Дементьев И.В.
Современный этап развития системы психологического обеспечения пограничных органов характеризуется повышением требований к морально-психологическим качествам офицеров-психологов. С одной стороны, специалист психологического обеспечения должен владеть навыками организации службы в повседневных и экстремальных условиях, иметь четкие представления об особенностях организации и несения пограничной службы на сухопутных и морских участках границы, а также в пунктах пропуска, с другой.
Кроме того, компетентность психолога определяется не только знанием психологических теорий, но и его способностью определить наиболее оптимальную совокупность методических приемов изучения и коррекции конкретного психологического феномена, а также последовательность их применения с учетом реальной оперативно-служебной обстановки. Следовательно, компетентным сотрудником психологические знания и методы применяются в не академически лабораторном аспекте, а в процессе непрерывной деятельности по охране границы с целью оптимизации актуальных деструктивных психологических состояний субъекта воздействия (личности, служебного коллектива) [5].
В связи с этим представляет большой интерес исследование личностных характеристик офицеров-психологов определяющих их профессиональную успешность. Результаты НИР “Шлюпка”, который был завершен в 2010 году сотрудниками Пограничного научно-исследовательского центра, позволяют утверждать, что в числе необходимых личностных характеристик офицеров-психологов приоритетное значение приобретают такие черты, как рефлексия, сопереживание, сочувствие, направленность на людей и другие.
Результаты оценки годовых отчетов о психологическом обеспечении пограничных органов (N=89) говорит о том, что в зависимости от структуры личностных характеристик офицеров-психологов, качество психологического обеспечения, которое определяется по таким параметрам, как объем, своевременность мероприятий, качественно-количественный состав категорий личного состава, выступающий объектом психологического обеспечения, уровень дисциплинированности, количество происшествий, существенно различается. Поэтому в данном исследовании предпринята попытка изучить совокупность факторов, которые характеризуют индивидуально-личностные образования профессионально-успешных офицеров- психологов.
Теоретической основой для исследования профессиональной успешности офицеров-психологов в контексте изучения феномена эмпатии выступили некоторые положения системно-деятельностного подхода (Б. Ананьев, С. Архангельский, Л. Выготский, П. Гальперин, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и так далее) и социальноориентированного подхода (А. Маслоу, Э. Фромм, Г. Олпорт, В. Франкл, К. Роджерс и так далее), с использованием методов экспертного опроса, анкетирования, теоретического и сравнительного анализа, а также других общепсихологических методов исследования [1].
Многие исследования В. Келасьева, В. Малиновской, В. Симонова , А. Смятских, Е. Холостовой показали, что эмпатия является не только важным элементом профессиональной культуры психолога, но и в значительной степени обусловливает эффективность его коммуникативной деятельности, реализацию его профессионально-важных качеств как психолога [8].
Однако в психологической литературе можно найти достаточно много различных определений эмпатии. В связи с этим возникла необходимость обобщить и классифицировать теоретико-методологические взгляды на сущность, структуру, детерминацию развития эмпатии.
Под эмпатией большинство психологов (К. Ясперс, З. Фрейд, С. Ференци, Н. Ям- пей, X. Кохут, М. Еникеев) понимали способность одного человека почувствовать и понять то, что чувствует другой. В частности, З. Фрейд отмечал в работе “Остроумие и его отношение к бессознательному”: “Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным” [9].
Культурологический подход к определению сущности термина эмпатия представлен в работах Р. Бар-Он и С. Стайн. В частности, согласно их точки зрения, эмпатию следует рассматривать как часть эмоциональной культуры человека, которая отвечает за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию людей.
Ряд ученых объясняли эмпатию как эмоциональный процесс (Т. Гаврилова), переживание (Н. Баругел), эмоциональное знание, так как эмпатия является эмоциональным знанием о чувствах другого, предсознательным феноменом, помогающим нам понять пациента, разделить его чувства (Л. Гринсон), метод (В. Диль- тей), симпатию (Э. Титченер) и проникновение (Т. Липпс ). Т. Липпс считал, что эмпатия возникает как ответ на воздействие произведений искусства на личность.
Следует отметить, что понимание эмпатии у представителей различных направлений психологии существенно расходится. Признавая существование этого психологического феномена, каждая научно-психологическая парадигма по особому интерпретировала его роль и место в категориальной структуре психологии как науки.
В концепции психоанализа (З. Фрейд, С. Ференци, Р. Леви, Н. Ямпей) эмпатия рассматривается как важнейшее условие психоаналитического понимания, как способность поставить себя на место другого и прочувствованно разделить его мысли и желания.
В парадигме гештальтпсихологии (Р. Метцгер, С. Ламми) утверждается, что возникновение эмпатии в процессе психотерапии способствует облегчению самовыражения протагониста, а остальные члены группы, сопереживая ему, одновременно избавляются от собственных проблем.
В гуманистической психологии К. Роджерса эмпатия выступила основным приемом “клиент - центрированной терапии”, в которой психолог вступает в глубокий, эмпатический контакт с клиентом. Наряду с безусловным принятием клиента и конгруэнтностью, она выступает одним из компонентов так называемой психотерапевтической триады [2; 3; 4].
Автор предлагает понимать под эмпатией способность личности к постижению эмоционального и физического состояния другой личности, посредством точной оценки этого состояния, интереса и направленности к людям, рефлексии, которая является важнейшей основой ориентировки в условиях жизнедеятельности индивида.
Различные ученые по-разному выделяли компонентный состав эмпатии. На наш взгляд, структура эмпатии может быть представлена тремя компонентами: направленность на людей, точность оценки эмоционального и физического состояния других людей (эмоциональный и социальный интеллект) и рефлексию.
Вместе с тем, структурная модель эмпатии не формирует представление о динамической составляющей эмпатии как процессе межличностного отражения.
Следует отметить, что в психологической литературе достаточно большой разброс мнений о механизмах эмпатии. Автор предлагает понимать под механизмами эмпатии мотивационную установку индивида на познание личности в определенный момент времени для построения продуктивного взаимодействия. Основными механизмами эмпатии являются: идентификация - уподобление себя значимому другому как образцу на основании эмоциональной связи с ним; сопереживание - уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности, при этом в индивидуальном сознании субъекта отражается отношение другого человека к происходящим с ним событиям; и сочувствие - выражается в понимании чувств и мыслей другого человека, оказании моральной поддержки его устремлениям и готовности содействовать их осуществлению [9]. Взаимодействие механизмов эмпатии реализует одну из ее основных функций - социальную адаптацию, которая представляет собой постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
Эмпатия может проявлять себя посредством переноса получаемой информации от объекта взаимодействия субъекту во внутреннюю форму (рефлексия). Способность анализировать эту информацию через интуитивные и рациональные каналы определяет точность оценки внутреннего эмоционального состояния принимаемого и формирует внешнее проявление заинтересованности в людях.
Для определения оптимального уровня эмпатии необходимо было провести исследование профессиональной успешности офицеров-психологов с целью выявления успешных и неуспешных специалистов психологического обеспечения.
Исследование проводилось на базе дома отдыха “Москвич” с 11 по 14 октября 2011 года, в период ежегодных сборов специалистов психологического обеспечения.
По результатам исследования предлагалось ответить на следующие вопросы, составляющие суть гипотезы: определить взаимосвязь отдельных личностных характеристик (пол, возраст, образование, стаж работы) с профессиональной успешностью офицеров-психологов.
На первом этапе по результатам экспертного опроса определялся уровень профессиональной успешности обследуемых категорий сотрудников. В качестве экспертов были привлечены специалисты психологического обеспечения Управления воспитательной работы пограничной службы. Отбор группы экспертов осуществлялся по следующим параметрам: опыт работы не менее 5 лет, опыт организации мероприятий психологического обеспечения 2 - 3 года, знание личных качеств офи- церов-психологов, полученных на этапе отбора, подготовки (Голицынский пограничный институт), повышения квалификации (Голицынский пограничный институт), а также результаты выездов в командировки в пограничные управления. Бланк экспертного опроса содержал самые общие оценочные суждения: “как вы оцениваете офицера-психолога - успешен или неуспешен”.
Результаты оценок экспертов были сгруппированы в 3 кластера:
Высокая профессиональная успешность - мнение 100% экспертов сошлись на успешности психолога (15,4% от общего количества психологов).
Средняя профессиональная успешность - 30% - 60% экспертов указали на успешен (не успешен), и 60% - 30% экспертов указали на “неуспешен” (успешен) (69,2% от общего количества психологов).