М.А. Давыдова, старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций и технологий Южного федерального университета, начальник отдела стратегического планирования управения информционной политики министерства внутренней и информационной политики Ростовской области
Современные масс-медиа не являются мировоззренчески однородными. В последние десятилетия в отечественной журналистике появились издания патриотического, православного и гражданского направления. Но молодежь на массовом уровне предпочитает молодежные каналы и молодежные программы, которые характеризуются преимущественно мировоззренческой нейтральностью и уходом от обсуждения политических проблем.
В связи с этим представляется необходимым проанализировать влияние медиаконтента на ценностную картину мира молодежи, т.е. установить те изменения, которые вызывают медиаобразы в повседневном поведении представителей этой возрастной когорты.
На основе теоретических концептов и результатов исследований Н.И. Лапина и г.К. Триандиса был разработан авторский инструментарий опроса, позволяющий дифференцировать респондентов на группы, ориентированные на традиционные, солидарные практики и ценности коллективных действий и на индивидуалистические ценности, которые более адекватны современному модернистскому типу общества. Объектом исследования выступило ценностное сознание современной российской молодежи, а предметом — влияние масс-медиа на интериоризацию современной российской молодежью индивидуалистических ценностных ориентаций.
Современную медиасреду составляют не только электронные, но также и печатные медиа, а также наружная реклама. Но наиболее демократичными и потому наиболее популярными информационными каналами, используемыми молодежью на массовом уровне, является телевидение и Интернет. Поэтому при изучении влияния медиа на ценностное сознание молодежи в фокусе внимания оказались именно они.
Концепция исследования предполагала выявление степени приверженности молодежи ценностям индивидуализма. По этому вопросу среди отечественных исследователей отсутствует единогласие. Так, авторский коллектив Института социологии РАН утверждает: «Нынешняя российская молодежь не индивидуалистична, не агрессивна, не стремится обладать властью, не честолюбива, она просто нормальна» [1]. Вместе с тем другая группа ученых доказывает: «Растет доля молодых людей, ни с кем и ни с чем себя не идентифицирующих, ориентированных на самих себя, проявляющих гипертрофированную склонность к «Я»-идентичности, поощряемую увлеченными либеральной риторикой СМИ и определенным слоем интеллигенции. Происходит “индивидуализация” идентичности. Проявляясь в повседневной жизни в отсутствии кумиров, в недостатке явно выраженных образцов для подражания, она может рассматриваться как характеристика современности, своеобразный признак независимости, стремление не быть таким, как все, хотя бы на вербальном уровне» [2].
Анализ социальной аномии, вызванной стремительными реформами 90-х годов, обусловил высокий интерес к проблеме ценностных ориентаций молодежи. Основным направлением изучения являлся анализ ментальности, ценностных ориентаций и целеполага- ния студенческой молодежи. Приведем наиболее значимые выводы проведенных исследований:
Констатирование формирования в российском студенчестве западной ментальности, основанной на ценностях потребительского индивидуализма. К подобному выводу пришли исследователи Н.В. Латова и Ю.В. Латов в результате анализа опросов студенчества, проведенных по методике г. Хоф- стеда. Исследователи отмечают, что «... для российских студентов характерна низкая дистанция власти, высокий показатель индивидуализма, низкое избегание неопределенности, высокая маскулинность и высокий конфуцианский динамизм. Все это характеризует западную ориентацию ментальности российских студентов» [3].
Выявление роста деструкти- визма и девиации в молодежной среде, обусловленного нарастанием индивидуалистских устремлений. Индивидуализм трактуется в данном случае в негативной коннотации как индикатор антисоциальных практик. На это указывает исследователь Ю.В. Зубок в ряде работ, посвященных анализу феномена риска в молодежной среде. Она, в частности, отмечает, что «...одновременно с кризисом коллективист- ких устремлений, как правило, усиливаются антисоциальные ориентации и противоправное поведение молодежи. Индивидуалистические черты приобретают в этом случае ясно выраженные криминальные характеристики» [4].
Обоснование дисфункции традиционных социализирующих институтов как основного фактора возникновения отчуждения и деструктивных явлений (Лапин, Омельченко, Гаври- люк и другие). Эта тенденция вызвала усиление социетальной функции медиа, которые, демонстрируя успешные жизненные стратегии, стали выполнять воспитательную функцию. Особенностью данного влияния является то, что в период 90-х годов средства массовой коммуникации переживали трансформационный процесс изменения места и роли в общественной жизни и именно медиа стали основным источником информации о ценностях потребительского общества.
При этом важно отметить, что основной вектор перечисленных исследований был направлен на критику деструктивного влияния, которое оказывал западный индивидуализм.
На первом этапе исследования проводился пилотный опрос, задачей которого было определение приверженности респондентов к ценностям индивидуалистского или коллективистского типов. Пилотажное исследование проводилось методом анкетного опроса. В анкете приводились утверждения с ранжированными вариантами ответов. Приведенные утверждения относились к различным типам ценностных ориентаций: традиционному, коллективистскому и модернистскому, индивидуалистическому.
Опрос проводился летом 2008 года в г. Ростове-на-Дону по методике стандартизированного интервью. Выборка респондентов осуществлялась на основании половозрастных квот в границах от 17 до 21 года. Юношей и девушек было опрошено в процентном соотношении 50/50. После выбраковки анкет было обработано 500 стандартизированных интервью. Методика проведения опроса исходила из территориального сегментирования города. Было выделено 8 территориальных участков (сегментирование совпадает с количеством муниципальных районов). В каждом районе были определены места обычного массового скопления молодежи: парки, многолюдные скверы и т.д., где рекрутировались респонденты и осуществлялись стандартизированные интервью.
Целью исследования было выявление дифференциации молодежи по типам ценностных ориентаций (коллективизм — индивидуализм).
Методологической основой при разработке инструментария опроса выступила концепция трансформации ценностных ориентаций и результаты анализа эмпирических материалов, которые были получены исследовательской группой академика Н.И. Лапина.
В процедуру операционализации ценностей был заложен ряд методологических принципов:
«— Принцип необходимости: основные аспекты ценностей должны быть представлены в соответствующих ценностных суждениях.
Принцип бытийности: суждения должны выражать формы реального бытия ценностей.
Принцип социокультурной альтернативности: каждый аспект ценностей должен был быть представлен в виде альтернативной пары суждений, одно из которых выражает потенциально интегрирующую, а другое — потенциально дифференцирующую функцию на данной стадии эволюции общества; при этом оба суждения каждой пары сформулированы в позитивной форме, поскольку речь идет о том, что люди ценят, видят в этом нечто, заслуживающее позитивной оценки.
Принцип дополнительности: поскольку суждение может выражать один аспект, входящий в содержание различных ценностей, то оно может характеризовать не одну, а несколько ценностей: следовательно, суждения могут работать как источники информации о ценностях не только изолированно, каждое само по себе, но и дополняя друг друга» [5].
В первую очередь респондентам был предложен вопрос на самоопределение, т.е. отнесение себя либо к носителям ценностей индивидуализма, либо — к носителям коллективистских ценностей. Дифференциация респондентов определялась по вопросу: «К людям какого типа мировоззрения ты себя причисляешь?» При этом предлагались три варианта ответа: «а) к индивидуалистам; б) к коллективистам; в) затрудняюсь определить». В результате обработки было выявлено 28,5 % респондентов, ориентированных на доминанту коллективизма, и 35 % — ориентированных на ценности индивидуализма, 26,5 % опрошенных затруднились однозначно ответить.
На базе полученных данных мы делаем вывод о том, что ценностный мир современной молодежи не гомогенен. Поэтому факт самоидентификации выявил достаточно большой процент затруднившихся ответить однозначно. Кроме того, необходимо было выявить соотношение базовых и терминальных ценностей в картине мира как респондента-индивидуалиста, так и респондента-коллективиста.
Исходя из этого подхода, вопросы в инструментарии были сформулированы так, чтобы выявить эту дихотомическую пару разного понимания ценностей — их оценки как терминальных или инструментальных.
Результаты свидетельствуют, что абсолютное большинство опрошенной молодежи (91,2 %) не подвергают сомнению ценность создания психологически комфортной семьи. Однако позиции разделились в соотношении 2 : 1 по вопросу служения семье или, напротив, использования семьи для собственного комфорта и благополучия.
Не менее важным индикатором, дифференцирующим ценности традиционного и индивидуализированного общества, является отношение к труду (труд как ценность). Для традиционного общества труд воспринимается как ценность. Человек труда пользуется большим уважением, чем случайно обогатившийся. По отношению к труду также можно выстроить бинарную оппозицию: ориентация на самореализацию в труде, независимо от заработной платы, а также на кооперацию, солидарность в труде демонстрируют поддержку респондентами терминального содержания труда; ориентация на зарплату и конкуренцию — модернистской (инструментальнопрагматической) трактовки труда .