Смекни!
smekni.com

Психология предрассудка (стр. 3 из 5)

Аналогичные процессы, с некоторыми специфическими особенностями, происходили и в России (см. мою книгу "Сексуальная культура в России"). Некоторые авторы, начиная с В.В. Розанова, полагают даже, что в России эти проблемы даже острее, чем в Западной Европе.

"Не случайно, не из простого эпатажа Розанов обзывал русских литераторов, отрицающих реальную государственную жизнь и живущих, тем не менее, почти исключительно общественно-политическими вопросами, Ч онанистами, Ч пишет известный современный российский философ Дмитрий Галковский. Ч Я думаю, это вообще русская болезнь. Существует полушутливая классификация европейских народов: немцы склонны к садомазохистскому комплексу, французы к эротомании и т.д. Русские явно склонны к онанизму. Какой-то европеец сказал, что любовь Ч это преступление, совершаемое вдвоем. Русские предпочитают совершать преступление в одиночку. Мечты сбываются очень быстро и в максимально грубой форме. В форме топора... Прямая связь между прекраснодушными фантазиями и грубейшей физиологической реальностью. Реальностью, никогда до конца не реализующейся и не приносящей подлинного наслаждения" (Галковский. 1993, с.67).

На мой взгляд, тезис об особой склонности русских к онанизму - не более, чем остроумная метафора. Русская народная культура в этом отношении мало отличается от западной.

В Древней Руси мастурбация, которую называли греческим словом "малакия" или славянским "рукоблудие", была, как и всюду, самым массовым грехом, который православная церковь строго осуждала (см. об этом подробнее: Ева Левина. "Секс и общество в мире православных славян, 900 - 1700" в кн. "А се грехи злые, смертные..." Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (Х - первая половина ХIХ в.) М.:ЛАДОМИР, 1999, стр.345-348) Мастурбировать и даже просто предаваться похотливым мыслям значило вызывать Дьявола. В одной притче XVII века, юноша, регулярно занимавшийся рукоблудием, обнаружил, что его член превратился в змею. Столь же греховными считались и ночные поллюции. Так было и на Западе. Известный французский мистик Одо из Клюни рассказывает, что дьявол внушил одному святому отшельнику мысль, что когда он испытывает похоть, можно просто потереть пенис и выбросить семя, это все равно, что высморкаться. За это отшельник попал в ад, несмотря на все свои прочие добродетели (Nelson, 1999, с. 130)

Но поскольку этот порок был очень распространен, от мирян много не требовали и наказывали сравнительно мягко Ч постом от 40 до 60 дней, в сочетании с многочисленными земными поклонами. Техника мастурбации значения, по-видимому, не имела, но страх перед ней был велик, поэтому такие факты редко придавались гласности.

На рубеже XX в., корреспондент Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева (Тенишевский архив Ч один из важнейших источников по истории русского крестьянства), описывая быт и нравы крестьян Владимирской губернии, писал, что "противоестественные шалости встречаются среди детей, среди взрослых таких случаев нет"; но в другом отчете описывается довольно экзотический случай онанирования при помощи колесной гайки от тарантаса.

На самом деле среди мальчиков-подростков онанизм был частым и относились к нему спокойно. Вот что пишет об этом современный этнограф:

"Мужской онанизм в русских говорах Карелии обозначают словом "суходрочка". Занятие им в детской и подростковой среде Ч самое заурядное явление. Автора в малолетстве, лет 10Ч11 от роду, неоднократно пытались привлечь к этому делу двое старших товарищей. Они забирались в укромное место и онанировали (по-местному "дрочили"). Свое занятие они объясняли тем, что, после того как брызнет семя (по-местному - "малафья"), "станет очень-очень приятно"...

Некоторые из моих друзей детства признавались, что занимались этим еще в детском садике и что-то при этом даже испытывали. Автору в экспедициях неоднократно доводилось встречать карапузов лет пяти-шести, буквально не вынимающих ручонок из трусов и продолжавших творить "детский грех", несмотря на замечания взрослых.... Впрочем, встречал я во время экспедиций в Карелии и девочек лет пяти-шести, беспрестанно тискающих себе промежность. А вот открытую демонстрацию онанизма школьником старшего класса довелось наблюдать только однажды во время велосипедной прогулки. Присутствовало нас не менее десяти человек. Демонстрировал "свои таланты" лучший математик нашей средней школы, парень абсолютно трезвомыслящий, физически очень развитый и мощный. Тогда автор этой статьи впервые смог убедиться, что слова "онанизм", "дрочить член" или "дрочить шишку" не пустой звук, не невесть что, выдуманное для оскорбления юношеского достоинства, а реальный физиологический процесс" (Логинов, 1999).

В более образованной городской среде, особенно в школах и кадетских корпусах, с подростковой мастурбацией боролись всеми возможными способами (см. об этом подробнее в книге Л. Энгельштейн. Ключи счастья. Секс и поиски путей обновления России на рубеже XIX-XX веков. М. "Терра", 1996 и в моей книге "Сексуальная культура в России").

На русский язык была переведена и выдержала несколько изданий знаменитая книга Симона-Андре Тиссо "Онанизм или рассуждение о болезнях, происходящих от рукоблудия", автор которой считал мастурбацию источником практически всех болезней и пороков. В закрытых мужских учебных заведениях мастурбация была массовой, педагоги не знали, что с ней делать. Мальчиков запугивали всяческими ужасами. По словам популярного в начале XX в. петербургского врача Александра Вирениуса, мальчики, предающиеся онанизму, не только расстраивают свое здоровье, но даже член у них увеличивается (Вирениусу это почему-то казалось плохим). Многие педагоги и врачи считали, что онанизм, как и сама подростковая гиперсексуальность, Ч признаки разложения имущих классов, которых удобная жизнь поощряет к всяческим излишествам, отсутствующим среди трудящихся. По мере ознакомления с бытом низов эти народнические иллюзии неизбежно рассеивались. С точки зрения педагогов и врачей начала XX в. любая подростковая сексуальность выглядела патологией. Но у детей из имущих классов эту "патологию" приписывали излишествам и подавленным желаниям, тогда как пролетарскую сексуальность выводили из беспорядочной, распущенной семейной жизни, преждевременного детского опыта и сексуальной снисходительности взрослых.

Эти тревоги и страхи передавались от родителей детям. В первом российском сексологическом опросе студентов Московского университета в 1907 г. "проблема онанизма" занимает одно из центральных мест. В том, что они мастурбировали раньше, признались 60 процентов, а в том, что занимаются этим теперь Ч 14 процентов, пик онанирования приходится на 15 -16 лет. На более подробный вопрос о частоте онанизма ответили только 38 процентов. 59 процентов опрошенных научились онанизму самостоятельно, 42 процента Ч под чужим влиянием. Подавляющее большинство старается покончить с этой "вредной привычной" по нравственным соображениям и из боязни "последствий". Но не всем это удается. Из последствий онанизма чаще всего (22 процента) отмечают "упадок энергии", но боятся и много другого. Один студент даже назвал онанизм "стихийным проявлением нашего нервного века, причиной вырождения, может быть, более крупной, чем сифилис".

Эта проблема не могла не отражаться в художественном творчестве русских писателей. Интересный очерки истории не столько онанизма, сколько мастурбационной тревожности в русской литературе дает Михаил Золотоносов в статье "Мастер и мастурбация. Онангардистская фантазия Андрея Платонова "Антисексус" (в кн. М.Н. Золотоносов. Слово и Тело. Сексуальные аспекты, универсалии, интерпретации русского культурного текста XIX - XX веков. ЛАДОМИР 1999, с.458-516).

Мастурбация, по мнению Золотоносова, " не только сублимация собственных вытесненных желаний, но и характеристика социальной ситуации, в которой собственное тело остается единственным доступным источником наслаждения, а самодостаточность в сексе является уникальным символом свободы" ( с. 458).

В разговорах на эту тему личное своеобразно переплетается с общественным. Сначала (у К. Рылеева и Баратынского) в русской литературе доминирует иронически-комическое отношение к теме, причем речь идет не о мужской, а о женской мастурбации.

Затем, у В.Г. Белинского, М.А.. Бакунина, Н.А. Добролюбова, Л.Н.Толстого тема собственной мастурбации приобретает серьезное, порой трагическое звучание.

В переписке Белинского с Бакуниным молодые люди буквально соревнуются в постыдных саморазоблачениях. Стоило Бакунину признаться, что в юности он занимался онанизмом, как Белинский признается, что он еще более грешен: "Я начал тогда, когда ты кончил Ч 19-ти лет... Сначала я прибег к этому способу наслаждения вследствие робости с женщинами и неумения успевать в них; продолжал же уже потому, что начал. Бывало в воображении рисуются сладострастные картины Ч голова и грудь болят, во всем теле жар и дрожь лихорадочная: иногда удержусь, а иногда окончу гадкую мечту еще гадчайшей действительностью". (Письмо Белинского М.А. Бакунину от 15-20 ноября 1837 г. Цит. по: В. Сажин. "Рука победителя. Выбранные места из переписки В. Белинского и М. Бакунина". Литературное обозрение, 1991, = 11, с. 39).

Подобно сегодняшним подросткам, Добролюбов очень озабочен тем, чтобы его собственный "порок" разделял кто-то из великих людей, что он не один такой. В то же время ему безумно страшно: "Рассказывают, наверное, что Фон-Визин и Гоголь были преданы онанизму, и этому обстоятельству приписывают даже душевное расстройство Гоголя". (Н.А. Добролюбов. "Закулисные тайны русской литературы и жизни ". Собрание сочинений, т. 8, стр. 466).