Смекни!
smekni.com

Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений (стр. 4 из 6)

Надо отметить, что, к сожалению, в последние годы наблюдаются некоторые ограничения в установившейся практике воспитательной работы дошкольных образовательных учреждений русской этнокультурной традиции. В связи с решением проблемы дефицита мест в детских садах в большинстве учреждений проведено уплотнение музейной зоны; помещения, ранее оборудованные для студийных занятий с детьми, отданы под дополнительные групповые комнаты. Однако даже в изменившихся условиях содержательная работа продолжает осуществляться.

Шестой сегмент образовательных учреждений, внедряющих инновации в сферу духовно-нравственного воспитания дошкольников, — негосударственные конфессиональные детские сады, решающие задачу духовно-нравственного воспитания детей в контексте определенной культурно-религиозной традиции. Дошкольные учреждения и отдельные группы, в которых стержнем воспитательнообразовательного процесса являлась конкретная религиозная традиция, стали открываться уже в начале 1990-х гг. по запросу родителей дошкольников и по инициативе религиозных объединений. В таких детских садах реализуется принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного религиозного воспитания детей в семье, в детском саду и религиозной общине. Важной характеристикой развивающей среды и всего образовательного процесса конфессиональных детских садов является их построение на основе традиционного уклада и годового круга религиозных праздников.

В негосударственном сегменте дошкольного образования функционируют иудейские, мусульманские и православные детские сады. Многие из них входят в структуру негосударственных комплексов непрерывного образования «детский сад — школа». В связи с экономическими и организационными трудностями таких образовательных учреждений немного, но работают они стабильно. Так, негосударственные православные детские сады функционируют в различных регионах, назовем лишь некоторые из них:

Белгородская и Старооскольская епархия — негосударственные образовательные учреждения (НОУ) Православные детские сады «Покровский», «Рождественский» и «Сретенский» г. Белгорода;

Нижегородская епархия — Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Православный детский сад «Колокольчик» г. Выкса Нижегородской обл.;

Смоленская и Калининградская епархия — НОУ Православный детский сад № 1 г. Смоленска, Православный детский сад № 2 города Вележ, МОУ Детский сад № 4 станицы Игоревская Холм-Жирковского района Смоленской области;

Тверская епархия — НОУ «Тверской православный детский сад святой Анны Кашинской»;

Московская епархия — НОУ Детский сад «Радость моя» в структуре «Православного центра образования во имя преподобного Серафима Саровского» (помимо детского сада учреждение включает начальную и полную среднюю школу, воскресную школу и досуговый центр).

Еще в первой половине 1990-х гг. были разработаны документы по организации воспитательно-образовательной деятельности православных детских садов: «Концепция православного дошкольного образования»[26](руководитель коллектива разработчиков А. С. Алексеева, ведущий специалист Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата), «Примерное постное меню питания в дошкольных образовательных учреждениях». Специалисты из Смоленской и Калининградской епархии составили пакет нормативных и методических материалов по организации работы православного детского сада и дошкольного отделения православной гимназии (ред. Е. В. Полянская).

Самый богатый опыт системной организации негосударственного православного дошкольного образования представлен Белгородской и Старооскольской епархией, где православные детские сады построены по авторским архитектурным проектам, включающим домовые храмы, оборудованные с учетом возрастных особенностей маленьких прихожан. В организации воспитательного процесса, методической работы с педагогами, взаимодействия с семьями воспитанников непосредственное участие принимают духовники образовательных учреждений: прот. Олег Кобец, настоятель Преображенского кафедрального собора г. Белгорода, благочинный I Белгородского округа, и свящ. Владимир Тимофеев, настоятель домового храма Покрова Пресвятой Богородицы детского сада «Покровский». Для обеспечения высокого качества образовательной и воспитательной работы православных детских садов создан епархиальный образовательно-методический центр «Преображение». Свой опыт Белгородская и Старооскольская епархия представляла на Всероссийском совещании по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (Белгород, октябрь 2010 г.).

Практическую работу конфессиональных детских садов сопровождает регулярное проведение различных конференций и семинаров по духовнонравственному воспитанию дошкольников в рамках педагогических мероприятий, организуемых совместно органами управления образования и организациями традиционных конфессий, прежде всего Русской Православной Церковью. Ежегодно с 1993 г. в рамках Международных Рождественских образовательных чтений работает секция «Православное дошкольное воспитание». Одноименные секции проводятся в рамках региональных образовательных чтений. Почти все негосударственные конфессиональные детские сады имеют свои интернет- сайты, на которых представлена краткая информация для родителей о режиме работы образовательного учреждения, особенностях образовательной программы, фото-презентации о жизни воспитанников. Однако в широком доступе (книги, электронные издания, сеть Интернет) для ознакомления представлены лишь программно-методические материалы по православному воспитанию дошкольников. Материалы же, разработанные представителями других религиозных традиций и организаций, фактически недоступны для широкого педагогического сообщества (в ходе исследования нами были обнаружены лишь единичные примеры методических рекомендаций для еврейских религиозных детских садов и материалы для использования в мусульманских детских садах).

Седьмой сегмент инновационной практики по духовно-нравственному воспитанию представляют дошкольные образовательные учреждения, работа которых выстроена на основе зарубежных педагогических теорий и технологий дошкольного образования с попытками их интерпретации в соответствии с логикой отечественных социокультурных реалий. Самые известные из зарубежных педагогических систем, ориентированных на развитие внутреннего мира и формирование основ мировоззрения ребенка, — «вальдорфская педагогика» и система Марии Монтессори.

Воспитание дошкольников в вальдорфских детских садах, открытых во многих городах России с начала 1990-х гг., основано на антропософии — учении немецкого философа Р. Штайнера о человеке и духовном мире. Антропософия не связывает индивидуальное духовное развитие с традиционными религиозными представлениями, всецело опираясь на «естественную духовность». Задача воспитания в дошкольном возрасте, с точки зрения вальдорфской педагогики, — помочь ребенку в достижении «гармоничного воплощении “Я” и индивидуализации тела»[27]. Это достигается посредством чередования в распорядке дня детского сада специальных двигательных упражнений (эвритмии), свободной игры, разговоров в общем круге, художественных занятий, рассказывания сказок, прогулок, совместного приготовления пищи, общей трапезы в атмосфере благодарности, пробуждения благоговения перед всем, что дается человеку[28]. Однако на практике получается, что, помимо создания доброжелательной атмосферы, особого режима жизни детей и природосообразной предметно-развивающей среды, вальдорфский детский сад выполняет еще и идеологическую функцию. Псевдохристианский контекст построения годового календарного круга в программе вальдорфского детского сада, соединенный с идеей «календаря души» и другими квазирелигиозными положениями антропософии, превращает валь- дорфскую педагогику фактически в миссионерскую практику учения Р. Штайнера в образовательной среде, что в принципе не может быть интегрировано с отечественной историко-культурной и педагогической традицией.

Педагогическую систему Марии Монтессори российское педагогическое сообщество начинало осваивать дважды: в начале и в конце ХХ в., когда при поддержке Международной ассоциации Монтессори в Москве был создан Монтессори-центр и открыты группы в детских садах. Развивающий потенциал Монтессори-педагогики, неформальный подход ее сторонников к делу воспитания противопоставлялись тогда рутинным реалиям отечественной дошкольной педагогики. Монтессори-метод превращался, по мнению С. Л. Новоселовой, эксперта проекта «Монтессори-школа в Москве», в «своеобразную «педагогическую религию»[29]. В связи с этим С. Л. Новоселова указывала на необходимость такта и осторожности в «привнесении образовательных идей на ниву исторически сложившегося образовательного пространства» и говорила о культурном риске «любых попыток обогащения российского образования, а тем более приближения столичного образования к миростоличному»[30].

Педагогика Монтессори до сих пор более известна педагогическому сообществу как технология развития восприятия и мышления ребенка, но в духовном отношении она не нейтральна. Ведущими в системе М. Монтессори являются идеи космизма, которые она начала разрабатывать во второй половине 1940-х гг., путешествуя по Азии и изучая традиции восточных учений. Содержание «космического воспитания» дошкольников по методу Монтессори реализуется в соединении освоения детьми знаний о внешнем (основы астрономии, физики, химии, биологии, географии, истории) и внутреннем мире человека. Такая интеграция направлена на развитие «скрытой энергии детской индивидуальности», достижение более ясного разума, более сильного характера и новых, более свободных форм сознания ребенка[31]. Кроме того, у М. Монтессори достаточно глубоко проработан аспект религиозного воспитания дошкольников, малоизвестный в российской интерпретации ее метода. Биографы приводят перечень заслуг М. Монтессори в сфере католической педагогики: разработка и реализация проекта церковного здания при детском саде в Барселоне33, написание книги о религиозном воспитании детей «The Child in the Church» («Ребенок в Церкви») и адресованных детям книг «The Live in Christ» («Жизнь во Христе»), «The Mass Explained to Children» («Объяснение литургии для детей»)[32]. В книге