Смекни!
smekni.com

Правила хорошего текста (стр. 2 из 3)

Попытайтесь изобразить общество, в котором все эти люди будут чувствовать себя наилучшим образом. Каким оно должно быть - сельским или городским? Воплощением материальной роскоши или скромности, при которой удовлетворяются лишь основные потребности? Каковы должны быть отношения между полами? Должны ли в нем существовать институты, подобные браку? Должна ли существовать частная собственность? Должна ли существовать религия, много религий, вообще какая-либо религия?.."

Баталов Э.Я. В мире утопии, М.: Политиздат, 1989, с. 128.

ВОВЛЕЧЕНИЕ В ОШИБКУ

Автор намеренно делает ошибку сам и вовлекает в нее Читателя, после чего позволяет Читателю поразмышлять об истоках ошибки самостоятельно или дает свои комментарии.

ПРИМЕР 14

"Два разных эпизода, но суть одна: виноват "внешний враг!" В его роли может выступить что угодно и кто угодно: иной образ мышления, чужой стиль жизни, другая социально-экономическая система, целый народ - русские, американцы, евреи, арабы, негры и, конечно же, коллекционеры минералов.

- Но почему коллекционеры минералов?! - застучит кулаками по столу какой-нибудь специалист по обнаружению "врагов". - Почему они?!

- А почему американцы? Почему русские?"

Боровик А. Как я был солдатом армии США, журнал "Огонек", 1988, № 47, с. 17.

ПРИМЕР 15

"В одном случае основной экономический закон состоит в "обеспечении максимальной... прибыли путем эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны, путем закабаления народов других стран, особенно отсталых стран, наконец, путем войн и милитаризации народного хозяйства".

Второй основной закон, наоборот, состоит в "обеспечении максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования... производства, на базе высшей техники".

Сознаюсь, цитируя, я в местах многоточий пропустил по слову, в одном случае, "капиталистической", в другом - "социалистического". Нарочно. Чтобы Вы попробовали угадать, в каком случае какое слово больше подходит. Попробовали?

Вот то-то и оно".

Нуйкин А. Где здравствует социализм!.., журнал "Огонек", 1990, № 31, с. 26.

ПРИМЕР 16

"Вы когда-нибудь охотились на эозинофила? Ну, да это не важно. Представьте, что вам надо поймать одного эозинофила. Не какого-нибудь экзотического, с красными полосками по бокам, гребнями на спине и гигантским хвостом. Нет, нужна особь самая обычная, средней полосы России. Голыми руками эозинофила не взять - это каждому ясно. Вопрос: какое оружие пригодится для охоты? Палка не подойдет - что ему палка! И винтовка, и даже пушка. Живьем надо брать. Обычная логика говорит:

"Прежде, чем охотиться, хорошо бы узнать, что это за зверь такой.". А узнав, что "зверь" - самая обычная кровяная клетка, каждый, в первую очередь, прихватит микроскоп".

Верткин И.М. Бороться и искать, в Сб.: "Нить в лабиринте", Петрозаводск: Карелия, 1988, с. 56.

ПРИМЕР 17

"Наконец-то я понял, что напоминает настроение, уровень, стилистика записанных Симоновым сталинских рассуждений, то есть попросту даже то, какие слова отобраны и как расставлены в фразе.

Ну конечно! Это тот язык, которым изъясняются персонажи Зощенко. Как ни трудно, может быть, в это сразу поверить.

"Почитаем- ка немного из Зощенко. Например, вот это. "Вот тут нам говорят, что в романе неверные отношения между Иваном Ивановичем и его женой. Но ведь что получается там у нее в романе? Получается так, как бывает в жизни. Он большой человек, у него своя большая работа. Он ей говорит: "Мне некогда". Он относится к ней не как к человеку и товарищу, а только как к украшению жизни. А ей встречается другой человек, который задевает эту слабую струнку, это слабое место, и она идет туда, к нему, к этому человеку. Так бывает и в жизни, так и у нас, больших людей, бывает. И это верно изображено в романе... Все говорят о треугольниках, что тут в романе много треугольников. Ну и что же? Так бывает". Простите, я немного перепутал подготовленные заранее выписки всяких прекрасных литературных примеров. И этот отрывок пока не из Зощенко. Это, простите, еще из Сталина.

Или: "Муж был ответственный советский работник. Он был нестарый человек, крепкий и вообще, знаете ли, энергичный, преданный делу социализма и так далее. И хотя он был человек простой, из деревни, и никакого такого в свое время высшего образования не получил, но за годы пребывания в городе он поднаторел во всем и много чего знал, и мог в любой аудитории речи произносить. И даже вполне мог вступить в споры с учеными разных специальностей - от физиологов до электриков включительно".

А это уже впрямь из Зощенко (рассказ "Письмо", 1928 год). Но словно бы о Сталине".

Баткин Л. Сон разума, "Знание - сила", 1989, № 3, с. 87.

ПРИЕМ "ФИКСАЦИЯ ВНИМАНИЯ"

Назначение приема: "сфокусировать" внимание на фрагменте текста (например, факте, оценке, критерии, правиле) и способствовать его запоминанию Читателем.

Как же конкретно пользоваться приемом? Желательно так:

Спрогнозируйте вероятное отношение Читателя к объекту Вашего описания: "+" - скорее положительное; "0" - спокойно-нейтральное; "-" - скорее отрицательное (это самый сложный случай!).

В соответствии с этим выберите из Таблицы 1 конкретные подприемы приема "ФИКСАЦИЯ ВНИМАНИЯ".

Ознакомьтесь с ПРИМЕРАМИ.

Составьте - по аналогии с ПОДПРИЕМАМИ и иллюстрирующими их ПРИМЕРАМИ - свой текст.

ПРИМЕЧАНИЕ. Здесь важно избежать типовой ошибки! Необходимо точно оценить отношение Читателя именно к описываемому объекту. Скажем, Читатель может быть "ЗА" демократию и резко "ПРОТИВ" очередных демократических выборов. Поэтому, в зависимости от того, КАКОВ объект нашего описания: ДЕМОКРАТИЯ или ВЫБОРЫ, полезно применять РАЗЛИЧНЫЕ подприемы.

Можно ли не использовать приемы? Можно. Но помните - они получены на значительной статистике публикаций с 1989 по 1996 годы. И лучше начать с них...

ТАБЛИЦА 1 Отношение Читателей
Предполагаемые ПОДПРИЕМЫ + 0 -
1. Описание (а не призывы!) уважительных действий третьих лиц, самого Автора или Читателя по отношению к описываемому Герою, объекту. х
2. Повтор, подчеркивание Автором своей мысли. х
3. Прямое обращение Автора к Читателю с предложением:
3.1. Вернуться и перечитать текст; запомнить утверждение Автора; х
3.2. Вспомнить и осознать свои предубеждения, стереотипы х х
4. Неожиданное называние Автором предубеждений, стереотипов Читателя в том месте текста, где Читатель уже был готов высказать свою оценку. х
5. Аналогично п. 4, но Автор "присваивает" эти предубеждения не самому Читателю (что, скорее всего, так и есть), а некому немного наивному, неискушенному человеку, которого Читатель будет ... оценивать. х

СКОРЕЕ ВСЕГО, У ЧИТАТЕЛЯ ИСХОДНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ ОПИСАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ (+)

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОДПРИЕМЫ

1. Описание (а не призывы!) уважительных действий третьих лиц, самого Автора или Читателя по отношению к описываемому Герою, объекту.

ПРИМЕР 1

"Всякий раз, когда историк научной фантастики доходит до этого великого писателя, возникает естественное желание остановиться и перевести дух. Я даже не говорю о старомодном "снять шляпу", - уместна хотя бы просто уважительная пауза.

Период "после Уэллса" в научной фантастике уже не может быть описан теми же словами, что и предыдущий. Тут водораздел, поворотный пункт. В главном и в частностях."

Гаков В. Ультиматум: ядерная война и безъядерный мир в фантазиях и реальности, М.: Политиздат, 1989, с. 49.

ПРИМЕР 2

"ЖЕНЩИНЫ В ЕГО ЖИЗНИ"

"Со своей первой женой, Региной Реншон, Сименон познакомился в новогоднюю ночь 1920 г. в Льеже, где работал журналистом в местной газете.

Ему сразу понравилась молодая художница и, как говорил он сам позднее, "я стал искать ее общества". Три года спустя они поженились, но вот беда: Тиги (так прозвал свою подругу Жорж) оказалась страшно ревнивой.

Это обстоятельство несколько угнетало жизнелюба и донжуана, каким был в молодости уважаемый писатель. (Говорят, что под конец жизни Сименон поведал в частной беседе, что всего у него было... десять тысяч женщин. Фантазии выжившего из ума старика, скажете вы и будете совершенно правы, но, черт побери, хочется встать и снять шляпу.)"

Маденов Д., журнал "Мир звезд", 1990 ,№ 1, с. 25.

СКОРЕЕ ВСЕГО, У ЧИТАТЕЛЯ ИСХОДНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ ОПИСАНИЯ НЕЙТРАЛЬНО-СПОКОЙНОЕ (0)

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОДПРИЕМЫ

2. Повтор, подчеркивание Автором своей мысли.

ПРИМЕР 3

"... в прежней Третьяковской галерее огромное значение имеют стены, та исторически сформировавшаяся геометрическая среда, где живут (я настаиваю на этом слове), - живут величайшие творения нашего искусства".

Захаров М.А. Контакты на разных уровнях, М.: Искусство, 1987, с. 157.

ПРИМЕР 4

"Андрей Андреевич внимательно выслушал наши неуверенные суждения и кисло усмехнулся. Андрей Андреевич был прав в своей улыбке. (Это лучшая фраза, сочиненная мною, и я на ней настаиваю.)"

Захаров М.А. Контакты на разных уровнях, М.: Искусство, 1987,с. 236.

ПРИМЕР 5

"Люди рождаются равными." Фраза громкая - и вряд ли точная. Кажется, она в основе американской конституции; повод для размышлений.

Люди рождаются разными. Разница лишь в букве, но, вероятно, фраза более точная. За долгую жизнь не знал ни одного человека, похожего на другого; сходство - встречалось, подобие - никогда".

Трауберг Л.З. Избранные произведения в 2-х томах, том I, М.: Искусство, 1988, с. 318.