Общество всегда заинтересовано в воспроизводстве поколений. Любому государству выгодно, чтобы люди состояли в браке, так как прочный брак ведет к прочной семье, прочная семья воспитывает будущих граждан, от которых зависит устойчивость экономики и темпы общественного развития. Поэтому государство принимало самые различные меры, направленные на борьбу с разводами, на их профилактику. В древнем обществе брак был обязателен для всех людей, достигших половой зрелости. На развод налагалось табу. Но в исключительных случаях развод был возможен. До сих пор в таких странах, как Афганистан, Индия, Ливан, Сирия, Иран и др., развод запрещен. В некоторых странах развод разрешен только с середины 1960-х гг. Испания до сих пор не признает права на развод.
В настоящее время в ряде стран в целях укрепления брака приняты меры, не всегда популярные у населения. Так, в 23 штатах США существуют законы, запрещающие супружескую неверность, которая определяется как важнейшая причина прекращения брака. Например, в штате Висконсин наказание за супружескую неверность предполагает два года тюремного заключения и 10 тыс. долл. штрафа. В штатах Мичиган и Нью-Йорк — 4 тыс. долл. и один год тюремного заключения. Год тюремного заключения полагается за супружескую измену по законам Австрии, Австралии, Швейцарии.
Против развода достаточно активно выступает католическая церковь. В настоящее время католики могут получить разрешение на развод только после того, как супругам исполнится 50 лет.
В Японии по традиции развод является позором для женщины, хотя быт все в большей степени подвергается влиянию европейского образа жизни. В семье японский мужчина отстаивает жесткие традиции. Но современная японка получает образование, начинает активно заниматься внесемейной работой, у нее проявляется все более явное желание быть равной с мужем. Средством борьбы со старыми семейными порядками становится новое для Японии явление — инициатива женщины при разводе. Но закон не обязывает бывшего супруга нести ответственность за бывшую жену и детей. Она же из-за осуждения родственников и соседей вынуждена уезжать из города в другое место и должна сама обеспечивать себя и ребенка.
Своеобразны законы о разводе в арабском и исламском мире. В любой момент, не указывая оснований, по законам ислама мусульманин может дать жене развод. Правда, в этом случае он обязан возвратить приданое и выделить средства на содержание жены в течение 4 месяцев. Женщина считалась разведенной, если муж в пылу гнева восклицал: «Отпускаю тебя!». Этого было достаточно, чтобы расторгнуть брак. В исламских странах и жена может подать на развод при телесных недугах мужа, а также если муж не выполняет своих супружеских обязанностей, например, не доставляет жене сексуального удовлетворения, не заботится о ней и т.п.
Несмотря на то что общество заинтересовано в том, чтобы люди жили в браке, рост числа разводов в настоящее время можно отметить практически во всех экономически развитых странах. В Европе заканчивается разводом в среднем 30% браков — в отдельных странах процент может быть и выше. Так, в Великобритании в 1996 г. 45% заключенных браков закончились разводом [3], а в 1997 г. число состоящих в браке англичан (в рамках одного поколения) удвоилось, в то время как число разведенных утроилось. В Швеции, Бельгии распадается каждый второй из заключаемых браков, в ФРГ — каждый третий. Интенсивность разводов отразилась на продолжительности брака. В целом по Европе продолжительность распавшихся браков составляет примерно четыре года.
Данные Росстата показывают, что процесс нарастания числа разводов в нашей стране наблюдался вплоть до 1985 г., когда уровень раз- водимости достиг 4 %о. В последующие четыре года произошло некоторое снижение числа разводов, а с 1995 г. вновь происходит увеличение, и в 1999 — 2002 гг. число зарегистрированных разводов возросло уже на 60% [14.С. 36].
Колебания в числе разводов и уровнях раз- водимости можно объяснить экономической ситуацией в стране, дефолтом, новой политикой в области рождаемости. Но приведенные данные могут не отражать реального положения вещей, поскольку не включают число разводов в фактических браках.
Со второй половины ХХ в. в развитых странах стало меняться отношение населения к разводам. Все большее число людей перестает воспринимать развод как трагедию, как нечто позорное и неприличное. Сегодня он воспринимается как один из параметров общественной жизни. Например, уже 37% американцев считают развод обычным явлением, австрийское общественное мнение не осуждает развод, если у супругов нет детей. Но в то же время велика еще доля тех, кто оценивает развод негативно: 42% американцев не одобряют развод, считают его клеймом, а 21% затруднились выразить свое отношение к разводу; две трети австрийцев считают, что если в браке имеются дети, то ради них следует сохранить идущий к распаду брак, а 31% женщин и 28% мужчин готовы сохранить брак ради детей.
Опрос, проведенный в 1994 г. в России, показал, что 71% женщин и 64% мужчин считают, что развод — лучший выход из положения, если семья не может существовать дальше, в более зрелом возрасте и женщины, и мужчины более бескомпромиссны: 78 и 68% соответственно. С этим согласны и 63% британцев, причем более трети подчеркивают, что один родитель сможет не хуже воспитать детей, чем оба, находящиеся в глубоком конфликте.
В результате у социологов и других исследователей сложились разные точки зрения на развод:
развод — это кризис брака как социального института и даже его исчезновение;
развод — это неотъемлемый атрибут брачно-семейных отношений, развивающихся в условиях расширения индивидуальной свободы и утверждения реального равноправия полов, т.е. важный элемент современной семейной системы;
развода можно избежать — для этого необходимо найти теоретические и практические пути решения данной проблемы. Общий вывод современных исследователей: рост числа разводов — это тенденция, активно проявляющаяся сегодня и имеющая в своей основе ряд объективных факторов, формирующихся на макро- и микроуровнях общества.
Урбанизация, сопровождающаяся увеличением доли городского населения, признается многими исследователи важнейшим фактором, влияющим на развод. В настоящее время примерно 50% землян являются горожанами: в развитых странах городские жители составляют от 75 до 90% населения, в развивающихся — до 10%. Для городской жизни характерно ослабление социального контроля, нарастание анонимности общения, сокращение роли традиций и обычаев, характерных для сельской жизни. Преобладание городского образа жизни приводит к изменению норм и ценностей на уровне не только личности, но и общества в целом.
На протяжении ХХ в. урбанизация в России шла довольно высокими темпами.
В конце XIX в. горожан было менее 1/7 населения России, в конце 1930-х гг. — 1/3, в конце 1950-х гг. — уже половина, в конце 1980-х гг. — почти 3/4. Максимального значения доля городского населения достигла к 1990 г. — 73,9%. Затем наметилась некоторая убыль численности горожан, и в 2002 г. их было 73%.
Нарастающими темпами изменялась численность средних и больших городов, в которых и сосредоточивалась большая часть горожан. Но еще Р.Оуэн подчеркивал, что большие города приносят обществу зло [17. C.332]. Одним из таких зол является развод. Многолетние наблюдения отечественных демографов показали, что среди городских жителей уровень разводов выше, чем среди селян. В России в 1980 г. общий коэффициент разводимости в городе был выше более чем в два раза, чем в селе, и составлял соответственно 5,0 и 2,1%о, и это соотношение сохранялось до второй половины 1990-х гг.: 4,4 и 2,2%о соответственно. Причем, чем крупнее городское поселение, тем выше коэффициент и вероятность расторжения брака. И если на селе для супружеской пары важным было общественное мнение, осуждающее разводы, то в городе чувство соседства быстро исчезало, общественное мнение утрачивало функцию социального контроля. Таким образом, развод постепенно становился нормой жизни бывших селян.Переход от аграрного общества к индустриальному повлек за собой трансформацию места и роли женщины в обществе и семье. С одной стороны, темпы экономического развития, расширение сферы услуг, увеличение объема рутинного умственного труда и другие причины вызвали у работодателей интерес к женщине-работнице. С другой стороны, и у женщины сложилась потребность в общественном труде. Сегодняшняя женщина
это женщина, вышедшая из круга «трех К»: Kinder — Kuchen — Kirchen. Для большинства развитых стран нормой становится «2- карьерная семья», и в большинстве из них приняты законы, создающие женщине благоприятные условия для сочетания материнства и работы. Работа вне дома обеспечивает женщине экономическую независимость от мужа, расширяет круг ее интересов. В настоящее время 44% всей рабочей силы США и 43% рабочей силы Великобритании составляют женщины. В России доля женщин среди всех занятых постоянно росла: в 1918 г. она составляла 24% всех рабочих и служащих, в 1989 г. — 51%, в 2005 г.
54%, что говорит о том, что женщина стала конкурентоспособной на рынке труда.
Современная российская женщина имеет довольно высокий уровень образования. Удельный вес женщин с высшим и неполным высшим образованием составляет 28,1% в общей численности работающих женщин (у мужчин — 22,9%), со средним специальным образованием — 31,3% (19,8% — у мужчин). Она овладевает самыми востребованными на рынке труда профессиями, экономически состоятельна, берет в свои руки главенство в семье и в конечном счете сама решает, сохранять ей семью или нет.