Смекни!
smekni.com

Развод — оборотная сторона брака (стр. 1 из 6)

Л.А. Хачатрян

Семья является связующим звеном между природой и обществом, первой формой социальной общности людей, опирающейся на кровные или брачные родственные связи. Благодаря семье сохраняется человек и природно-социальная среда его обитания. В ней осуществляется производство и социализация человека, реализуется потребность в коллективности существования, протекает его интимная жизнь.

Основу семьи составляет супружеская пара. Естественную потребность людей в продолжении рода реализует и упорядочивает институт брака. В социологии брак рассматривается как исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Заключение брака имеет большое значение не только для семьи, но и для общества. Юридическим оформлением брака фиксируется образование семьи, через брак общество способно осуществлять социальный контроль за состоянием и развитием семейно-брачных отношений. Государство получает возможность прогнозировать развитие экономики, будущие трудовые ресурсы, определять перспективы роста населения страны, разрабатывать действенную семейную и демографическую политику.

Во многих экономически развитых странах институт брака подвергается радикальным изменениям: брак утрачивает свои функции, перестает играть определяющую роль в отношениях между супругами. Возникает множество нестандартных, нетипичных форм брака, среди которых наиболее популярен так называемый фактический брак, т.е. брак, не зарегистрированный в соответствующих органах. Во второй половине ХХ в. было предложено называть такой брак пробным, или этапом, предшествующим заключению.

На этом этапе молодая супружеская пара проверяла свою готовность к брачным отношениям. Но практика увеличения численности пробных браков и сокращения числа официальных заставила некоторых социологов сделать неутешительный вывод: брак как социальный институт отмирает. В настоящее время социологи многих стран отмечают, что некоторые сожительствующие пары при появлении у них ребенка женятся. Но, несмотря на то что они прошли этап «притирки» в «пробном браке», их официальный союз не становится крепче. Английские социологи, проведя ряд исследований, пришли к выводу, что среди вступивших в брак в 1980-е гг. у сожительствующих пар вероятность развода через пять лет официального брака была на 50%, а после восьми лет — на 60% выше, чем у пар, которые до брака не сожительствовали [8. C.429]. Исследования, проведенные в США, подтвердили данный вывод: среди тех, кто сожительствовал до брака, доля разошедшихся или разведенных супругов в первые 10 лет брака была на треть выше, чем среди тех, кто не делал этого: 36% против 27%.

Рост числа разводов и процессы, происходящие с институтом брака, заставляют сделать вывод: распад брака в результате развода не утратил своей актуальности. Развод как официальное расторжение брака можно рассматривать и как результат эволюции брачносемейных отношений, и как проявление их кризиса. В социологии под разводом понимается прекращение брака при жизни супругов с предоставлением им права вступления в новый брак. Массовый процесс распада супружеских пар в поколении вследствие расторжения брака получил название разводимости [15.С.367].

Проблема разводов существовала во все времена, и ученые искали объяснение данному явлению, выясняли его причины, пытались сформулировать предложения по укреплению брака. Общество в различные времена решало проблему разводов по-разному. У одних народов развод зависел от воли супругов, у других общество вырабатывало систему мер, направленных на предупреждение развода. А у некоторых развод вообще был запрещен. Но в оценке брака долгое время преобладала точка зрения тех, кто рассматривал брак как практически пожизненный союз мужчины и женщины. И установка прожить с супругом или с супругой до гробовой доски многое определяла в отношениях мужа и жены примерно до середины 40-х гг. ХХ в. Данная установка делала супругов терпимее друг к другу и к проблемам, с которыми они сталкивались, заставляла принимать действенные меры для сохранения и упрочения семьи.

Известно, что в Великобритании до 1857 г. развод был возможен только по специальному решению парламента. Долгое время преимущественным правом на развод обладал мужчина при условии, что он чувствовал себя несчастным в браке. Но уже к середине XX в. число разводов в Британии увеличилось в десять раз по сравнению с довоенным периодом. Столкнувшись с данным явлением, английское общество было вынуждено принять ряд законов, упрощающих процедуру развода. Закон, разрешающий развод, был издан лишь в 1947 г. [2.С.138]. Но в течение долгого времени он был длительным и дорогостоящим процессом, который могли себе позволить далеко не все желающие развестись. С 1970 г. единственным основанием для расторжения брака становится критерий «необратимого распада брака». С 1984-1985 гг. законодательство Великобритании пополнилось положением о возможности развода супругов сразу по истечении одного года после заключения брака. Общее число разводов в этот период стало для страны рекордным, и все чаще инициатором развода выступала женщина, именно она предпринимала первый шаг на пути расторжения брака [8. С.378].

В США легализация разводов началась еще в XIX в., когда был определен судебный порядок расторжения брака, базирующийся на принципе вины одной из сторон. Закон определял перечень проступков, совершение которых могло привести к разводу: супружеская измена, жестокое обращение с супругой, отказ от материальной поддержки семьи, пьянство. Виновником развода обычно признавался муж, он лишался права на воспитание детей. В 1970-е гг. были приняты дополнения к закону: истец был избавлен от необходимости представлять в суд доказательства вины второй половины. Основанием для развода могли служить психологическая или сексуальная несовместимость, фактическое прекращение супружеских отношений и др.

В дореволюционной России признавался только церковный брак, развод был крайне затруднен, особенно для православных. В конце XIX в. 70% населения России было православным, и общий коэффициент разводимости среди них был равен 0,02 %о. Из истории российского общества известно, что иногда разводы происходили по инициативе мужчин и по четко обозначенным причинам: доказанного прелюбодеяния жены, неспособности одного из супругов к «брачному сожитию», уголовного наказания или безвестного длительного отсутствия одного из супругов. В качестве примера можно привести разводы великого князя Московского Василия III, царя Петра I и др. [4.С.67]. Сама процедура была столь сложной и долговременной, что супругам проще было жить раздельно, не оформляя развода. Несмотря на то что расторжение брака по взаимному согласию, а тем более по инициативе женщины было невозможным делом, начиная с XVIII в. постепенно начала складываться практика бракоразводных дел и по инициативе женщин. Все чаще женщины решались уйти от мужей, возвращались к родителям либо жили в одиночестве, или уходили к своему новому избраннику. Поэтому число фактических разводов было явно выше официально зарегистрированных.

После Октябрьской революции с принятием новых законов о браке и семье в России был отмечен рост их числа, и с середины 1920-х гг. число фактических разводов приблизилось к числу юридических. Одним из первых декретов советской власти был «Декрет о разводе», где провозглашалась полная свобода расторжения брака как по обоюдному согласию супругов, так и по желанию одного из них. В 1926 г. был принят первый советский кодекс о браке, семье и опеке, где закреплялась довольно простая процедура развода. Но в послевоенные годы законодательно была введена двухступенчатая процедура расторжения брака с обязательным рассмотрением дела в суде и публикацией факта развода в печати, что сразу привело к снижению числа разводов. Вся общественная жизнь была нацелена на сохранение семьи административно-принудительнымиметодами.

Развод стал признаваться серьезным общественным проступком.

С проблемой нарастания разводов все развитые страны столкнулись с середины 1940-х гг. Во многих странах, участвующих во Второй мировой войне, после ее окончания из-за развода распалось примерно 0,5% брачных союзов. Особенно остро этот процесс проходил в США, где распалось более 2% браков. К концу 1950-х гг. уровень разводов снизился. Но заметное увеличение произошло в период с 1965 г. до конца 1970-х гг. Следует отметить, что, несмотря на растущее число разводов, до середины ХХ в. разводимость не играла заметной роли в воспроизводстве населения, не оказывала существенного воздействия на демографические и социальные процессы, на формирование брачно-семейной структуры населения. Но именно в это время развод становится главной причиной прекращения брака как в репродуктивном, так и в трудоспособном возрасте: так, разводом заканчивались 57% браков в США, 44% — в Исландии, 38% — в Нидерландах.

Увеличение числа разводов произошло и в СССР. В стране распадался каждый третий брак [18.С.205]. Закон 1966 г. значительно упростил процедуру развода, особенно при отсутствии несовершеннолетних детей и наличии обоюдного согласия супругов, что привело к увеличению коэффициента разводимости почти в два раза: если в 1965 г. он составлял 1,6%о, то в 1966 г. — уже 2,6%0 [10.С.183]. К концу 1960х гг. Советский Союз по количеству разводов был уже на втором месте после США.

Реформирование законодательства о браке продолжалось: с 1969 г. процедура развода стала еще проще: брак расторгался по заявлению одного из супругов в судебном порядке даже без согласия другого. В случае отсутствия детей и по обоюдному согласию развод стал возможен в органах ЗАГС. В результате уже к началу 1990-х гг. общий коэффициент разводимо- сти в России составлял 3,8%о.

В то же время в отечественной науке развод зачастую рассматривался как пережиток капитализма. Именно ему были посвящены бурные научные дискуссии 1970-х гг. В итоге в советской социологии на проблему развода сложились две основные точки зрения. Одна из них заключалась в том, что в ходе строительства коммунизма будут сформированы новые отношения в быту, появится новая коммунистическая семья и все негативные явления в браке, в том числе и развод, исчезнут. Вторая точка зрения опиралась на задачу, которая была поставлена перед советским обществом — формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Поскольку решающим элементом удачного брака признавался характер человека, то считалось, что достаточно сформировать новую личность и разводов в новом коммунистическом обществе не будет. Всесторонне и гармонически развитая личность просто не способна привести семью к распаду.