Эквивалент воли - деньги. Воля, как и разум, весьма трудно достижимое достоинство человека, достигаемое его собственными, часто предельными усилиями. Далеко не всем, во всяком случае, очень в неравной степени людям дарована способность действовать за пределами возможностей своего организма, здравого смысла, рационального расчета. По разным причинам множество людей или не приступают к процессу воспитания воли, или прекращают его ввиду непереносимой трудности этого направления развития. Между тем, без волевых качеств никакой успех невозможен, и естественны поиски замены воли ее легко приобретаемыми эквивалентами.
Эти поиски привели к уникальному изобретению, которое принципиально изменило направление и характер всей нашей цивилизации: денег. Как информация позволяет консервировать, передавать, приобретать продукты разума, так деньги позволили сохранять любые по качеству и интенсивности усилия всего общества и конкретных людей, даже целых поколений. Эквивалент воли - деньги, такой общественный инструмент, который позволяет волю консервировать, накапливать, заимствовать и пускать в ход всякий раз, когда нет собственных сил для преодоления препятствия.
Главный общественно психологический смысл денег заключается в том, что они гарантируют любому их обладателю преодоление препятствий в любое время, в любом месте, в любом состоянии. Деньги побеждают реальную смелость, решительность, выносливость противников, потому что в них незримо аккумулирована воля не одного человека, а десятков, сотен, тысяч людей, конечно, в зависимости от количества денег. Человек с деньгами в современной цивилизации имеет такое же абсолютное преимущество над людьми без денег, как в давние “до денежные времена” имел абсолютное преимущество волевой человек над безвольными: он мог позволить себе все и везде.
Деньги, как эквивалент воли, вобрали в себя все мыслимые человеческие мотивы и связали их в себе с действиями, которые человек с деньгами может себе позволить. Деньги позволяют их обладателю действовать независимо от собственной природной воли, своего разума, своей веры. Первично, психологически, человек с деньгами может быть волевым ничтожеством, но вторично, денежно, он же эквивалентен могучему вождю с полномочиями, ограниченными только суммой, которой он располагает. За деньги покупается любая информация, создается любой китч, обеспечивается самое совершенное лицедейство, исполняются любые действия.
Классическая психология, конечно, пропагандирует воспитание волевых качеств, но никогда не рассматривала даже вероятность существования ее эквивалента. Поэтому массы образованных, умнейших, волевых людей мало знают, что такое деньги, не умеют обращаться с деньгами, применять деньги, их не интересует механизм действия денег. Многие очень умные люди удовлетворяются определением денег, как эквивалента вложенного труда, не замечая их глубочайшей психологической сущности. Не случайно С.Московичи называет главу, посвященную психологии денег - “Одна из величайших тайн мира” . Он пишет в этой главе: “Можно признать отвагу Зиммеля, представившего в 1889 г. сообщение, озаглавленное “Психология денег” (17).
Между тем, есть множество людей, которые самостоятельно, во всяком случае, без поддержки научной системы психического развития, неплохо разобрались в психологии денег и эффективно это знание использовали специфическим образом в специфических целях. Например, С.Московичи цитирует Бальзака, характеризующего в “Примеренном Бальмонте” всемогущество Банка (денег): “Это место, где выясняется, сколько стоят короли, где на руке взвешивается ценность народов, где судят системы (...), где идеи, верования обозначаются цифрами (...), где сам Бог берет взаймы и дает под гарантию свои доходы с душ, ибо папа имеет там текущий счет. Если я могу где либо сторговать душу, то там, не так ли?” (18).
Современная психология вяло учила воспитанию воли, добилась некоторого уровня волевых качеств, достаточных для преодоления загадочности, непонятности, сопротивления внешнего физического мира, но совершенно упустила из виду психологию эквивалента воли: его психологическую природу, механизмы действия, закономерности и мн. др. В результате, воспитанники психологии разума оказались в мире денег, как эскимосы в пустыне Сахаре беспомощными и подавленными.
Заключение
Психологическая наука, как и любая иная, периодически дополняется новыми направлениями своего развития. В этом дополнении нет ничего чрезвычайного и представляется рутиной научной жизни. Дополнение происходит, скорее всего потому, что новая реальность не может понята с помощью имеющегося научного аппарата. Так в свое время для объяснение новой реальности появился психоанализ (Фрейд З. Толкование сновидений. 1900.), бихевиоризм (Уотсон Дж. Психология, как ее видит бихевиорист. 1913.), гештальт-психология (Келер В. Физические гештальты в покое и станционарном состоянии. 1920.), системный подход Б.Г.Ананьева (1968) и В.А.Ганзена (1974) и т.д. Они обеспечили практику воспитания, образования, производства, управления сложнейшими системами человек-техника. Однако стремительное развитие техносферы создало новую психологическую реальность, которая требует для своего объяснения новых понятий, гипотез, теорий - это мир эквивалентов реальности. Факт, который требует психологического объяснения - катастрофический житейский провал психологически совершенных людей и доминирование в обществе натур психологически примитивных. Объяснение - неудачники не знакомы с законами поведения, которые “там” приводят к успеху.
“Там” - это в искусственном мире, где люди оперируют эквивалентами реальных ценностей натурального мира. Там действуют субъективные “подзаконные” закономерности поведения, а не объективные законы действительности. Психологические реальности натурального мира относятся к числу вечных и абсолютных, а реальности искусственной среды временные, изменяющиеся. Жить человеку в 1999 году приходиться и “там” тоже: т.е. в среде денег, рекламы, выборов, которые требует своих специфических способностей, талантов, свойств личности. Незнание психологии системы “человек-власть” привело к небывалому унижению людей, взаимодействующих с макромиром по “типу И. Кеплера” или с микромиром по “типу М. Кюри”. В то же время психологические свойства людей, работающих с эквивалентами микро и макромира по типу “Гобсека” невероятно возвышены. Это нелепо, как нелепо, когда крестьянин, вырастивший хлеб, не допускается к столу из-за неумения пользоваться салфеткой. И тем более, когда физик-атомщик, разрешивший проблему энергии для человечества, оказывается нищим из-за того, что не умеет играть на бирже или избирать лояльных себе руководителей из-за давления политической рекламы.
Ничего подобного тому, что происходит сейчас, человечество никогда не переживало. На глазах одного поколения осуществляется небывалый разворот всей нашей цивилизации, перемещающей человека из под власти природных факторов под власть факторов, искусственно созданных им же. Например, сегодня радиоактивность представляется более опасной, чем наводнение, а неспособность распорядиться деньгами страшнее неспособности вылечить корову. В результате люди стали оценивать друг друга и взаимодействовать друг с другом ориентируюсь не на первичные натуральные признаки ( уровень развития мышления, памяти, внимания, представлений, воли), а на вторичные искусственные признаки (деньги, документы, одежда, жилище, “прессу”, рекомендации, лицензирование ). Психология этих вторичных признаков и является новым предметом исследования психологической науки в обозримом будущем в интересах преодоления неудачи интеллектуалов 90-х годов. Для того, чтобы поставить все на свои места и вернуть им лидерство в обществе после 2000-го года.
Список литературы
1. Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967, с. 55.
2. Петровский А.В. Указ. соч. с.120.
3. Локк Дж. Опыты о человеческом разуме. Спб, 1995, с.
4. Лейбниц В.Г. Новые опыты о человеческом разуме. Л., 1939.
5. Петровский А.В. Указ. соч. с.54.
6. Рубинштейн С.Л. Человек и мир., М., 1997.
7. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Под ред. А.А. Бодалева. Москва-Воронеж, 1996. с. 374.
8. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Под ред. А.А. Бодалева. Москва-Воронеж, 1996. с. 374.
9. Крылов А.А., Юрьев А.И. Человек и техника: психологический аспект. // В кн. Человек, наука. производство. Перспективы развития. Ред. Рогов И.М., Ч.1. СПб., 1992., С.18-32.
10. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. Л., 1945, с. 160.
11. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974, с. 169-172.
12. Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. СПб., 1997, с. .49-52.
13. Юрьев А.И. Указ. соч. с. 52-54.
14. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992, с. 100-111.
15. Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. СПб., 1997, с. 43-46.
16. Юрьев А.И. Указ. соч., с. 46-49.
17. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998, с. 363-420.
18. Московичи С. Указ. соч. с. 365.