Смекни!
smekni.com

Кейс-стади как эффективный метод формирования социальной компетентности студентов вузов культуры и искусств (стр. 1 из 2)

Кейс-стади как эффективный метод формирования социальной компетентности студентов вузов культуры и искусств

О.А. Соколова

Рассматривается сущность и значение формирования социальной компетентности будущих специалистов социально-культурной деятельности; показано использование метода кейс-стади (анализа конкретных практических ситуаций), обосновываются его сущность, этапы решения и доказывается эффективность использования этого метода в условиях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе вузов культуры и искусств.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, социальная компетентность специалиста, профессионально-педагогическая компетентность, социально-культурная компетентность, метод кейс-стади.

Характеризуя современный этап развития человеческого общества, Д. И. Фельдштейн отмечает: «Огромные технические, технологические, производственные, культурные достижения, с одной стороны, и одновременно глобальный кризис — экономический, социальный, демографический, охвативший все сферы жизнедеятельности человеческого сообщества, включая и российский социум, объективно фиксируют реально новое историческое состояние развития, которое некоторые ученые связывают с рубежными переменами стадиального характера» [8, 3].

Любое общество стимулирует процесс развития образования, а образование, со своей стороны, является фактором общественного прогресса, но в период кризисов баланс их взаимосвязи нарушается. «Одним из социальных последствий стремительного технологического развития общества, которое стало особенно сильным, является кризис системы образования, суть которого заключается в неадекватности целей и содержания образования, а также форм, методов и уровня развития образовательных систем постиндустриальному обществу» [7, 3].

Устаревшая образовательная система перестала соответствовать потребностям общества и стала превращаться в тормоз прогрессивного развития цивилизации. В орбиту мирового кризиса оказалась втянутой и Россия, в которой затянувшийся кризис конца XX и начала XXI в. с особой силой проявился в духовно-нравственной сфере, в образовании и воспитании подрастающего поколения.

В условиях духовно-нравственного кризиса российского общества актуальной становится задача повышения эффективности и качества высшего социокультурного образования. Социально-культурная деятельность, соответственно, может быть определена как и интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью является организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени [6, 6]. В силу возрастания значимости повышения эффективности и качества социокультурной деятельности в современных условиях повышаются требования к подготовке профессионалов в этой сфере. Главными парадигмами социальнокультурной деятельности становятся человековедческая (Е. Васильева) и деятельностная.

Важнейшей составляющей подготовки современных специалистов социокультурной деятельности является формирование профессиональной компетентности. Категория «профессиональная компетентность» определяется «как динамически развивающееся интегративное качество личности, характеризующее ее способность профессионального действия на основе получения в вузах культуры и искусств знаний, умений, навыков, способов деятельности и ценностно-смысловых ориентаций; это системное интегративное единство когнитивной и деятельностной составляющих, социокультурных, личностных характеристик и опыта. Она не сводится ни к отдельным качествам личности, ни к их сумме, ни к отдельным знаниям, умениям и навыкам, не только отражает имеющийся у человека интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал и способность их использования, но и позволяет будущему специалисту социально-культурной деятельности быть успешным, творческим профессионалом, счастливым человеком и активным гражданином» [4, 79].

Ядром профессиональной компетентности специалиста социокультурной деятельности является социальная компетентность, которая исследовалась в трудах Е. Н. Борисенко, Г. Э. Белецкой, С. З. Гончарова, И. Н. Зимней, А. К. Маркова, Г. К. Селевко, А. В. Хуторского и др.

Е. Н. Борисенко рассматривает социальную компетентность как «интегративное качество личности, дающее человеку возможность жить и действовать в социуме с учетом позиций и интересов других людей и своих собственных позиций и интересов» [3, 85]. Безусловно, с такой укороченной психолого-педа- гогической и социально-педагогической формулировкой социальной компетентности согласиться нельзя. Поэтому вслед за А. Н. Нежельским мы, исходя из сущности и содержания понятий «социальная» и «компетентность», даем следующее определение социальной компетентности будущих специалистов социально-культурной деятельности: это интегративная характеристика совокупности таких качеств личности профессионала, как осознанные и прочные знания, умения, навыки и способы культурно-досуговой деятельности в социуме, направленные на интенсивное взаимодействие с социальной средой в процессе внутренней (психолого-педагогической) и внешней (социально-культурной) практической деятельности по преобразованию и себя, и людей социума — потребителей социально-культурных услуг в соответствии с целями и задачами (социализацион- ными, образовательными, воспитательными, просветительскими, коммуникативными, рекреционными) в рамках учреждений культуры для массовой передачи (трансляции) элементов ее ценностного фонда как группам лиц, так и отдельным представителям социума в процессе индивидуальной работы с ними.

Какие же методы обучения наиболее эффективны для формирования социальной компетентности будущих специалистов социально-культурной сферы? Наш опыт работы в Белгородском государственном институте искусств и культуры свидетельствует о том, что наиболее эффективны интенсивные формы и методы интерактивного характера, активизирующие учебный процесс (имитационные ролевые игры, тренинги), и неимитационные: игровое проектирование, кейс-стади, мозговой штурм, творческие мастерские, мастер-классы, дискуссии и т. д. Интенсивные интерактивные формы, методы, приемы и средства обучения формируют необходимые для социально-культурной деятельности социальные компетенции, профессиональные умения, навыки, а также психологическую готовность внедрять в реальную социальную практику потребительских услуг полученные в процессе обучения знания, умения и способы деятельности. «Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучаемые оказываются вовлеченными в процесс познания. Обучаемые при этом получают опыт кооперации и сотрудничества. В интерактивном обучении активность педагога уступает место активности обучаемых. Задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Использование интерактивных методов обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых, деловых игр, тренингов, метода case-study (анализ конкретных практических ситуаций), создание проектов, учебные дискуссии, мини-лекции, решение ситуационных задач, презентации, инсценировки» [5, 66].

Сущность метода кейс-стади заключается в самостоятельной работе будущих специалистов социально-культурной деятельности в искусственно созданной профессиональной среде. Это дает возможность соединить теоретическую подготовку и выработку практических умений для профессиональной деятельности в социально-культурной сфере. Студентам предлагается в ходе лекций, на семинарских и практических занятиях осмыслить конкретные ситуации профессиональной деятельности, предусматривающие решение проблемы. Техника метода кейс-стади была разработана в начале 20-х г. XX в. в Гарвардской бизнес-школе, но сам подход использовался еще Сократом, считавшим, что знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно и не так долговечно, как результат собственного размышления. Тысячелетия спустя этот метод получил название «метод кейс-стади». Мы уже убедились в том, что метод кейс-стади — метод активного обучения на основе реальных ситуаций.

Кейс — маленькое литературное произведение, которое не только дает информацию, но и заставляет погрузиться в атмосферу происходящего. Проблема внедрения кейс-метода в процесс формирования социальной компетентности студентов вузов культуры и искусств весьма актуальна и обусловлена тенденциями развития и совершенствования образования в условиях реализации ком- петентностного подхода.

Как положительное в кейс-стади можно отметить то, что этот метод может быть использован в группе на едином проблемном поле; он экономит учебное время; создает возможность не только получения студентами интересной социальной информации, но и глубокого ее осмысления и понимания; позволяет эффективно использовать принципы проблемного обучения применительно к анализу конкретных практических ситуаций и овладевать различными способами социально-культурной деятельности в конкретных социальных ситуациях; формирует навыки анализа и обобщения информации.

Кейс-метод достаточно сложен, интегративен, педагог должен уметь создать творческую атмосферу поиска истины при осмыслении конкретной практической ситуации, упражнения, задачи, события. Этот метод интенсифицирует креативные способности студента, его творческое мышление, повышает ответственность за принимаемые социально-культурные решения, учит работать в команде, развивает умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения, учит эффективно выполнять свои профессиональные функции в социуме.

Достаточно точно и четко сложность, комплексность, интегративность данного метода показана в таблице К. Ю. Сидоровского [1, 34].