Смекни!
smekni.com

Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений (стр. 5 из 6)

Э. Стединга опубликован текст оценки системы М. Монтессори Католической Церковью: «Смирение и терпение директрисы Дома ребенка, превосходство дела над словом, развитие у детей памяти и терпения, свобода, предоставленная детской душе, стремящейся к совершенству, постоянная забота, направленная на предотвращение и исправление любого порока, пусть даже самой простой ошибки или небольшого изъяна, исправление недостатков ребенка средствами, которые одновременно обеспечивают его развитие, уважение к личности ребенка — все это и есть педагогические принципы, которые берут начало в самом ребенке и которые пропитаны духом католицизма»[33].

Однако примечательно, что формы религиозного самовыражения Монтес- сори в последние десятилетия ее жизни опираются не только на католическую традицию, они многообразны[34]. Монтессори разрабатывает собственное антропологическое учение, выделяя два состояния в развитии ребенка: «норму», являющуюся результатом продуманного воспитательного воздействия, и «отклонение» как следствие стихийного развития ребенка. Проявлениями отклонения в детском развитии, по мнению Монтессори, являются ложь, застенчивость, раздражительность, обжорство, страхи, заикание, беспорядочные и разрушительные движения, жажда обладания, неуемная фантазия, заставляющая ребенка жить в вымышленном мире, задавание вопросов без ожидания ответа, гиперпривязанность к кому-либо, нестабильность внимания. Метод Монтессори дает возможность воспитания нового, «нормализованного» ребенка, начиная с раннего возраста. Результаты «нормализации»: адаптированность к реальности, любовь к порядку, тишине и индивидуальной работе, способность к спонтанной концентрации и действиям по своему выбору, самодисциплина и послушание, независимость и инициатива, радость как базисная эмоция, подтверждающая верное использо10вание способностей ребенка. Сама Монтессори утверждала, что закономерности развития маленького ребенка не зависят от национальных и культурных различий. Апологеты системы Монтессори указывают на общечеловеческие фундаментальные характеристики ее педагогики, которая в ХХ в. использовалась представителями различных вероисповеданий: католиками, протестантами, иудеями, индуистами, мусульманами, буддистами, а также атеистами и людьми с различными политическим взглядами — и всегда приносила хорошие плоды[35]. Заметим, что среди перечисленных религиозных традиций, носителями которых успешно внедрялись принципы Монтессори-педагогики, не названа православная традиция — основа русской ментальности. Недооценка особенностей менталитета, значимости не только принципа природосообраз- ности (учета возрастных особенностей и потребностей ребенка), но и культу- росообразности как характеристики национальной педагогической традиции — суть конфликта в ассимиляции инокультурных педагогических систем в России, в частности педагогики Монтессори.

Заметим еще, что если в 1990-е гг. предпринимались попытки адаптации системы Монтессори к российским культурным реалиям, то позиция Монтессори- движения в России наших дней — четкое следование рекомендациям Association Montessori Internationale, движение в «фарватере авторитетной международной организации»[36], решение задач воспитания (в том числе и духовнонравственного) в духе «культуры мира».

Восьмой сегмент инновационной практики духовно-нравственного воспитания дошкольников представлен в функционировании детских групп и творческих студий, созданных по инициативе родительской общественности. Рост интереса активной части родительского сообщества к вопросам становления внутреннего мира малыша, осознание необходимости обогащения ценностносмыслового пространства жизни детей, стремление содействовать формированию национально-культурной идентичности ребенка с дошкольного возраста — важная социально-педагогическая тенденция, развивающаяся с начала 1990-х гг.

Организационные формы групп духовно-нравственного воспитания, открываемых на основании родительской инициативы, различны:

православные или мусульманские группы в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;

семейные детские сады, организующиеся в семьях, имеющих трех и более детей до 7 лет и функционирующие как структурное подразделение государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений на основании «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»[37];

творческие студии для дошкольников на базе муниципальных и региональных общественных объединений (в том числе в рамках родительско-педагогических общественных инициатив духовно-нравственной направленности).

Православные или мусульманские группы в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях стали открываться с середины 1990-х гг. Воспитателями и помощниками воспитателей в этих группах часто становились инициировавшие начало работы мамы и бабушки воспитанников. Известен опыт функционирования таких групп в Москве (ГОУ Ясли-сад № 633 Северного окружного управления образования, организатор Ю. Н. Маслова), Вятке (МДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 145), Дубне (МДОУ Детские сады № 22 «Золотая рыбка», № 9 «Незабудка»), Дзержинске Новгородской области (МДОУ Детский сад № 7 «Василек») и многих других городах России. Однако, как показывает практика, в функционировании таких групп очень большое значение имеет субъективный фактор личного участия конкретных родителей, воспитателей, руководителя дошкольного учреждения, священника (осуществляющего духовное руководство), специалистов муниципальных управлений образования, поддерживающих инициативу. В связи с этим выпуск из детского сада ребенка (группы детей) инициативных родителей, уход на пенсию воспитателя, смена руководства часто приводят к сворачиванию работы. Особое значение имеет поддержка инициативы по открытию и продолжению работы таких групп управлениями образования на местах.

Перспективной является форма семейных детских садов, направленных на поддержку многодетных семей с детьми дошкольного возраста. Интересно развивается работа поддержки семейных детских садов в Москве (на базе Центрального, Юго-Западного и других округов).

Примером еще одной формы родительской инициативы в духовнонравственном воспитании детей раннего и дошкольного возраста является деятельность московской Региональной общественной организации «Семейный клуб родительского опыта “Рождество”». Клуб «Рождество» был создан в 1990 г. молодыми семьями, заинтересованными в возрождении отечественных семейнобытовых и культурных традиций, связанных с рождением и воспитанием детей. В наши дни, спустя двадцать лет, членами клуба являются более 600 семей, еще около 1000 семей участвуют в различных программах и мероприятиях. Формы и методы работы, предусмотренные основными направлениями деятельности для родителей и детей в Клубе «Рождество», отличаются вариативностью и разнообразием: это теоретические и практические занятия, интерактивные игры, просмотр и обсуждение видеоматериалов, семейные вечера, тематические прогулки и экскурсии, совместное творчество и прикладные занятия, календарные праздники. В Клубе реализуется комплекс программ «Семейный лад», ориентированный на работу с семьей на разных этапах ее становления (родители, ожидающие рождения малыша; семьи с младенцами, семьи с детьми раннего и дошкольного возраста; семьи младших школьников и подростков). Большая часть программ комплекса направлена непосредственно на духовно-нравственное воспитание детей:

«Потягушеньки» — программа традиционного пестования младенцев для мам с малышами первого года жизни;

«Годовой круг праздников в жизни семьи» — программа, направленная на развитие семейных праздничных традиций;

«Ключи к русской сказке» — программа для родителей, помогающая овладению навыками педагогического анализа русских сказок и освоения искусства сказителя;

«Введение в традицию» — программа студийных занятий с детьми от 1,5 до 8 лет на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и культурно-исторических традиций. В рамках реализации программы «Введение в традицию» используются различные формы взаимодействия педагогов с родителями. Предпочтительными являются такие подходы к взаимодействию, которые служат для современной семьи проводниками в мир традиции и помогают выстраивать преемственность между занятиями в детских творческих студиях и воспитанием в семье. На занятиях программы используются авторские методики педагогов клуба «Рождество»: тематический диалог, построение тематической сюжетной игры, «венок авторских и народных игр», показ кукольных сказок в настольном театре.

Опыт Семейного клуба родительского опыта «Рождество» по духовнонравственному воспитанию дошкольников и повышению духовной культуры семьи отмечался как передовой в методических документах Министерства образования РФ[38]. Издательством «Планета 2000» в серии «Мастерская семейной педагогики» в начале 2000-х гг. при поддержке Фонда духовной культуры и образования «Новая Русь» были изданы программно-методические материалы по работе с дошкольниками, созданные специалистами клуба: «Потягушечки- порастушечки»[39], «Введение в традицию»42, «Русская сказка в домашнем театре»[40]. В научных публикациях последних лет представлено теоретическое осмысление опыта семейного клуба «Рождество»[41].