Власть, основанная на законе, так же как и власть принудительная и наградительная большей частью зависит от специальных механизмов её реализации, но не от слов, которые при этом произносятся Слова нужны лишь для того, чтобы отдавать приказы и демонстрировать соответствие этих приказов тем или иным статьям закона Чтобы демонстрировать законность решений и действий, в политической коммуникации, по мнению МЭделмана, используется специальный "язык законов" В синтаксическом плане он почти полностью состоит из определений и команд, что создаёт у слушателей ощущение точности, строгой рациональности и обоснованности принимаемых решений Однако те, кто использует этот язык, как считает автор, хорошо осознают двусмысленность и амбивалентность его терминов, которые по-разному можно интерпретировать в зависимости от ситуации и целей заказчиков Одни и те же слова могут относиться к различным действиям, и тем самым они дают власть имущим свободу поступать так, как те считают нужным При этом с помощью слов создаётся законное обоснование для данного курса действий, так что публика не только не требует объяснений, но и поддерживает этот курс, считая, что подчиняется закону Манипуляции с помощью использования "языка законов" облегчаются ещё и тем, что этот язык достаточно труден для восприятия, особенно для дилетантов Наиболее сильно действует на публику формальная сторона языка, содержание при этом доступно немногим, что создаёт базу для весьма произвольного использования законообразных выражений
Видимость законности решениям правительства и других властных органов старались придавать даже там, где произвол и беззаконие являлись основой общественной жизни Ярким примером такого рода являлось сохранение видимости законодательства в сталинские времена Миллионы людей были осуждены без всяких на то оснований Однако принципиальное сохранение судебно-следственных органов даже в осуждённых сохраняло веру в то, что их осуждение - это частная ошибка следствия, а не общая политика правительства При этом любовь к такому правительству лишь усиливалась, поскольку только на него возлагалась надежда, как на того праведного судью, который рассудит всё по справедливости и исправит совершённые ошибки
Демонстрируя с помощью слов и специальных ритуалов (процесса суда и т д) свою приверженность законам, которой на самом деле нет, правительство и власть имущие вселяют в граждан уверенность, что всё, что делается в стране, совершается по законам и подчиняется им Гражданам внушается вера в справедливое устройство общественного порядка и уважение к законам, которые они должны выполнять Таким образом, власть закона, созданная с помощью слов, может укреплять реальную власть
Вообще легитимная власть в чистом виде вызывает лишь рациональное подчинение, подчинение по долгу, но не по желанию В этом отношении данный вид власти является несовершенным, поскольку в какой-то мере является принуждением Однако в реальной политической жизни рациональное признание власти какой-либо официальной позиции и эмоциональное отношение к ней оказываются неразрывными
В различных обществах могут существовать различные государственные и общественные должности и посты, вызывающие у граждан очень сильный эмоциональный отклик, то есть являющиеся для них символами Один из самых ярких примеров - это отношение американцев к посту президентства Президентство для США - это не просто официальный пост главы страны, это символ национального единства, национальных традиций и ценностей, в нём отражается вся героическая история Америки, её требования к настоящему и её надежды на будущее Чувства гордости, восхищения и уважения, которые вызывает сам пост, могут переноситься на конкретную личность С одной стороны, в обществе существуют достаточно устойчивые представления о том, каким должен быть человек, находящийся на этом посту, то есть представления об идеальном президенте Эти качества идеального президента в той или иной мере автоматически приписываются тому человеку, который занимает пост Кроме того, в публике существуют стойкие убеждения, что, поскольку президентский пост предъявляет столь высокие требования к лицу, которое его будет занимать, и поскольку будущему претенденту приходится преодолевать многочисленные препятствия на пути к должности, то, естественно, преодолевает их самый достойнь1й На этом, по мнению Т Уайта, основан распространённый миф, что "граждане выбирают в президенты самого достойного" Из этого мифа, по мнению автора, вытекает другой, о том, что "офис способен облагородить любого хозяина" Таким образом легитимная власть может "строить" власть личностную.
Ещё один механизм, который используется для влияния официального лица на публику, опирается на ролевые отношения, существующие в обществе Что такое социальные роли, - роли родителей и ребенка, начальника и подчиненного, роль женщины или роль политика, - все мы себе интуитивно представляем Это тот репертуар поведения человека, который определяется его местом в общественной структуре, в совместной деятельности и который ожидают и требуют от человека другие люди в данной ситуации Вообще, ролевые отношения- могут складываться на двух различных уровнях
Во-первых, они формируются и закрепляются в конкретных межличностных взаимоотношениях Так, например, в малой группе могут выделяться лидеры, отверженные и тп Однако политическое лидерство не является результатом лишь индивидуальных особенностей участников взаимодействия Роли главы партии, национального лидера и тп существуют достаточно долгое время, закреплены институционально и неразрывно связаны с существующими общественными отношениями Роль в этом случае, по словам социолога РЛинтона, представляет собой "динамический аспект статуса" Роли такого рода могут быть чётко фиксированы и формализованы, требовать от исполнителей строгого выполнения предписанного поведения Однако даже в этом случае поведение каждого конкретного человека, "проигрывающего" эту роль будет отличаться определённой индивидуальностью, "зависящей прежде всего от его знаний и умения находиться в данной роли, от её значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих" Таким образом, любая социальная роль включает в себя как социальную, институционализированную, так и психологическую составляющие В силу этого ролевое влияние есть как бы переход от безличностного влияния к влиянию личностному
С одной стороны, граждане данного общества с раннего детства в процессе социализации усваивают, как должны вести себя лидер, с одной стороны, и подчиненные, с другой, какие права и обязанности существуют у тех и у других Конечно, зачастую эти представления, особенно касающиеся тех ролей, с которыми данный индивид никогда не сталкивался непосредственно, довольно схематичны и идеалистичны Сплошь и рядом такой схематичностью и упрощенностью отличаются представления рядовых граждан о политических лидерах, их взгляд на роль лидера
Однако то, что касается взаимоотношений ролей, то есть того, как надо себя вести по отношению к лидеру, чего ждать от него, граждане усваивают гораздо лучше, поскольку это есть их практические взаимоотношения, их жизнь В нормально функционирующем обществе между лидером и последователями устанавливаются чёткие ролевые взаимоотношения, то есть "связи, в которых роли двух партнёров определяются в отношении одна к другой" Эти отношения могут существовать и сохраняться, если участники взаимодействия имеют взаимно разделяемые представления о поведении друг друга, требования друг к другу, которые принимаются противоположной стороной Частично эти требования закрепляются официально и приобретают статус закона Соблюдение этих ролевых отношений подкрепляется различными внешними ресурсами, находящимися в распоряжении государства, группы или официального лица Так, например, роль американского президента является институционализированной, закреплённой в конституции и неразрывно связанной с его официальным статусом Предусматривается, что президент осуществляет исполнительную власть, формирует кабинет, отчитывается перед парламентом и тд Роль последователей предполагает, что они должны выполнять распоряжения правительства, предъявлять свои претензии конституционным путем, выбирать президента и т д
Другая часть требований носит неформализованный характер и существует на уровне общественного мнения Эти требования довольно трудно чётко определить и описать в обобщённом виде Однако на интуитивном уровне они ощущаются достаточно ясно Неинституционализированные ролевые требования сильно связаны с национальной политической культурой и обычно усваиваются в процессе социализации Они регулируют поведение лидера, определяя, когда он должен чётко приказывать, а когда прислушиваться к мнению народа, как он должен вести себя в отношениях с парламентом, прессой, во время зарубежных визитов и тд\ Точно так же неинституционализированные ролевые требования определяют поведение последователей Они могут, например, считать главной добродетелью слепое повиновение лидеру, приказы которого не подлежат обсуждению, или, наоборот, всячески высмеивать правительство В стабильных обществах с устоявшимися политическими традициями требования лидеров и последователей друг другу, как правило, согласованы и удовлетворяют обе стороны В то время как рассогласование этих требований ("верхи не могут, а низы не хотят") есть начало революционной ситуации