Смекни!
smekni.com

Психология предрассудка (стр. 2 из 5)

Вопреки привычным представлениям, мастурбация продолжается и в зрелом возрасте, причем ею занимаются не только сексуально обездоленные одиночки. Чем активнее сексуальная жизнь, тем вероятнее, что в ней находится место и для мастурбации.

Во французском национальном опросе 1992 г., наличие мастурбационного опыта признали 84% мужчин и 42% женщин, причем две трети из них (а среди 18-19-летних мужчин - четыре пятых), никогда не испытывают по этому поводу чувства вины, воспринимая онанизм как нормальный способ сексуального удовлетворения.

В финском национальном опросе 1992 г. опыт мастурбации признали 90 % мужчин и 77 % женщин. В последний месяц перед опросом это делали 42 % мужчин и 25 % женщин. Молодые мастурбируют чаще пожилых, причем уровень (частота) мастурбации, достигнутый в юности, обычно сохраняется и в зрелые годы ( не в абсолютных цифрах, а выше или ниже среднего).

По данным американского национального опроса 1993 г., в течение последнего года перед опросом мастурбировали 60 % мужчин и 40 % процентов женщин, а среди совместно живущих пар - 85 % и 45 %; каждый четвертый мужчина и каждая десятая женщина занимались этим по крайней мере раз в неделю. При этом многие (54 % мужчин и 47 % женщин) испытывали по этому поводу чувство вины (как ни странно, молодые чаще, чем старшие).

Зачем люди мастурбируют? Самый массовый ответ (73% мужчин и 63% женщин) - чтобы "разрядить сексуальное напряжение". Дальше упоминаются "физическое удовольствие", "отсутствие партнера", "чтобы расслабиться", "партнер не хочет", "чтобы заснуть", "от скуки" и "из страха перед СПИДом и болезнями, передающимися половым путем".

Один из важнейших мотивов продолжения мастурбации в зрелом возрасте - то, что она позволяет проиграть в воображении такие эротические ситуации, которых человек по тем или иным причинам не может или не смеет реализовать с реальным партнером. Среди опрошенных в 1996 г. немецких студентов 77 % мужчин и 86 % женщин считали мастурбацию не заменой чего-то недостающего, а самостоятельной формой сексуального удовлетворения.

Как сказал сорокалетний инженер, процитированный одной из московских газет, "у меня есть собственный тайный мир, если хотите, тайный сад. В нем бываю только я, и я им очень дорожу. Когда я занимаюсь онанизмом, я как будто проваливаюсь в эротический сон, только сам управляю этим сном, определяю все, что в нем произойдет. Он - мое убежище, в котором я могу в любой момент укрыться от действительности, а часто так хочется от нее убежать. Я погружаюсь в мир собственных эротических фантазий, мне в этом мире так хорошо и спокойно. Ведь это никому не во вред! Честно говоря, без подобных фантазий я бы, наверное, в клинику неврозов от нашей жизни попал!"

Мастурбация - самая доступная, самая безопасная и контролируемая самим индивидом форма сексуальной жизни.

Почему же она вызывает такие страхи и осуждение?

3. Мастурбационная тревожность как феномен культуры

Отношение к мастурбации в истории культуры и религии большей частью было отрицательным. Отдельные древние философы считали ее безвредной и даже полезной. Древнегреческий философ-киник Диоген, то и дело занимаясь рукоблудием на виду у всех, говаривал: "Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!" (Диоген Лаэртский, VI, 69). Но так думали немногие. Даже те культуры, которые допускали и одобряли мастурбацию у детей и подростков, считали ее недопустимой для взрослых.

Культурно-религиозные запреты мастурбации имеют глубокие корни как в мифологическим, так в обыденном сознании.

Для антисексуальных аскетических культур, оправдывающих сексуальность лишь как средство продолжения рода, мастурбация неприемлема прежде всего как "незаконный" и ничем не ограниченный способ получения удовольствия.

Для тех, кто отождествляет сексуальное поведение с репродуктивным (вопреки собственному личному опыту, многие люди и сегодня думают, что сексуальность - лишь средство продолжения рода), мастурбация бесполезна, это пустая растрата семени. Но на самом деле люди занимаются сексом не ради детопроизводства, а для удовольствия. Это совсем другая "польза".

А поскольку люди думали, что "семенной запас" мужчины ограничен, мастурбация казалась им также и сексологически вредной, по принципу "раньше начнешь - раньше кончишь". Свои жизненные силы нужно беречь. Мастурбационные запреты и предписания "экономии спермы" очень похожи на формулы раннебуржуазной философии бережливости. Английский глагол to spend, который до конца XIX в. был житейским эвфемизмом семяизвержения, означает буквально "тратить".

Первобытное сознание отождествляло сперму не только с "жизненной силой" вообще, но и с человеческой индивидуальностью, полагая, что в семени содержится "весь человек". Неаккуратное обращение со спермой, излияние ее куда и как попало, могло отдать твое семя в чужие руки и позволить врагу заколдовать тебя.

Наконец, последнее. Один из главных традиционных признаков маскулинности - высокая сексуальная активность и успех у женщин. "Настоящий мужчина" не нуждается в самоудовлетворении, к его услугам множество баб. Тот, кто мастурбирует, - просто слабак, неспособный завоевать женщину. Признаться в этом взрослому мужчине мучительно стыдно.

С некоторыми поправками эта философия распространялась и на женщин. Мастурбация считалась крайне "неженственной", приписывалась "бешенству матки", сексуальной ненасытности и т.п. Все это - просто отражение мужских страхов.

"Война против онанизма" (Мишель Фуко) или "мастурбационная инквизиция", как назвал это явление немецкий исследователь Людгер Люткехаус (Lutkehaus, 1992), достигла своего апогея в конце XVШ и XIX вв. "Злостным онанистам" в это время приписывались всевозможные пороки и болезни. Были изобретены специальные "пояса добродетели", которые не позволяли мальчику добраться до своих гениталий или делали его эрекцию болезненной. Некоторые авторы рекомендовали даже кастрировать онанистов.

Особенно пугало отождествление мастурбации с гомосексуальностью. О связи этих явлений говорили уже средневековые богословы. Одни психиатры ХIХ века считали мастурбацию причиной гомосексуальности, другие - одним из ее проявлений, но и то и другое всячески осуждалось. Подчеркивалось, что мастурбация и гомоэротизм одинаково бесплодны, не способствуют продолжению рода и связаны с влечением к смерти. Во многих языках самоубийство и мастурбация описываются одним и тем же эвфемизмом - "наложить на себя руки".

Однако при этом происходит подмена понятий. Аутоэротизм, когда объектом сексуального интереса является собственное тело, не тождественен с гомоэротизмом, когда сексуальным объектом становится другой человек того же пола, то есть Другое Я. Далеко не все мастурбанты имеют гомоэротические фантазии, и хотя гомосексуалы в среднем мастурбируют чаще гетеросексуалов, гомосексуальныя практика не сводится к мастурбации.

Неоднозначно и соотношение аутоэротизма и мастурбации. Чаще всего первое понятие обозначает некий сексуальный сценарий (влечение к собственному телу), а второе - способ его реализации, сексуальная техника (что человек с собой делает). В действительности все сложнее. В фантазиях мастурбирующего человека ведущую роль часто играет не он сам, а какой-то воображаемый Другой. При совместной и тем более - взаимной мастурбации образ Другого как Зрителя, Соучастника или Партнера имеет решающее значение; несмотря на отсутствие непосредственно-генитального контакта, это уже не "одинокий секс" или "секс в одиночестве", а вполне определенные гомо= или гетеросексуальные действия.

Еще сложнее феномен нарциссизма. По легенде, Нарцисс любуется своим отражением в воде, лежа на берегу реки. Однако современный венецуэльский скульптор Августин Карденас изобразил Нарцисса сидящим с расставленными ногами и созерцающим свои гениталии; собственный взгляд намертво соединяет лицо юноши с его пенисом, получается, что он влюблен не вообще в свое тело, а в свой фаллос, который он мастурбирует взглядом.

Патологизация мастурбации, как и любого другого нерепродуктивного секса, основана на молчаливом отождествлении эротической мастурбации как одного из возможных способов сексуального удовлетворения, выбор и способы которого зависят от множества ситуативных обстоятельств, с компульсивной, вынужденной мастурбацией, когда ни на какую другую сексуальную активность, даже при наличии возможностей, человек психологически не способен. Первое явление статистически и сексологически нормально, второе же представляет собой определенную девиацию и может порождать психосексуальные трудности.

Но и тут проблема не столько в самой мастурбации, сколько в связанной с нею стигме и тревожности.

Мастурбационная, как и всякая иная, инквизиция сама создает то, против чего она борется. Сначала воспитатели запугивали подростков онанизмом, а потом "открывали" его ужасные последствия: неврозы, панику, пониженное самоуважение, чувство неполноценности. Мучительная рефлексия по этому поводу представлена в дневниках и автобиографиях Гельдерлина, Клейста, Ницше, Канта, Шопенгауэра и многих других великих людей XIX в.

В XX в. положение изменилось. Подростковая мастурбация давно уже признана сексологами нормальной. Как и другие формы сексуального поведения, она стала законным сюжетом научного и художественного дискурса. В знаменитом дягилевском балете "Послеполуденный отдых Фавна" постановщик позволил себе явный намек на мастурбацию, во время американских гастролей его пришлось срочно убрать. Немецкий художник Эгон Шиле (1858-1918) на одном из своих автопортретов изобразил акт мастурбации (кстати, картина выражает не наслаждение, а трагическое одиночество). К концу века подобные сцены перестали шокировать зрителя и стали возможными даже в кино. Вспомним хотя бы сцену групповой мальчишеской мастурбации в фильме Ф. Феллини "Амаркорд".