Смекни!
smekni.com

Использование интерактивных методов музейной деятельности в гражданском воспитании детей-сирот (из опыта работы) (стр. 2 из 3)

Интерактивный детский музей предполагает создание особой ситуации, которую можно назвать «наедине с экспозицией» - наедине, но не в одиночестве. В музее создается особая музейно-образовательная среда, для которой ключевыми являются слова «я сам»: действую, думаю, принимаю решения. Проектируя такую среду, музейный педагог обязан с самого начала продумывать, как можно организовать взаимодействие посетителя с воспринимаемым материалом. Иными словами, он должен поставить перед собой вопрос - что будет делать посетитель в данном пространстве: в чем участвовать (отсюда термин «участвующие экспозиции»), какие действия совершать, каким образом проявлять свою сообразительность и другие качества. Итак, «американская» модель основана на идее развития чувственной грамотности и обогащения опыта предметной деятельности детей.

Для «европейской» модели, помимо интерактивности, существенной оказалась идея погружения в определенную историческую реальность, культурный контекст. Здесь большое значение придается не только образовательной, но и музейной ценности коллекций. Это убедительно прослеживается на примере Детского музея Франкфурта-на-Майне (основан в 1972 г. как отдел Исторического музея), по замыслу создателей которого он стал местом, где дети открывают для себя свою причастность к отечественной истории и культуре. Этой цели служат программы и выставки, каждая из которых становится способом презентации материалов, обладающих несомненной исторической и культурной ценностью, но рядом с ними, как правило, располагаются экспонаты, сделанные руками детей или отражающие их мир, их пристрастия и интересы. Так утверждается идея равноценности и взаимосвязи культур, а также создается реальная основа для возникновения у ребенка ощущения личной причастности к явлениями «высокой» культуры.

Разделение детских музеев на «американскую» и «европейскую» модели, конечно, в очень значительной степени условно. Скорее речь идет о диапазоне возможностей этого музейно-образовательного института, обладающего уникальными средствами влияния на детей и их развитие.

Следует отметить, что отечественные педагоги- музееведы еще в 20-е гг. ХХ в. выдвигали идеи интерактивного музея. Так, Ф.И. Шмит считал, что школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова «поиск - открытие - творчество». В таком музее очень скупо нужно пользоваться запретительной надписью «Руками не трогать!», и если экспонаты не «редкостные уники» (могут быть и такие), их надо давать трогать, так как дети только то и «видят» по-настоящему, что им дали в руки, поскольку воспринимают действительность активно-моторно, а не оптически [25]. Следствием такого понимания специфики детского музея было и определенное видение экспозиции. Ф.И. Шмит отмечал, что нельзя прялки или ткацкие станки выставлять наборами, нужно, чтобы показывающий знал, как при помощи этих инструментов работают; нужно уметь показать, как плетутся рыбачьи сети, тешутся доски, печатаются набойки, плетутся корзины и т.д.

По мнению А.У. Зеленко, детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками [26]. Необходимо создать условия, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре. Данный подход определяется самой спецификой деятельности музея, в ходе которой ребенок способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, в ряде случаев практически апробировать его и выработать собственные нормы социального поведения. Таким образом, как мы видим, концепции А.У. Зеленко и Ф.И. Шмита опередили в своих замыслах американских коллег на несколько десятилетий.

Идеи интерактивности музейной деятельности развиваются и современными исследователями. Феномен школьного музея, по мнению Ю.Б. Яхно, состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности [27]. Анализ теоретических подходов позволяет утверждать, что главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности музея детского дома от государственного музея заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Следовательно, музей становится средой общения и взаимодействия различных субъектов социального воспитания (ребенок - ребенок, ребенок - педагог, группа - педагог и др.), задающей определенную социальную направленность, положительные ценностные ориентации, оказывающей помощь детям и подросткам в преодолении предрасположенности к негативным жизненным выборам.

Т.В. Галкина отмечает, что экспозиции и программы, построенные с применением принципа интерактивности, носят полифункциональный характер, открывая перед детьми свободное пространство выбора поведения в музее, детального изучения (вплоть до разбора!) экспонатов, соучастия в программе, сотрудничества с музейными педагогами, общения между собой. И чем более вариативна музейная программа, предлагающая детям широкий ассортимент профессиональных инструментов, импровизированных ситуаций индивидуального или коллективного труда, игры, приключений, тем больше возможностей у музея стать местом открытий [28].

Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы наглядно иллюстрирует, что наиболее эффективными и в то же время востребованными детьми являются следующие интерактивные формы музейной деятельности.

Во-первых, экскурсия является одной из тех традиционных форм, с которой начиналось становление культурно-образовательнойдеятельностимузея.

Наибольший интерес у детей младшего школьного возраста вызывают экскурсии с элементами игры и творческими заданиями; экскурсии, направленные на презентацию одного экспоната, которые помогают глубоко и всесторонне познакомиться с тем или иным музейным предметом; интерактивные экскурсии с загадками; заполнение музейных словариков (в которых представлены рисунки, коллажи, аппликации и т. п.). Для обеспечения диалога в ходе экскурсии создаются «центры удивления», порождающие вопросы и потребность самостоятельно на них ответить. Педагогическая позиция музейного педагога ориентирована не столько на сообщение информации, сколько на развитие у детей культуры диалога, самоопределения, способностей. В работе с воспитанниками среднего и старшего возраста задействованы следующие виды экскурсий: экскурсии с элементами беседы, театрализованные экскурсии, самостоятельные экскурсии (без экскурсовода) по путеводителю с вопросами, заданиями.

Во-вторых, музейные занятия (уроки). Например, в музее «Боевая слава» проводятся интерактивные занятия «Письма с фронта» и «Книга памяти». На занятии «Письма с фронта» воспитанники знакомятся с подлинными письмами фронтовиков, а затем сами пишут письма родственникам, сверстникам или безымянным адресатам. В этих письмах они пытаются отразить те чувства, мысли, которые возникают у человека в трудные, переломные моменты его жизни. Занятие «Книга памяти» предполагает работу с Книгой памяти Вологодской области, в которую занесены фамилии волог- жан, погибших в годы Великой Отечественной войны. Изучая Книгу памяти, дети находят своих однофамильцев, а возможно, и родственников, и пытаются выстроить, восстановить (совместно с педагогом) историю своей семьи (историю своей жизни), что способствует формированию у них чувства гордости за своих предков, сопричастности к их подвигу, самоуважения.

В-третьих, очень востребованной формой являются мастер-классы (практические занятия) по изготовлению изделий из бересты, кружевоплетению, пошиву народных кукол и др., которые проходят на базе производственного объединения детского дома «Овен». Процесс работы на практических занятиях развивает воображение и творческие способности воспитанников; прививает умение воплощать свои идеи и замыслы в конкретных изделиях и реализовать собственные творческие планы; психологически подготавливает к выбору профессии, а совместный труд сближает детей разных возрастов, расширяя круг общих интересов, гармонизируя внутригрупповые отношения. В последние годы сложилась устойчивая система взаимодействия детского дома и дома-интерната для пожилых и инвалидов города Грязовца Вологодской области, и мастер-классы в данном случае часто принимают характер взаимного обучения. Мастер-классы располагают к непосредственному живому общению, обмену опытом, позволяют пожилым людям почувствовать свою значимость, востребованность, а детям-сиротам - получить эмоциональную поддержку, внимание к своим достижениям.

В-четвертых, особый интерес у детей вызывают народные праздники и посиделки с частушками и традиционным чаепитием, которые проходят в экспозициях «Горница» и «Русская изба» музея этнографии и прикладного искусства. Привлекательность музейного праздника заключаются в неформальной атмосфере, в эффекте личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа, применению особой атрибутики. Особенность праздника состоит еще и в том, что он как бы раздвигает границы музея, ибо музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство, сохранению и возрождению которых служит праздник.