Смекни!
smekni.com

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям (стр. 4 из 4)

Основы башкирского этноса, своеобразие языка и наиболее специфические культурно-бытовые черты, которые отличают башкир от других народов, были заложены в древности. Семейные обычаи и обряды - неотъемлемая часть культуры и быта любого этноса. В них отражается образ жизни, история культуры, социальный и нравственный смысл. Обычаи и обряды регулировали поведение человека на протяжении всей его жизни. Люди верили, что здоровье и благополучие всего общества зависят от того, насколько правильно они соблюдаются.

Важное место в жизни башкир всегда играли и народные праздники (байрам). Они, как правило, сопровождались массовыми гуляньями и развлечениями, и эта традиция сохраняется по сей день. В праздник преображается все: убранство жилища, облик и поведение людей - не позволяется работать, люди ходят друг к другу в гости, участвуют в праздничных обрядах.

Основные праздники башкир справляются весной - в начале лета. Эти времена года в древности воспринимались как важный этап, когда закладываются основы будущего урожая, благосостояния хозяйства и здоровья членов семьи и общины.

Цикл календарных праздников у башкир, проживающих по берегам рек, открывался праздником ледохода (боз китеу), и к нему готовились заранее. На северо-востоке Башкирии из лоскутков ткани делали кукол в виде мужчин, женщин и детей. Во время ледохода все собирались у реки. Женщины и девочки со словами: «Унеси наши болезни, дай нам долгую жизнь» бросали кукол или монетки на льдину. А мужчины и мальчики бросали на льдину сделанную заранее деревянную лошадку или зажженную солому со словами: «Унеси все болезни, всю грязь».

По древним представлениям башкир, процессы, связанные с обновлением природы, кормлением детей, скота, вызреванием урожая, относились к женской сфере, поэтому весна, как и раннее детство человека, была насыщена и детскими обрядами. Перед проведением женского празднества карга - туй (карга - ворона, туй - праздник) дети вместе с ведущей читали стихи, которые сопровождались имитацией птичьих голосов. Карга - туй был одним из самых больших весенних праздников. Проводился он обычно на поляне за деревней или на ближайшей горке в определенный день в период с мая до середины июня. На расстеленные на траве скатерти выставлялись самовары и угощения - кто что принес и обязательно - ритуальное блюдо, приготовленное из муки, сваренная в сметане пшенная или пшеничная каша. На ветки растущих вблизи деревьев развешивали разноцветные ленты, платки, бусы, серебряные монеты, кольца и браслеты. Женщины водили хоровод, произнося благопожелания. Потом начинались веселые игры: бег наперегонки, прятки, прыжки через яму, прыжки в мешках и т.д. А любимым развлечением были качели. В ходе праздника трижды произносился клич: первый - приглашал на совместную трапезу, второй - к угощению птиц и последний - как сигнал об окончании праздника. После праздника оставшуюся кашу раскладывали по веткам деревьев, пням или на камни, угощая птиц. Если карга - туй проводился на горе, то на вершине оставляли еду, монетки, лоскутки ткани для умилостивления духа-хозяина горы.

Перед началом пашни или в промежуток между пашней и сенокосом проводился праздник сабантуй - праздник плуга. На сабантуй собиралась вся деревня. Накануне празднества молодые ребята верхом на лошадях объезжали деревню и перед каждым домом стучали и шумели до тех пор, пока их не одаривали. Обычно давали куриные яйца, у молодых невесток собирали тканые или вышитые полотенца, нарядные платки и все собранное относили на праздничный майдан (майзан) - красивую поляну вблизи деревни. Присутствующие располагались так, чтобы майдан замыкался кругом. В центре возвышался столб (колга, багана) с привязанными к вершине полотенцами и платками - подарками победителям состязаний. В тени берез или под навесом рассаживались почетные гости и хозяева, пили чай, наблюдали за происходящим. В центре круга проводились соревнования по борьбе куряш. Сначала боролись мальчики лет семи-восьми, затем постарше. Борцы, перекинув через спины друг друга кушак (билбау), пытались положить противника на лопатки. Оставшиеся один-два самых сильных батыра оспаривали главный приз, обычно это был живой баран или вышитое полотенце. А самое главное состязание на сабантуе - байге. Проводились и другие забавные игры и состязания: добывание ртом монет из котла, наполненного водой с отрубями или кумысом, взбирание по наклонному шесту, перетягивание каната, бой с мешками, разбивание глиняных горшков с завязанными глазами… И ни один сабантуй не обходился, конечно же, без песен и плясок, игры на национальных инструментах - курае и кобызе.

Заключение

. Анализ теоретических исследований по данной проблеме позволил мне определить содержание традиций башкирского народа, доступных детям дошкольного возраста: знание своей родословной, почитание родителей детьми, знание фольклора, народных праздников и игр, отражающих духовность народа, его характер, цели, установки и т.д.

. Определены уровни усвоения народных традиций, критерии оценок их сформированности у детей старшего дошкольного возраста.

. Эффективным средством приобщения детей к народным традициям являются элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор), вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт башкирского народа. Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций башкирского народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.

. Исследованием установлена доступность разработанного содержания знаний о традициях башкирского народа для старших дошкольников, ориентированного на воспитание деятельностной, гуманистической направленности личности ребенка.

. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальным традициям возможно в том случае, если педагогическая организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь когнитивного и деятельностного компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям, взаимодействие в системе "педагог-ребенок-родитель".

Список литературы

1. Рыжкова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений - Москва, 2003г.

. Рыжкова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини - музей в детском саду - Москва, 2008г.

. Александрова Е.Ю., Гордеева Е. П., Постинкова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ - Волгоград, 2007г.

. Под ред. Кондрыкинской Л.А. С чего начинается Родина? - Москва, 2003г.

. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина... - Москва, 2003г.

. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет - Москва, 2002г.

. Мартынов П.И. Нравственно-патриотическое воспитание - Киев,2000г.

. Сагитова Ш.Х. Башкирские традиции - Уфа, 2004г.

. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика - Москва, 2004г.