Смекни!
smekni.com

Православное христианское образование в исторической перспективе (стр. 4 из 4)

Часто, в условиях православия, мы можем найти смешанную форму секуляризма, сочетающую в себе расслабленность и паралич духовной жизни с ограниченностью сектантского сознания. Этот тип секуляризма проявляется как принятие общих норм и стиля жизни общества и, с другой стороны, соблюдение особых обычаев (в основном, национального и этнического происхождения) часто ассоциирующихся с церковной жизнью. Примером этого в Северной Америке и Западной Европе может послужить полное принятие социальных, экономических и моральных норм западного общества (включая весьма ограниченную роль Церкви в его жизни), и восприятие Церкви как места для сохранения особых культурных обычаев, связанных с той или иной этнической группой. В России и странах Восточной Европы примером может быть возвращение в Церковь многих людей в поисках их культурных корней, игнорирующее всю серьезность и практическую значимость веры Церкви. В каждом из этих случаев "культура" оставляет лишь немного (или не оставляет вовсе) места для Евангелия, провозглашаемого Церковью.

Так, в течение нескольких столетий, схоластика, пиетизм, секуляризм и сектантские тенденции оказали негативное влияние на жизнь Церкви и ее системы образования. Однако, несмотря на то, что сами основы церковного мировоззрения оказались под угрозой внутренней эрозии и внешнего преследования, в Церкви сегодня видны обнадеживающие знаки оживления и возрождения христианской жизни.

ЗНАКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ и НАДЕЖДЫ

Начиная со второй половины прошлого века, в жизни Церкви стали появляться новые живительные течения, отразившиеся прежде всего в миссионерской деятельности, возрождении монашеской жизни, богословии и появлении церковно-ориентированных молодежных движений. Появление этих новых сил было так или иначе связано с возрождением интереса к святоотеческому богословию и возвращением к пониманию Евхаристии как центра литургической жизни Церкви. Одной из крупнейших фигур и основателей этого движения был святой старец Паисий Величковский, предпринявший огромную работу по разысканию греческих оригиналов святоотеческих текстов и изданию их аккуратных переводов на церковнославянский и русский языки . Деятельность старца и его, охватившая огромную территорию от Румынии и св. горы Афон до лесов российского Поволжья, пробудила в обществе новый интерес к православной духовности и богословию. Целое поколение видных богословов, религиозных философов и церковных деятелей таких, как Булгаков, Флоренский, Бердяев, Ельчанинов, Митрополит Евлогий и другие , как в России, так и за ее пределами, выросло в обстановке возрождения интереса к святоотеческому богословию и составило основу того, что мы сейчас называем "православным ренессансом" начала века. Одна из наиболее значительных, хотя, к сожалению, и менее известных попыток возрождения церковной жизни была предпринята в Русской Православной Церкви собором 1917-18 годов. В ответ на обращение предсоборного совещания епископы, священники и миряне со всех концов России присылали письма с наблюдениями и предложениями по возрождению церковной жизни и миссии . Результатом всех этих усилий стало в России, Греции, Ближнем Востоке, Центральной и Западной Европе и, в последнее время, в северной Америке, возрождение церковного видения и пути жизни, укорененных в Евхаристии и Библейской и святоотеческой традиции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиционные или так называемые "примитивные" общества прошлого характеризуются целостным видением жизни. Это видение было сформировано тем, что мы называем "религией". Религиозная жизнь, по выражению одного писателя, была жизнью таинства. Жизнью, которой коснулась рука Божия. Вся жизнь находится во власти Бога, и никакой ее аспект не может избежать ответственности перед Ним. Все живущее внутренне взаимосвязано; и все, что разрушает цельность существования - будь то наши отношения друг с другом или надругательство над природой - отрицательно влияет на каждого из нас и каждый из аспектов нашей жизни. Мы несем ответственность за поддержание единства и цельности в наших отношениях с Богом, друг с другом и творением. В опыте христианства, это понимание находит свое выражение в идеях евхаристии и эсхатологии. Человечество призвано стать "царственным священством" творения, видеть мир как творение Божие, жить в нем согласно воле Бога, и возвращать его Богу в акте благодарения, следуя в этом за Господом Иисусом.

Это понимание жизни находится в самой глубине православного сознания, и все чаще оказывается способным внести реальные изменения в нашу ежедневную жизнь. Оно сказывается в росте евхаристического сознания и стремления сделать сакраментальную жизнь Церкви нормой для всех наших мыслей и дел. Это понимание лежит в основе просыпающегося "алкания и жажды Царства", находящего свое выражение в повсеместном росте групп по изучению Библии, других форм религиозного образования для взрослых и детей, более осознанного участия в праздниках и постах Церкви. Оно же ответственно и за растущее понимание христианами необходимости общественного служения: заботы о больных, бедных, престарелых и т. д. Несмотря на все "чуждые" методологии и идеологии - материализм, эмпиризм, диалектизм, - заполняющие наш интеллектуальный горизонт и легко узнаваемые в духе секуляризма и сектантства, мы начинаем наше возвращение, "поворот" к целостному видению жизни, к жизни Царства Божия. Это возвращение дается нелегко, ибо требует реального аскетического усилия в условиях наших культур. Как люди, ответственные за будущее Церкви: священники, православные учителя, работающие на благо Церкви миряне, мы призваны начать это возвращение с самих себя.

Список литературы

1. К.Тарасар. Православное христианское образование в исторической перспективе