Однако такая биполярность подходов в анализе влияния СМИ на население вряд ли может удовлетворить современные запросы как практики функционирования мультимедийных средств информации, так и специалистов, которые заняты этой проблемой . По мере все ускоряющегося процесса технизации информационных источников, превращения их во все более изощренные институты по воздействию на общественное сознание и поведение людей возникает настоятельная потребность понять более глубокие механизмы проникновения идей, распространяемых СМИ .
Значительный вклад в изучение механизмов воздействия на общественное сознание внесли ученые Анненберской школы, осуществившие под руководством Дж . Гербнера большую серию исследований содержания телевизионных передач и воздействия телевизионных образов на аудиторию . Ими была предложена модель влияние телевидения, основанная на концепции символического интеракционизма . Центральная ее идея состоит в том, что телевидение создает символический образ реальности, который, в свою очередь, и формирует восприятия жизненного пространства индивидом . В прежние времена эту функцию выполняли мифология, фольклор и религия, превращавшие представления и ритуалы в формы символической социализации и контроля . В нашу эпоху такую миссию стало выполнять телевидение .
Изо дня в день комплекс стереотипных концепций потребляется миллионами телезрителей " в шаблонных капсулах, содержащих продукцию массового производства информации и развлечений". И таких " капсул " - телевизионных сюжетов и образов, сообщаемых идей - складывается особый символический мир, который структурирует жизненные ценности, нормы, общие обязательства и установки и формирует основу для взаимопонимания и взаимодействия ( хотя и необязательно и соглашения ) между большими и разнородными группами людей . Этот мир обусловливает образ мышления, чувств и поведения не индивидуумов, а масс в целом . Исходя из этих посылок, ученые Анненберской школы проводят исследование системы телевизионных сюжетов и образов, используя метод контентанализа .
Осмысляя данные своих исследований, Дж . Гербнер и Л . Гросс пришли к выводу, что " телевидение, как и любой иной мифический мир, представляет собой выборочную и функциональную систему сообщаемых идей ".
Так, основное место в " телевизионном мире ", как показали результаты контент - анализа, занимают представители средних и высших слоев, люди с престижными профессиями и хорошим материальным положением, преимущественно мужчины . Женщины фигурируют как воплощение любовных страстей и семейных отношений . Неудачники, выходцы из низших слоев встречаются реже . Значительное место занимает тема насилия, потому что, как считают авторы, это " самое простое и дешевое драматургическое средство демонстрации правил игры за власть ", ибо " в символическом мире открытое физическое действие делает сценически зримым то, что в реальном мире обычно прячется " .
Ученые также констатировали, что " главное направление ", культивируемое телевидением, имеет свои вполне определенные политические характеристики - позиция середины, умеренного нейтралитета и невмешательства в идеологические конфронтации между радикалами и консерваторами . Такая позиция, привлекающая к себе большую часть зрителей, по мнению авторов, формируется и под воздействием императивов массового рыночного спроса . Важнейшей пружиной телевизионного бизнеса является ставка на среднего деидеологизированного массового зрителя, настроенного, как правило, на консервативный лад и поэтому способного легко усваивать любые внушаемые телеконцепции . Но поскольку для телебизнеса главной задачей является мобилизация масс потребителей создаваемой продукции, избирается и соответствующая позиция, допускающая как консервативную, так и псевдолиберальную идеологию . Эту систему политических ориентаций Дж . Гербнер называет " коммерческим популизмом " .
Оценивая результаты исследований Анненберской школы, можно сказать, что это была одна из первых попыток объединить разработку теории влияния телевидения на процессы социального контроля с детальным изучением содержания массовой коммуникации и измерением эффектов их воздействия на уровне индивидуального восприятия .
Одним из механизмов манипулирования общественным сознанием, который использует телевидение, является привлечение внимания к определенным проблемам . Только та проблема, которая освещена телевидением, становится достоянием общественного внимания . Телевидение выступает как бы основным " проблематизатором " общества . Но информационная картина мира, созданная новостными и информационно - аналитическими телевизионными программами, показывают как данность ту картину, которую зафиксировали телевизионные операторы и " препарировали " журналисты, аналитики, эксперты . И эта картина не обязательно адекватна реальности .
Несоответствие между реальным и " телевизионным " мирами проявляется наглядно в освещении, например, темы преступности и насилия в программах американского телевидения . Хорошо известно, например, что насилия и преступления составляют значительную часть телевизионного эфира . Однако изображение преступлений на телевидении не соответствует реальной статистики преступлений . В телепередачах большее место занимают преступления против человека, в обществе - преступления против собственности . В телепередачах преступления по меньшей мере в 10 раз более распространены, чем в реальной жизни .
Явный " перекос " существует и в социально - демографическом составе преступников . В телепередачах среди преступников преобладают белые мужчины из среднего класса в возрасте от 30 до 40 лет, треть из которых является специалистами высокого класса или занята интеллектуальным трудам . В обществе преступники распределены более равномерно между социальными классами.
Мотивами у трех четвертых " телевизионных преступников " выступают жадность, месть или проблемы психологического характера . Мотивы преступления редко анализируются в контексте сложных социальных процессов или как результат противоречий социальной структуры . Телевидение показывает в основном процесс расследования, преследования и ареста . Преступник в " телевизионном мире " почти всегда бывает задержан и наказан, в отличие от реального мира, где уровень раскрываемости преступлений и совершения правосудия низок . Обвинения, предъявление исков, судебные процедуры и вынесение приговора практически не рассматривается .
Х . Тейлор и Т . Дозьер изучили американские телевизионные передачи за период с 1950 по 1976 г. Особенно их интересовали передачи, в которых лица, вершащие правосудие, были изображены как герои . В ходе их анализа и в ходе последующего анализа, сделанного Р . Стаплсом и Т . Джоннсом, были выявлены некоторые интересные моменты .
Например, начиная с 1965 г. в качестве стражей правопорядка чаще всего фигурировали мужчины с черным цветом кожи . Черный супергерой имел определенный набор черт характера : очень мужественный, вспыльчивый, агрессивный, грубый, резкий, яркая личность, житейски мудрый, простодушный, вызывающий доверие и симпатию . Авторы считают, что телевидение слишком идеализирует, пропагандирует этого героя как модель подражания для черных подростков . Делается это с той целью, чтобы подростки представляли себе работу в полиции как возможность сделать хорошую карьеру .
Телевидение оправдывает и легитимизирует применение насилия, если оно направленно на защиту статус - кво . В этом случае насилие является морально ( если не законодательно ) допустимым и социально необходимым . Герой должен применять насилие, так как силы зла не остановятся ни перед чем, чтобы уничтожить демократию , Те, кто нарушает статус-кво, изображаются как неразумные революционеры . Те герои, которые выходят за рамки традиционных законов и сами решают, что является несправедливым, почти всегда принадлежат к белой расе . Представители черной расы не появляются на экране в таком качестве, возможно, чтобы не вызвать движения линчевателей среди представителей черной расы . Имеющие черный цвет кожи могут применять социально оправданное насилие только для защиты своего положения или действуя под непосредственным руководством белых .