Смекни!
smekni.com

Кластерная теория интеграции (стр. 1 из 6)

Михаил Щербаков

Вместо Введения или Вавилон-17 для человека будущего

Чтобы решать вопросы о богатстве, смерти и проч.

нужно сначала ставить эти вопросы правильно...

А.П. Чехов

Развитие человека повторяет развитие вида — эта идея вошла в школьные учебники. С некоторой долей юмора можно выдвинуть и другую мысль — разделение науки о сознании на различные школы и направления отражает разделение мозга на полушария, кору, древний мозг и т.д. Одна из самых насущных и трудноразрешимых проблем психологии состоит именно в наличии этого разделения.

Причем эта проблема проявляется настолько ярко, что в русском языке даже трудно подобрать одно подходящее слово для всей области знаний (практик) о сознании человека. Относится ли, например, Дзэн к психологии ? К науке о сознании? К психотерапии? К религии? Является ли душа частью сознания ? Я уже не говорю о постоянной путанице с понятиями «подсознание», «предсознание», «бессознательное» и «сознание».

В мире существует огромное число психологических школ и направлений психотерапии, а кроме них — традиционные и адаптированные религиозные и духовные практики (в том числе движение «нового века» (New Age)). Каждая такая школа использует свой аппарат понятий, свою систему аксиом и, по сути, свою модель сознания .

Многие представители религиозно-эзотерических, да и психологических школ полагают, что их школа основана отнюдь не на модели, а на великой объективной истине. Но любой более или менее осмысленный взгляд на человека, на его восприятие и духовный мир — это, по сути, именно модель .

Очень часто языки различных школ оперируют взаимонепереводимыми понятиями или, что еще хуже, используют одинаковые термины, но подразумевают различные их значения. Попытка обсуждать одно и то же явление с представителями различных школ может сравниться с проектированием Вавилонской башни, после того как Господь смешал языки строителей.

Попробуйте описать просветление в терминах психоанализа или изгнание бесов в терминах гештальт-терапии...

Похожая ситуация была и в естественных науках в средние века. Однако если в современных физике, биологии и лингвистике удалось сформировать достаточно универсальные понятийные аппараты и соответствующие методологические подходы, то в психологии, как более молодой науке, все осталось почти на средневековом уровне.

Заметим, что проблемы языка носят не только академический характер. Язык и способ мышления тесно связаны друг с другом и взаимно определяют друг друга . Этот факт подробно описывается в антропологии, современной философии, психолингвистике и фантастических романах.

Невозможность адекватного перевода понятий приводит к тому, что человек оказывается перед выбором: либо изучить и уверовать только в одну школу (идеологию, религию, психотерапевтическую модель), либо оказаться одиноким пловцом в океане различных, часто взаимоисключающих представлений.

И тогда язык из средства коммуникации становится причиной разделения, в первую очередь — разделения внутреннего , нарушения целостности сознания; это разделение ограничивает доступ к внутренним творческим ресурсам человека и делает весьма затруднительными любые исследования или практики, лежащие «на стыке понятий» и «стыке моделей».

В известном романе-антиутопии Д. Оруэлла «1984» для поддержания стабильности сверхтоталитарного общества был создан специальный язык — новояз . Новояз принципиально ограничивал творческое мышление и делал невозможным изложение сложных или «неправильных», с точки зрения этой тоталитарной системы, мыслей. Таким образом, постепенно менялась — упрощалась и примитивизировалась — структура мышления личности и общества, многие важные понятия искусственно удалялись из языка, а затем постепенно исчезали и из общественного сознания.

В другом фантастическом романе, «Вавилон-17», внеземная раса создала особый язык (с тем же названием «Вавилон-17»). Этот язык постепенно изменял структуру мышления тех, кто им пользовался. В результате человек с новым сознанием неожиданно приобретал новые фантастические способности, то есть как бы переходил на следующий уровень развития, недоступный для обычной человеческой цивилизации.

Во многих отношениях русский (или любой «естественный» язык), равно как и языки многих психологических и религиозных школ, является именно новоязом , когда описывает психологические процессы и структуру личности. Эти ограничения проявляются особенно ярко, когда речь идет об исследованиях «на грани» психологии, религии и физиологии.

Естественно предположить, что следующий шаг в развитии психологии и науки о сознании будет связан именно с созданием нового языка, своего рода «Вавилона-17». Эти попытки уже предпринимались психоанализом в начале века и относительно недавно — более «математическим» НЛП.

Однако для того, чтобы создать новый язык в психологии, нужно создать достаточно универсальную модель сознания .

Здесь мы постепенно подходим к цели этой статьи. Модель сознания, с которой вы познакомитесь, — это попытка подойти к созданию своего рода «Вавилона-17» для психики человека. Попытка интегрировать психологию, психотерапию, религию, биологию, эволюционную теорию, физиологию мозга и, как ни странно, физику в одну целостную модель, применимую на практике для анализа различных явлений сознания и построения новых психологических методик.

КТИ предлагает модель, использующую знания о нейронной структуре и общих принципах строения мозга, но при этом использует аналогию с физикой. В этом материале, ориентированном, в основном, на психологов, мы не будем углубляться в аппарат физики и математики, обратим лишь внимание на важную идею: по мнению автора, все законы, будь то законы физики, биологии или социологии, выражают общие универсальные принципы. Законы, описывающие те или иные явления физики, психологии или химии, — по сути, частные проявления более общих законов природы. Все развитие науки за последние сотни лет идет по пути постепенного восхождения к этим общим принципам. Так, в физике вместо десятков частных (казавшихся совершенно независимыми) законов появилась общая теория относительности.

Концепция КТИ — еще один шаг в сторону описания Сознания и Природы с позиции общих принципов, своего рода шаг в преодолении разделения Вселенной на «внутреннее» и «внешнее пространство».

Мне нравится эта теория, и я прочел ее с огромным интересом, хотя я и не берусь судить, насколько она верна или нет. Дело не в этом. Я думаю, что теории не обязательно быть верной для того, чтобы представлять практическую ценность и просто для того, чтобы быть красивой.

Роберт Шекли о КТИ.

Кластерная теория интеграции

Эта зона получила название Искаженного Мира, хотя на самом деле не искажена и миром не является.

Р. Шекли «Обмен разумами»

Введение

В последние десять лет развитие компьютерной техники сделало возможным моделирование самолетов. Заложив в компьютер чертеж самолета, мы можем непосредственно рассчитать силы, действующие на крыло, распределение нагрузок и т.д. и на основании этих данных спроектировать самолет.

Как же строились самолеты в начале 80-х годов, когда суперкомпьютеров еще не было? Сначала использовались общие интуитивные знания, основанные на наблюдениях и простейших экспериментах, затем появились приближенные теории и эмпирические уравнения (например уравнения Стокса), в которых коэффициенты подбирали с помощью специально поставленных экспериментов. И, хотя эти модели не позволяли точно рассчитать аэродинамические процессы, они правильно описывали суть происходящего и, что самое важное, могли быть использованы при строительстве самолетов.

Какое отношение все это имеет к психологии?

В настоящее время психология — в основном, феноменологическая наука. Работа психолога чем-то напоминает работу на компьютере оператора, имеющего очень слабое представление о том, что происходит внутри корпуса. Если на мониторе что-то не так, оператор нажимает на разные кнопки, исходя из соображений, что в прошлый раз, в похожем случае, это сработало. Иногда это помогает, иногда — нет.

Если бы мы могли непосредственно смоделировать нейронную структуру мозга и учесть все взаимодействия с окружающей средой, включая те, что в настоящее время исследуются скорее религией, чем наукой, мы имели бы универсальный ключ к исследованию и работе с сознанием во всех областях психологии, от психиатрии до методов личностного развития. Однако в ближайшие 100-200 лет это едва ли станет возможным.

Первый шаг в психологии — использовать данные наблюдений и «общие закономерности» человеческой психики, опираясь в каждом конкретном случае на соответствующие аналогии своего и чужого прошлого опыта. Такой подход очень напоминает конструирование самых первых летательных аппаратов.

Кластерная теория интеграции (КТИ) предлагает следующий шаг — пусть и не абсолютно точную, но такую модель сознания, которая уже позволяла бы корректно описывать суть процесса и, что самое важное, делать «предсказания» и создавать психологические методики, исходя из знаний о психологии личности, строении мозга, а также используя аппарат естественных наук.

Этот подход пока не позволяет строить суперлайнеры, но с его помощью можно проектировать мощные самолеты с заранее известными свойствами и возможностями.

При этом важно, что уже на стадии проектирования мы можем рассчитать надежность и безопасность такой конструкции, чтобы машина неожиданно не сорвалась в штопор, к крайнему удивлению пилота и конструктора (в психологии такую «безопасность полетов» назвали бы экологичностью).

КТИ предлагает модель-приближение, основанную на общих знаниях структуры мозга, и использует аппарат физики твердого тела, квантовой механики и математический аппарат топологии. Ввиду ограниченного объема статьи, материал изложен довольно схематично. Это, скорее, общее знакомство с теорией и материал для размышления.