Смекни!
smekni.com

Абрахам Маслоу и психология самоактуализации (стр. 7 из 7)

Другой аспект, который я отметил, - то что можно сидеть и смотреть на что-то чудесное часами и восхищаться этим каждую секунду. Оргазм же не может длиться час! В этом смысле "плато-переживание" лучше, оно имеет большие преимущества перед кульминационным, перед оргазмом или пиком. Там есть спуск вниз, в долину, а жизнь на высоком плато не предполагает этого, она более повседневна.

Другой аспект этого опыта состоит в том, что он связан скорее с безмятежностью, нежели с эмоциональностью. Мы обычно представляем себе эмоциональность как что-то взрывное. Однако покой и безмятежность также нужны в психологии. Мы нуждаемся в безмятежности так же, как в острой эмоциональности.

Я думаю; что когда-нибудь "плато-переживания" станут доступными инструментальному наблюдению. "Пик-переживания" связаны с автоматической разрядкой, которую можно будет легко отметить при соответствующем инструментарии. ЭЭГ, или техника биологической обратной связи, возможно, пригодны дли такого рода измерений, обнаружения и обучения безмятежности, покою и миру. Если мы научимся работать с этим, это будет означать, что мы сможем учить наших детей безмятежности...

Важно, что "плато-переживания" по существу познавательны. Почти что по определению они представляют собой свидетельствование мира. "Плато-переживание" - свидетельство реальности. Это значит видеть символически, мифически, поэтически, трансцендентно, видеть чудесное, невероятное, - все это я считаю частью реального мира, а не только принадлежностью мечтателей.

В "плато-переживании" есть чувство определенности. Кажется, что это очень, очень хорошо уметь видеть мир таинственным, а не только лишь конкретным, не сводить его к бихевиоральному, не ограничивать его простым "здесь и теперь". Знаете ли, если ограничить себя простым "здесь и теперь" - это редукция.

Легко впасть в сентиментальность, говоря о красоте мира, но фактически "плато-переживания" хорошо описаны в обширной литературе. Это не то, что стандартные описания собственно мистических переживаний, это скорее то, как выглядит мир, когда мистические переживание действительно имеет место. Если мистическое переживание изменяет вашу жизнь, вы обращаетесь со своими делами как великие мистики. Например, великие святые могли иметь мистические откровения, но при этом могли управлять монастырем. Можно торговать бакалеей и платить налоги, но сохранять это чувство свидетельствования мира, подобное великим моментам мистического восприятия".

Упражнения

Упражнение в бытийной любви

По Маслоу, бытийная любовь неэгоистична, бескорыстна, она ничего не требует в ответ. Сам акт любви, восприятия сущности и красоты объекта любви является своей наградой. В нашем повседневном опыте мы обычно переживаем смесь бытийной и дефициентной любви. Обычно мы ожидаем и получаем нечто в награду за наше чувствование любви.

Это упражнение взято в награду из древней христианской практики и предназначено для развития чувства чистой любви. Сядьте в темной комнате перед зажженной свечой. Расслабьтесь и постепенно почувствуйте свое тело, войдите в соприкосновение с окружающим. Дайте вашему телу обрести замедленный ритм, стать спокойным и мирным.

Смотрите на пламя свечи. Распространите чувство любви из сердца на пламя. Ваше чувство любви к пламени не связано ни с какой мыслью о ценности пламени как такового. Вы любите его ради самой любви. (Может показаться странным пытаться любить неодушевленный объект, но как раз в этом все дело - пережить чувство любви в ситуации, где не будет ответа, не будет награды, кроме как самого чувства любви.) Распространите свое чувство любви на всю комнату, на все, что в ней находится.

Анализирование "пик-переживания"

Попробуйте ясно вспомнить какое-либо "пик-переживание" из вашей жизни - момент радости, счастья, восторга, который возникает а вашей памяти. Переживите вновь этот опыт

Что принесло это переживание? Что еще было уникальным в ситуации, в которой оно возникло?

Что вы чувствовали? Было ли это чувствование отличным от того, что вы чувствуете обычно - эмоционально, физически, интеллектуально?

Казались ли вы себе иным (иной)? Казался ли мир вокруг иным?

Как долго длилось переживание? Что вы чувствовали после него?

Имело ли ваше переживание какое-нибудь последействие (в вашем видении окружающего или ваших отношениях с другими, например)?

Как ваш собственный опыт соотносится с теориями Маслоу по поводу "пик-переживаний" и человеческой природы?

Чтобы яснее представить себе "пик-переживание", сравните свой опыт с опытом других. Найдите как общее, так и различия. Являются ли различия следствием различия ситуаций или различий в типах личности или в культурной среде? Что говорят сходства об идеях Маслоу относительно человеческих возможностей в целом?

Аннотированная библиография

Маслоу, А. Достижения человеческой природы [19]. - Во многих отношениях лучшая книга Маслоу. Собрание статей о психологическом здоровье, творчестве, ценностях, образовании, обществе, метамотивации и трансценденции. Также полная библиография работ Маслоу.

Маслоу, А. К психологии бытия [17]. - Наиболее популярная и широко известная книга Маслоу. Включает материал, касающийся противопоставления бытийного и дефициентного, психологии роста, творчества, ценностей.

Маслоу, А. Мотивация и личность [18]. - Учебник психологии, дающий более техническую трактовку работы Маслоу. Главы о теории мотивации, иерархии потребностей, самоактуализации.

Список литературы

Benedict, R. 1970. Sunergy: patterns of the good culture. American. Anthropologist 72: 320- 333.

Goble, F. 1971 The third force: the psychology of Abraham Maslow. New York: Pocket Books.

Gotdstein, K. 1939. The organism. New York: American Book Co.

Gotdstein, K. 1940. Human nature in the light of psychopathology. New York: Schocken.

Huxfey, A. 1963. Island. New York: Bantam.

Hall, M. 1968. A conversation with Abraham Maslow. Psychology Today 2(2): 34-37, 54-57.

Harner, M. 1972. The motive to avoid success and changing aspirations of college women. In Readings on the psychology of women, edited by J. Bandwick, pp. 62-67. New York: Harper and Row.

International Study Project. 1972. Abraham H. Maslow: a memorial volume. Monterey, Calif.: Brooks/Cole.

James W. 1943. The varieties of religion experience. New York; Моdern Library.

Journal of Transpereonal Psychology Editorial Staft. 1970. An appreciation. Journal of Transpereonal Psychology (2)2: iv.

Krippner S., ed. 1972. The plateu experience. A.H. Mallow and others. Journal of Transpereonal Psychology 4: 107-120.

Lewrey, R., ed. 1973 a. Dominance, self-esteem, self-actualization: germinal papers of A.H. Mallow. Monterey. Calif.: Brooks/Cole.

Lowrey, R., ed. 1973b. A.H. Maslow: an intellectual portrait. Monterey. Calif.: Brooks/Cole.

Maslow, A. 1964. Religions, values and peak experiences. Columbus: Ohio State University Press.

Maslow, A. 1965. Eupsychian management: a jounal. Homewood, III.: lrwin-Dorsey.

Maslow, A. 1966. The psychology of science: a reconnaisance. New York: Harper and Row.

Maslow, A. 1968. Toward a psychology of being, 2d ed. New York: Van Nostrand.

Maslow, A. 1970. Motivation and personality. Rev. ed. New York: Harper and Row.

Maslow, A. 1971. The father reaches of human nature. New Yolk: Viking.

Maslow, A.H., with Chiang H., 1969. The healthy personality: readings. New Yoik: Van Nortrand.

Ornstein, R. 1972. The psychology of conscioagocss. New York: Viking.

Ornstein, R. 1973. The nature of human consciousness. New York: Viking.

Summer ,W. 1940. Folkways. New York: New American Library.

Sutich, A. 1969. Some considerutiouns regarding transpersonal psychology. Journal of Transpersonal Psycliology 1: 11 -20.

Tart, С. 1969. Altered states of consciousness. New York: Wiley.

Timmons, B., and Kamiya, J. 1970. The psychology and physiology of meditation and related phenomena: a bibliography. Journal of Transpersonal Psychology. 2: 41-59.

Timmons, B., and Kanellakos, D. 1974. Тhe psychology and physiology of meditation and related psychology 6: 32-38.