Смекни!
smekni.com

Абрахам Маслоу и психология самоактуализации (стр. 5 из 7)

Многие из тем, охватываемых трансперсональной психологией, существенны для теорий, развиваемых Маслоу: "пик-переживания", бытийные ценности, мета-потребности и т.п. Энтони Сутич, основатель и первый редактор "Журнала Трансперсональной психологии", определял ее как исследование "предельных способностей и возможностей человека" [24, с. 15],. тех способностей, которые не нашли себе места в систематике обычных психологических концепций.

Трансперсональная психология включает изучение религии и религиозного опыта. Исторически представления о предельных человеческих возможностях формулировались прежде всего в религиозных терминах, и большинство психологов не желают принимать эти области всерьез из-за ненаучных, догматических или мистических способов, какими они описывались. Популярность восточных религий на Западе частично связана с их менее теологическим и более психологическим подходом к человеческой природе. Эти традиции также ясно описывают техники психологического и духовного развития.

Маслоу обнаружил наличие духовного "измерения" в самоактуализирующихся людях, которых он постоянно изучал. "Несколькими веками раньше они воспринимались бы как люди, идущие Путями Божьими, Божьи люди... Если определять религию в социально-бихевиоральных терминах, всех их можно считать религиозными людьми, даже атеистов" [18, с. 169].

"Человеческое существо нуждается в ценностной системе отсчета, в философии жизни... в соответствии с которыми можно жить и понимать жизнь в том же смысле, в каком оно нуждается в солнце, в кальции и в любви" (17, с. 2061.

Трансперсональная психология эмпирически изучает медитацию, йогические дыхательные упражнения и другие духовные дисциплины (прекрасную библиографию можно найти в [26] и [27]), а также парапсихологию, природу сознания и измененные состояния сознания, гипноз, сенсорную депривацию и пр. (см., напр., [21], [22], [251).

Динамика

Психологический рост

Маслоу рассматривает психологический рост как последовательное удовлетворение все более "высоких" потребностей. Движение к самоактуализации не может начаться, пока индивидуум не освободится от доминирования низших потребностей, таких как потребности в безопасности или уважении. По Маслоу, ранняя фрустрация потребности может зафиксировать индивидуума на определенном уровне функционирования. Например, ребенок, не пользовавшийся достаточной популярностью, может продолжать быть глубоко озабоченным потребностью в уважении и почете всю свою жизнь.

Стремление к более высоким целям само по себе указывает на психологическое здоровье. Маслоу полагает, что более высокие потребности по природе связаны с большим удовлетворением, так что метамотивация - это показатель того, что индивидуум прогрессировал за дефициентный уровень функционирования.

Маслоу подчеркивает, что рост осуществляется посредством работы самоактуализации. Самоактуализация подразумевает длительность, постоянную вовлеченность в работу роста и развития способностей до максимально возможного, а не удовлетворение меньшим из лени или недостатка уверенности в себе. Работа самоактуализации включает выбор достойных творческих задач. Маслоу пишет, что самоактуализирующихся индивидуумов привлекают наиболее трудные и запутанные проблемы, которые требуют максимальных и наиболее творческих усилий. Они стремятся иметь дело с определенностью и неоднозначностью и предпочитают трудные задачи легким решениям.

"Когда человек становится интегрированным, то же происходит с его миром. Если он чувствует себя хорошо, его мир хорош" [19, с. 165].

Препятствия росту

Маслоу указывает, что мотивация роста сравнительно слаба по отношению к физиологическим потребностям и потребностям безопасности, уважения и пр. Процесс самоактуализации может быть ограничен 1) негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивмом поведении; 2) социальными влияниями и групповым давлением, которое часто действует против наших вкусов и суждений; 3) внутренними защитами, которые отрывают нас от самих себя.

Дурные привычки часто мешают росту. По Маслоу, они включают приверженность к наркотикам и алкоголю, неправильное питание и другие, влияющие на здоровье и продуктивность. Маслоу указывает, что деструктивное окружение и ригидное авторитарное образование легко приводят к непродуктивным привычкам паттернам, основанным на дефициентной ориентации. Вообще сильные привычки мешают психологическому росту, поскольку уменьшают гибкость и открытость, необходимые для наиболее продуктивного и эффективного действования в различных ситуациях.

"Два роды сил действуют на индивидуума, а не один. Одни силы толкают его к здоровью, другие же, силы страха и регресса, толкают его назад, к болезни и слабости" [17, с. 164].

Давление группы и социальная пропаганда также ограничивают индивидуума. Они уменьшают независимость суждения, так что индивидуум вынужден подменять собственные вкусы и суждения внешними, социальными стандартами. Общество может также навязывать искаженные взгляды на человеческую природу: например западный взгляд, что большинство человеческих инстинктов, по существу, греховны и должны быть управляемы и подчиняемы. Маслоу полагает, что это негативное отношение фрустрирует рост, правильно же противоположное отношение: наши инстинкты, по существу, добры, а импульсы к росту составляют Основной источник человеческой мотивации.

Эго-защиты рассматриваются Маслоу как внутренние препятствия росту. Первый шаг в работе с эго-защитами состоит в сознавании их и видении, как они действуют. Затем индивидуум должен постараться минимизировать искажения, создаваемые этими защитами. К традиционному психоаналитическому перечню Маслоу добавляет еще два типа защит: десакрализацию и "комплекс Ионы".

Десакрализация - это обеднение собственной жизни посредством отказа относиться к чему-нибудь с глубокой серьезностью и вовлеченностью. Сегодня мало какие культурные и религиозные символы вызывают то уважение и ту заботу, которые когда-то были с ними связаны, и соответственно они потеряли свою вдохновляющую, побуждающую, возвышающую и даже просто мотивирующую силу. В качестве примера десакрализации Маслоу часто приводит современные взгляды на секс. Более легкое отношение к сексу, правда; уменьшает возможность фрустрации и травмы, но вместе с тем сексуальный опыт теряет ту значительность, которая вдохновляла артистов, поэтов, просто любящих.

"Хотя в принципе самоактуализация легка, практически она редко имеет место (по моим критериям, безусловно реже, чем у 1% взрослого населения)" [17, с. 204].

"Комплекс Ионы" - это отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как Иона попытался избежать ответственности пророчества, так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собственного развития. Это встречается и среди студентов, довольствующихся "прохождением" курса, требующим лийь части их талантов и способностей. Это можно встретить и среди женщин, опасающихся, что успешная профессиональная работа несовместима с женственностью или что интеллектуальные достижения сделают их менее привлекательными (см., напр., [7]).

Структура

Тело

Маслоу не описывает детально роли тела в процессе самоактуализации. Он полагает, что когда физиологические потребности удовлетворяются, индивидуум освобождается для потребностей, находящихся более высоко в иерархии. Однако он пишет, что необходимо, чтобы телу отдавалось должное. "Аскетизм, самоотречение, произвольное отрицание требований организма по крайней мере на Западе создает задержку роста, калечит организм; даже на Востоке это приносит самоактуализацию лишь немногим исключительно сильным индивидуумам" [17, с. 199].

Маслоу отмечает важность интенсивной стимуляции физических чувств в "пик-переживаниях", которые часто вызываются природной красотой, искусством или сексуальным опытом. Он указывает, что обучение танцам, искусству, другим физическим средствам выражения - важное дополнение традиционного, когнйтивно ориентированного образования и что физические и чувственно ориентированные учебные предметы требуют активного вовлечения учащихся, что может быть включено во все формы образования.

Социальные отношения

По Маслоу, любовь и уважение - фундаментальные потребности, существенные для каждого и предшествующие самоактуализации в иерархии потребностей. Маслоу часто с сожалением отмечает, что большинство учебников психологии даже не упоминает слово "любовь", как будто психологи считают любовь чем-то нереальным, что должно быть сведено к другим понятиям, вроде проекции или сексуального подкрепления.

"Фактически люди добры, если только удовлетворяются их фундаментальные желания (привязанность и безопасность)... Дайте людям привязанность н безопасность, и они в свою очередь ответят привязанностью и предоставлением обеспеченности в своих чувствах" (Маслоу в [13, с. 18].

Воля

Воля - витальвый ингредиент в длительном процессе самоактуализации. Маслоу показывает, что самоактуализирующиеся индивидуумы работают длительно и напряженно, чтобы достигнуть избранной цели.

"Если вы намеренно собираетесь быть меньшим, чем вы можете быть, я предупреждаю вас, что вы будете несчастны всю оставшуюся жизнь" [19, с. 36].

"Самоактуализация означает работу, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет делать. Стать второсортным врачом - не путь для самоактуализации. Человек хочет быть первоклассным или настолько хорошим врачом, насколько это для него возможно" [19, с. 48]. В силу своей веры в здоровье и добро в человеческой природе, Маслоу не ставил перед волей задачи преодоления неприемлемых инстинктов и импульсов. По Маслоу, здоровый индивидуум сравнительно свободен от внутреннего конфликта, кроме разве что необходимости преодоления дурных привычек. Воля нужна для того, чтобы развивать способности и достигать трудных, требующих длительной работы целей.