Смекни!
smekni.com

Правила хорошего текста (стр. 3 из 3)

3. Прямое обращение Автора к Читателю с предложением.

3.1. Вернуться и перечитать текст; запомнить утверждение Автора.

ПРИМЕР 6

"Граффит был умнее. Он не ссылался на "чистоту рас". В спешно написанной брошюре "Подъем и упадок свободного слова в Америке" он настаивал на своем праве толковать историю. Протесты и критику он объяснял "нетерпимостью" демагогов, ненавидящих свободу пропаганды и кино. Запомним это слово "нетерпимость".

Трауберг Л.З. Избранные произведения в 2-х томах, М.: Искусство, 1988, с. 124.

ПРИМЕР 7

"Но даже у одиночек есть друзья - такие же одиночки. Личности, которые любят общаться с другими личностями, чтобы поговорить о том, какие они личности и что такое сугубо индивидуальное и НИ НА ЧТО НЕ ПОХОЖЕЕ, И ЧТО ОНИ СОБИРАЮТСЯ СОТВОРИТЬ СЕГОДНЯ (рекомендую перечитать эту фразу, в ней есть смысл)".

Снайдер Д. Курс выживания для подростков, журнал "Ровесник", 1989, № 9. с. 24.

ПРИМЕР 8

"Все, что нажито и построено сверх положенного по закону, должно быть изъято" ("Известия" 1987 г., N 9). Поучительно, что и Е. Лосото, и П. Жураховский, и почти все сторонники экспроприации имущественных и денежных излишков в общих рассуждениях ополчаются против неправедных доходов, а в конкретных предложениях почему-то с редким единодушием требуют "раскулачивания" только тех, кто чересчур наживается за счет приусадебного участка, ремесла, таланта. Вернитесь к приведенной выше фразе: "Все, что нажито сверх положенного по закону..." Не о незаконных доходах вовсе идет речь, а о том, что закон должен определить количественный предел состояния. Какими же способами состояние обретено, - об этом ни звука! И изобретатель, давший стране миллиарды рублей экономии, и строитель, десятилетия проработавший в Заполярье, и поэт, стотысячные тиражи которого расхватываются читателями за считанные часы, - все уравниваются в правах, ставятся в один ряд со взяточником, казнокрадом, чиновником от литературы, навязывающим зависящим от него издательствам и журналам свои бездарные, малограмотные, зато очень пухлые романы".

Нуйкин А.А. Идеалы или интересы?, М.: Книга,1990, с. 80.

ПРИМЕР 9

"Употребляйте ординарные слова и простые конструкции. Пишите короткими предложениями, но не все из них должны быть так коротки, чтобы вызывать эффект "стаккато". Устраняйте "стаккато" связыванием двух предложений (как я здесь это сделал словом "но"), но делайте это не часто, так, чтобы придерживаться, за редким исключением, правила: "Одна идея на предложение".

Вы можете помочь себе выработать хороший фирменный стиль, если будете тренироваться говорить хорошо. При беседах говорите медленно, выбирайте слова осмысленно, заканчивайте фразу. Вы должны быть в состоянии передать больше информации в единицу времени, чем тот, кто говорит быстро, но вставляет "Вы знаете?" - и облекает свои фразы в бесконечно длинные предложения, заполненные пустыми словами".

Будз В. Как писать научную статью, журнал "Техника и наука", 1978, № 3, с. 35.

3.2. Вспомнить и осознать свои предубеждения, стереотипы

ПРИМЕР 10

"Сади Карно... О чем мы подумали, услышав это имя? Ручаюсь: "А-а, цикл Карно! Тот самый идеальный круговой процесс, с которым сопоставляются все теоретические циклы, совершающиеся при одних и тех же температурах теплодатчиков и теплоприемников"...

Хочу добавить к вашему представлению о Карно кое-что "чисто человеческое". Сади исполнилось всего восемнадцать лет, когда он закончил Парижскую политехническую школу и был принят "на службу военных инженеров..."

Маркуша А.М. Чудеса на колесах, М.: Детская литература, 1970, с. 72 - 73.

ПРИМЕР 11

"Будьте только внимательны, читатель, и вы скажете, что первый прием применен в предыдущей строке; это - прямое требование внимания от слушателей. Вы также скажете, что второй прием, столь же простой и естественный, это, конечно... пауза.

Третий прием заключается в употреблении - и надо сказать, что это единственный случай, когда вообще может быть допустимо употребление, - вставных предложений.

Четвертый прием, как вы уже догадались (не правда ли, проницательный читатель?) - это риторическая фигура - обращение к слушателям с неожиданным вопросом.

Перейдем к пятому приему, после которого останутся только два; из них последний, седьмой, - самый интересный. Пятый прием есть очень завлекательный, но вместе с тем и... Впрочем, в настоящую минуту, мне кажется, удобнее обратиться к шестому приему, не менее полезному и, пожалуй, сходному с ним в своем основании: шестой прием основан на одной из наиболее распространенных и чувствительных слабостей; нет сомнения, что, задумавшись хотя бы на секунду, всякий мало-мальски сообразительный человек сам укажет его. Я даже не знаю, стоит ли прямо называть эту уловку, когда читатель уже издалека заметил, что сочинитель просто старается затянуть изложение и подразнить его любопытство, чтобы обеспечить себе его внимание.

Возвращаясь теперь к пятому приему, мы можем сказать, что внимательные слушатели получают толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, - и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее.

Седьмой прием, как видели читатели, заключается в том, чтобы заранее намекнуть на то, о чем предстоит говорить впоследствии."

Сергеич П. Искусство речи на суде, М.: Госюриздат, 1960, с. 317 - 318.

СКОРЕЕ ВСЕГО, У ЧИТАТЕЛЯ ИСХОДНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ ОПИСАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ (-)

ПРИМЕЧАНИЕ. Известно: переубедить Читателя - самое трудное... Поэтому к нижеперечисленным приемам следует относиться как к повышающим вероятность такого переубеждения, но не гарантирующим ее. Поскольку известно: восприятие текста скорее определяется жизнью Читателя, чем самим текстом.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОДПРИЕМЫ

4. Неожиданное называние Автором предубеждений, стереотипов Читателя в том месте текста, где Читатель уже был готов высказать свою оценку.

5. Аналогично п. 4, но Автор "присваивает" эти предубеждения не самому Читателю (что, скорее всего, так и есть), а некому немного наивному, неискушенному человеку, которого Читатель будет ... оценивать.

ПРИМЕР 12

"Основополагающей реальностью переговоров, которая легко забывается в процессе осуществления международных и деловых контактов, является тот факт, что мы имеем дело не с абстрактными представителями "другой стороны", а с людьми. Ваши партнеры за столом обладают эмоциями, глубокой приверженностью к определенным ценностям, различными жизненными основами и взглядами, более того, они непредсказуемы. Кстати, как и Вы".

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения, М.: Наука, 1990, с. 34.

ПРИМЕР 13

"А по белому офису фирмы Kami ходят девушки. Это компьютерные девушки. Необычные девушки. Они тонки, они шелковисты и невесомы. Шпильки плюс ноги. (Нет, если женщины так красивы, просто не может быть, чтобы они были так умны, ну не может, говорят себе обычные мужчины.) Когда компьютерные девушки думают, в зале нарастает легкое напряжение, запах духов усиливается и электрический ток бьет с экранов, девушки думают, девушки пишут программы, и развившиеся их кудри колышутся в теплом воздухе кондиционеров".

Поспелова Ю. Подвиг программиста, журнал "Домовой", 1994, № 3,с. 54.

ПРИМЕР 14

"Был хороший праздник в школе.

Ты о нем не позабудь!

Октябрятам прикололи

Звезды красные на грудь.

Задание: "С каким настроением ты прочтешь эти стихи?" Насчет настроения не знаю, но могу сказать, что читала эти строки с чувством некоторого содрогания. Строки, не стихи, хотя эти называют стихами в учебнике. В том и фокус: вроде и рифма какая никакая есть, и ритм вроде присутствует, и написано в столбик (для неискушенного читателя - главный признак), а не стихи. Но детям-то внушают, что это и есть поэзия! И они верят! И разочаровываются на всю жизнь. Потом никакая сила не заставит обратиться к поэзии".

Список литературы

И.Л. Викентьев. Правила хорошего текста.