация вкусов не всегда приветствуется и поощряется. В прежние времена власти отчетливо видели в этой демонстрации явный отказ от существующей идеологии. Стоит только вспомнить публичное обличение стиляг, которых обвиняли во всех смертных грехах, а чего только стоит тезис «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст!», разумеется молодежь того времени искала в музыке, противоположной советской эстраде, нишу для выражения своего отношения к власти и существующему строю. Позднее репрессии касались уже самих музыкантов, запрет на выступления, арест, травля, хотя даже с течением времени и либерализацией власти, органы правопорядка продолжали задерживать на улицах молодых людей с серьгами в ушах или экзотическими прическами. Один из таких людей на мой вопрос как он не боялся выходить не улицу в таком виде, ведь выглядеть так было просто опасно, поскольку раздражение окружающих нередко выливалось в побои, он ответил, что даже аресты и избиения не могли напугать его и заставить отказаться от самого главного - показать свой выбор, проявить себя на фоне общей массы людей, носящих одни и те же вещи и прически, слушающих одну и ту же музыку, имеющих одни и те же ценности.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод том, что музыка играет в жизни современного человека не просто развлекательную роль- она является средством для самовыражения, служит барьером для отделения собственного стиля жизни от всеобще признанного, помогает определить и найти себе подобных в общей массе людей. Речь, конечно же, идет о музыке которая стоит особняком противопоставляется основному, доминирующему массовому вкусу. Как и было сказано, раньше такую роль играла рок музыка, считавшаяся альтернативной по отношению к остальным стилям, но с течением времени и развитием экономических механизмов, влившаяся в общий поток коммерческой музыкальной индустрии. Сейчас именно андеграунд является тем самым противостоящим культурным направлением, каким раньше была рок музыка. Явление андеграунда, конечно же, имеет место не только в музыке, в любом виде искусства существуют направления, идущие в разрез в основными и признанными, но говоря об андеграунде, в данной работе, имеется в виду именно музыкальный, хотя в кинематографе, театре и других видах искусства андеграунд играет такую же роль но лишь в музыкальной форме он имеет такое широкое распространение и обладает такой силой воздействия. Это связанно, опять же, с развитием музыкальной индустрии и её интеграцией в нашу жизнь. Чем же можно определить влияние альтернативной музыки? Почему она так трансформирует человека и заставляет его бросать своего рода вызов обществу? Путь человека изначально не определен, в любой момент жизни человек может принять решение, которое в дальнейшем способно изменить его жизненный маршрут. Это накладывает на человека определенное бремя - бремя выбора. Как поступить в той или иной ситуации, что сделать в том или ином случае? Это касается не только неких драматических ситуаций, связанных с экстремальными моментами жизни, от которых может коренным образом измениться жизненная траектория. Любой выбор, начиная с выбора марки сигарет и заканчивая выбором профессии, требует от человека наличия каких-либо определенных точек отсчета, которые позволяли бы ему сделать этот выбор. В выборе марки сигарет это критерий вкуса, а в выборе профессии - некий критерий смысла. Не важно, что значимость этих критериев различна, важно то, что и тот и другой это подчеркнуто субъективные, ценностные критерии, вырабатываемые человеком сугубо индивидуально, в диалоге с миром окружающей его культуры. В таких ситуациях человек оказывается в течение жизни бесчисленное количество раз, и в большинстве случаев некий фактор видовой, биологической предпочтительности отказывается срабатывать. Естественно, что человек в такой ситуации нуждается в некотором априорном масштабе для того, чтобы этот выбор был осуществлен. Человек чаще всего формирует такого рода априорные масштабы и пользуется ими бессознательно, но попытки отрефлексировать эти структуры приводят к вопросу о смысле: а с какой стати я, собственно говоря, делаю тот или иной выбор? Ведь любой свободный выбор является выбором в культуре, и, следовательно представляет собой выбор среди искусственно созданных возможностей, абсолютно равновеликих с точки зрения биологической иерархии потребностей (Лобок 1997). Это выбор, который принадлежит мне самому, и потому это безумно трудная ситуация, поскольку вся мера ответственности за сделанный выбор лежит на мне и только на мне. И для того, чтобы сделать такой выбор совершить, человеку нужна какая-то априорная сетка ценностей размерности, которая давала бы ему возможность сориентироваться там, где отказываются работать биологические механизмы отбора. Такой априорной сеткой ценностей, по мнению А.М. Лобка, является миф (в нашем случае мы говорим об альтернативной музыке как мифе и поэтому можно сказать, что именно андеграунд есть та сетка ценностной размерности, которая оказывает влияние на принятие выбора). Этот самый миф формирует условия выбора, который играет важную роль в жизни человека. Он переоценивает жизненные ценности, придает им значение и смысл, заложенные в его отношении к культуре. Через призму этого отношения человек глядит на происходящие события, формирует идеалы, испытывает симпатии и разочарования (Лобок 1997). Это отношение становится неким руководством для принятия решений, важных шагов и действий. Это отношение способно заставить человека пойти на любые поступки, отвечающие тем требованиям, которые предъявляет идеология, принятая им под мифа или же в нашем случае андеграунда. В подтверждение, достаточно только привести пример феномена «хиппи», когда в 60-ые годы молодые люди из обеспеченных семей отказывались от всех благ, которые им предлагали их родители и начинали собственную жизнь с диаметрально противоположными ценностями, влача подчас более чем скромное существование. Позднее, в конце 70-ых, на смену пацифистской идеологии любви, проповедуемой хиппи, пришла агрессия такого культурного явления как панк. Вместо детей цветов на передний план фронта борьбы с общественными устоями вышли подростки в рваной одежде, с серьгами в ушах, обвешанные цепями и анархической символикой, а вместо длинных волос хиппи, к тому времени уже вошедших в общую моду, прическами-ирокезами (название позаимствовано у племени североамериканских индейцев, носивших такие же гребни) раскрашенных во все цвета радуги. Кроме агрессивного поведения стоит отметить лозунг этого движения, взятый из песни -гимна английской группы Sexpistols - идеологов панка, - Nofutureforyou ( у тебя нет будущего). Налицо открытое, агрессивное противостояние с тем самым обществом, которое хочет заставить жить по своим правилам. Также произошли и изменения в форме преподнесения музыкального материала - с фестивалей на открытых пространствах, длящихся по несколько дней в атмосфере любви и братства, действие перенеслось в грязные подвалы (отсюда и происходит слово андеграунд от англ. Underground- подвал, подземелье) и сопровождалось массовыми танцами (слэмом, более походящими на драку, под нарочито неумелое и эпатажное исполнение песен преимущественно суицидального содержания. Но, став популярным и соответственно коммерческим, панк- рок утратил свою ценность и занял свою нишу в мейнстриме, повторив печальную судьбу движения хиппи и уступив место новым течениям, пытавшимся противостоять общей массе. Однако, слово андеграунд осталось как обозначающее нечто идущее против течения, нечто альтернативное.