Смекни!
smekni.com

Православное христианское образование в исторической перспективе (стр. 2 из 4)

Святитель Ипполит Римский (3 век) пишет в своем Апостольском Предании (известном также как Египетский Церковный Устав) что:

Новообращенные в веру, готовящиеся к слышанию Слова, должны сначала быть поставлены перед учителями в присутствии всего народа. Они должны дать отчет в том, почему они хотят принять веру, и те, кто поручается за них должны подтвердить, что они могут уже быть допущены к слышанию Слова. После этого вопросы должны быть заданы о том, каков их образ жизни...(16) Катехумены должны провести три года в слышании Слова. Однако пусть решение о Крещении зависит от постоянства и верности катехумена, а не от времени только (17).

Ипполит Римский описывает также, как, после периода наставления в вере, из катехуменов будут выбраны те, кто готов к Просвещению (Крещению). Этот выбор (обычно после трехлетнего подготовительного периода) делается после изучения их жизни: жили ли они скромно и трезвенно, оказывали ли уважение вдовам, посещали ли больных и творили другие добрые дела. После того, как их поручители подтвердят все это, катехумены должны быть допущены к слышанию Евангелия... и с приближением дня их крещения, епископ сам должен совершить обряд екзорцизма над каждым из них, чтобы самому убедиться в их чистоте. Затем, если кто из них будет найден недостойным, он должен быть отстранен как не слушавший слово с верой. (20).

Эгерия, паломница, посетившая Иерусалим в четвертом веке, рассказывает в своем дневнике о подготовке катехуменов к крещению, происходившей в течение сорока дней великого поста. Ранним утром каждого дня катехумены приходят для экзорцизма (духовного очищения), после которого:

Все готовящиеся к крещению, мужчины и женщины, садятся вокруг епископа в присутствии крестных родителей; в действительности, любой из верных может войти и присоединиться к беседе... Объясняя им закон... епископ начинает с книги Бытия и проходит в эти сорок дней через все Писание, объясняя сначала его буквальное, а затем и духовное значение. В течение этих сорока дней новообращенные получают наставление не только о Воскресении но и о других истинах веры. Это наставление и называется катехизисом(46).

После пяти недель катехитических бесед таким же образом (сначала буквальное, потом духовное значение) объяснялся Символ Веры. В среднем катехитические занятия длились три часа в день в течение семи недель. Катехизация заканчивалась перед Страстной неделей, во время которой кандидаты для крещения торжественно произносили Символ Веры в присутствии епископа. После этого епископ произносил проповедь и объяснял, что после Крещения нынешние катехумены будут посвящены в еще более великие тайны веры (таинства), которые будут объяснены им во время восьми дней праздника Пасхи в Церкви Воскресения.

В своей книге Великий Пост о. Александр Шмеман связывает развитие великопостного и пасхального цикла богослужений с процессом катехизации в ранней Церкви. Постовые чтения из книги Бытия, пророка Исайи, Притч и Псалмов были текстами, на которых катехумены знакомились с ветхозаветной предысторией евангельской вести. Отрывки из евангелий, рассказывающие о исцелениях, совершенных Христом, были включены во вторую половину поста для тех, кто готовился принять крещение в текущем году. После своего крещения, новые члены Церкви оставались в храме в течение восьми дней (откуда наша Светлая Седмица), получая наставление о таинствах Церкви, опыт которых был ими только что пережит. Катехизация была построена вокруг все тех же трех аспектов жизни Церкви: богослужение и молитва, учение и проповедь, и, наконец, свидетельство и служение в жизни общины. Главное ударение в христианском образовании делалось в этот период на крещальном и пасхальном опыте христианской жизни.

Существуют и сходства и различия между тем, как эти аспекты учения и опыта Церкви были включены в процесс катехизации, и тем, как мы сегодня можем связать их с православным религиозным образованием. Там, где значительное число взрослых вступает в Церковь, у нас есть возможность связать по времени и по смыслу их приготовление к крещению с определенными событиями литургического года: с Пасхой и другими крещальными праздниками (Рождеством, Богоявлением, Троицей, Лазаревой Субботой). Подобного рода наставление может оказаться полезным и для тех, кто уже получил крещение. Используя время постов (особенно, Великого и Рождественского) можно развить систему занятий, основанных на содержании литургической жизни Церкви -следуя традиционному пути катехизации в ранней Церкви. В этом отношении о. Александр Шмеман отмечает значимость идеи катехумената: ...даже если сегодня Церковь редко совершает крещение взрослых, и катехуменат как таковой практически исчез, основное содержание Великого роста остается тем же. В нашей жизни мы постоянно теряем и предаем дар, полученный нами в крещении. Таким образом, Пасха - наше возвращение к нашему собственному крещению, и Великий Пост готовит нас к этому возвращению... Постовые богослужения и сегодня б сохраняют их изначально катехетический и крещальный характер.

3. МОНАШЕСКИЙ/АСКЕТИЧЕСКИЙ опыт

Хотя третий период и труднее выделить, можно сказать, что в его продолжение (начиная с 4 века и захватывая все средневековье - условно говоря, до падения Византийской империи) опыт монашества и аскетической жизни оказал решающее влияние на жизнь Церкви. Монашество возникает с приобретением христианством статуса государственной религии в Византийской империи. "Христианизация" общества предоставила Церкви новые возможности, однако и несла в себе новые опасности. Множество людей вступало в Церковь; не все из них были готовы и понимали необходимость реального изменения своей жизни. Проповеди св. Иоанна Златоуста показывают, насколько духовно расслабленной и небрежной была жизнь многих христиан. Постепенно, с уменьшением числа взрослых, принимающих крещение (большинство в этот период были уже крещены во младенчестве) и, соответственно, нуждающихся в наставлении в вере, катехуменат стал угасать. Никакой замены ему для тех, кто был крещен в раннем возрасте, не было создано. Литургическая и семейная жизнь (наряду с предпринимавшимися время от времени попытками монастырского воспитания детей) предположительно должны были выполнить роль формального образования в вопросах веры. Проповеди, однако, оставались весьма популярны и любимы, особенно там, где случалось иметь хороших проповедников.

Этот период характеризовался несколькими особенностями. Новые ереси и догматические споры сотрясали империю, и для разрешения ситуации императоры прибегали к созыву больших церковных соборов, оставивших нам множество канонов как догматического, так и практического содержания. Множество бывших язычников обращались в христианство, однако, зачастую без достаточного наставления и понимания, что вело к со-существованию во многих местах старых языческих представлений и обычаев наряду с новой христианской верой. В особенности противопоставление "священного" и "мирского", обычное в язычестве, приводило к обрядовому благочестию, которое стало понимать не "богослужение само как свою цель и идеал, а скорее определенное восприятие, переживание и понимание богослужения".

Церковное здание стало пониматься как "освященный" храм, "обитель всего священного... способная освятить каждого заходящего в нее". Литургия, совершаемая теперь часто в огромных церквях в торжественной и утонченной обстановке, начала пониматься как "таинство" - таинственный обряд, недоступный простым, "непосвященным" (т.е. не рукоположенным) христианам, и, следовательно, открытый только для тех, кто специально поставлен для его совершения. В результате понимание евхаристии и остальных таинств было искажено. Литургические действия, такие как принятие хлеба и вина, крещение водой или благословение елеем потеряли свою очевидность естественных религиозных актов причастия, очищения и исцеления и стали восприниматься как обряды, "символизирующие" что-то еще. Естественный символ стал "мистическим" (в смысле "таинственного", а для некоторых, и магического); его смысл был скрыт (а не открыт) от тех, кто уже вступил в общину верных. Это положение дел затемняло смысл Церкви как собрания верных, в котором находит свое выражение Тело Христово, и приводило к потере крещального и эсхатологического понимания Церкви. Литургическое благочестие все больше становилось частным делом и теряло связь с идеей общины верных. О. Иоанн Мейендорф говорит об этом явлении в связи с возникновением "Соборного" богослужебного устава:

В то время как все меньше времени уделялось Псалмам и чтениям из Библии, этот устав продолжал раздувание гимнографии и превращение литургии в "мистерию" или "драму". В самом деле, трудно сохранить понимание христианского богослужения как совершаемого общиной, или Евхаристии как общей трапезы, когда литургия начинает совершаться в огромных соборах, вмещающих несколько тысяч молящихся. И поскольку раннехристианская община превратилась в толпу номинальных христиан... Церковь необходимо должна была подчеркивать священный характер христианских таинств (чтобы оградить их от профанации) и окружить их завесами и барьерами, в особенности исключив массу мирян из активного участия в богослужении, кроме пения гимнов.

Наряду с этими негативными процессами, развитие монашества привнесло в литургическую и образовательную стороны жизни Церкви много новых положительных моментов.

Монашество стало в Церкви живым напоминанием о том, что "узки врата и тесен путь, ведущий в жизнь, и немногие находят его" (Мф 7:14). В самом сердце Церкви, охватывавшей теперь практически все общество, монашество, отвергнувшее ереси и пожертвовавшее всем ради Царства, явилось новым свидетельством веры и призывом к покаянию. Буквальный "полный поворот", "обращение" ума, воли и сердца к Богу означало личный подвиг, и тем не менее, находило себе поддержку со стороны монашеской общины и, в особенности, духовного наставника (старца) руководившего и поддерживавшего своих учеников в их духовном странствии. Отношения старец-ученик были очень личной формой духовного наставления и образования, одним из результатов которых было появление богатой духовной литературы, содержащей практические советы о духовной жизни и отражающей опыт старцев в изложении их учеников. Монастыри также сыграли важную роль как центры образованности, в которых сохранялись писания Отцов Церкви, жития святых, и были созданы многие новые литургические тексты.