Большинство мужчин испытывают сексуальное влечение к женщинам, а большинство женщин - к мужчинам. Многим людям это кажется всего лишь естественным порядком вещей - нормальным проявлением биологического инстинкта, усиленного за счет влияния образования, религии и закона.
Тем не менее, значимое меньшинство мужчин и женщин - но оценкам, от 1 до 5% - испытывают влечение исключительно к представителям своего собственного пола. Многих других в различной степени привлекают как мужчины, так и женщины.
Как следует понимать такое разнообразие сексуальных ориентаций? От чего зависит сексуальная ориентация - от наличия генетических или физиологических отклонений, от сложных обстоятельств личной биографии человека или от каких-либо сочетаний этих факторов? Может ли человек сознательно выбрать сексуальную ориентацию или она имеет характер компульсии?
По-видимому, столь сложную и вариабельную характеристику, как сексуальная ориентация, невозможно объяснить влиянием какого-либо одного фактора. Но последние лабораторные исследования, в том числе наши собственные, свидетельствуют о существенной роли генов и процессов развития головного мозга. Нам пока неизвестно, какова эта роль. Возможно, что гены оказывают влияние на половую дифференцировку головного мозга и его взаимодействие с внешним миром, таким образом внося дополнительное разнообразие в и без того широкий диапазон его реакций на сексуальные стимулы.
Поиск биологических корней сексуальной ориентации идет в двух основных направлениях. Первое из них базируется на результатах наблюдений, сделанных в ходе другой научной "охоты" - поиска физиологических различий между мужским и женским мозгом. Как мы увидим, между "гомосексуальным" и "гетеросексуальным" мозгом можно провести различия аналогичным образом, что весьма любопытно. Другой подход состоит в том, чтобы выявить соответствующие гены посредством изучения закономерностей появления гомосексуальности в семьях и с помощью непосредственного анализа наследственного материала, то есть ДНК.
Исследователи уже давно изучают человеческий мозг в поисках каких-либо отличительных признаков наиболее очевидных классов, на которые делятся все люди, - мужчин и женщин. Оказалось, что доказать существование такой половой дифференциации структуры мозга, или полового диморфизма, чрезвычайно трудно. В среднем мозг мужчины имеет несколько большие размеры, соответствующие большим размерам мужского тела; однако при обычном исследовании другие явные различия между полами не обнаруживаются. Даже под микроскопом строение мужского и женского мозга кажется весьма сходным. Неудивительно, что первые значимые наблюдения, свидетельствующие о половом диморфизме, были сделаны на лабораторных животных.
Особое значение имеет исследование, проведенное Роджером А. Горски на крысах в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. В 1978 году Горски исследовал гипоталамус крысы, то есть часть головного мозга, находящуюся вблизи его ствола и участвующую в регулировании инстинктивного поведения и метаболизма. Он обнаружил, что одна группа клеток в передней части гипоталамуса у самцов крыс в несколько раз больше, чем у самок. Несмотря на малые размеры этой группы клеток - менее миллиметра в диаметре даже у самцов, - половые различия хорошо видны на соответствующим образом окрашенных срезах ткани, даже без помощи микроскопа.
Открытие Горски вызвало особый интерес, поскольку эта группа клеток находится в той части гипоталамуса, которая называется медиальной преоптической областью и связана с регулированием сексуального поведения - в частности, тех форм поведения, которые типичны для самцов. Например, самцы обезьян, у которых повреждена медиальная предоптическая область, проявляют полное сексуальное безразличие к самкам, а в результате электростимуляции этой области неактивный самец обезьяны может приблизиться к самке и попытаться покрыть ее. Однако следует сказать, что у обезьян пока не обнаружена группа клеток с проявлениями полового диморфизма, аналогичная найденной у крыс.
Неизвестно также, какие именно функции выполняет группа полодиморфических клеток, обнаруженная у крыс. Однако Горски и его коллеги в результате своего исследования выяснили, что андрогены - типичные мужские гормоны - играют решающую роль в возникновении диморфизма в процессе развития мозга. Нейроны этой группы клеток содержат множество рецепторов половых гормонов - как андрогенов, главным представителем которых является тестостерон, так и женских гормонов, которые называются эстрогенами. Хотя в медиальной преоптической области эмбрионов крыс мужского и женского пола первоначально имеется приблизительно одинаковое количество нейронов, яички эмбриона мужского пола примерно к моменту рождения начинают выделять тестостерон, который оказывает стабилизирующее влияние на популяцию нейронов. У эмбрионов женского пола тестостерон не выделяется, и многие нейроны из этой группы клеток погибают, в результате чего данная клеточная структура у самок обычно имеет меньшие размеры. Интересно отметить, что нейроны медиальной преоптической области сензитивны к андрогенам только в течение нескольких дней до и после рождения; после кастрации взрослого самца крысы отсутствие андрогенов в его организме не приводит к гибели этих нейронов.
Горски и его коллеги из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), в частности его ученица Лора С. Аллен, также обнаружили полодиморфические структуры в человеческом головном мозге. Группа клеток, которая находится в медиальной преоптической области гипоталамуса и называется INAH3 (третье промежуточное ядро переднего гипоталамуса), у мужчин имеет примерно в 3 раза большие размеры, чем у женщин. (Однако следует отметить, что размеры этой группы существенно варьируют даже у представителей одного пола.)
В 1990 году один исследователь из нашей группы (Левэй) решил проверить, зависят ли размеры INAH3 или какой-нибудь другой группы клеток из медиальной преоптической области от сексуальной ориентации так же, как они зависят от пола. Такая гипотеза казалась довольно смелой, поскольку преобладает мнение, что сексуальная ориентация - это аспект личности, который относится к "высшему уровню" и формируется под влиянием среды и культуры. Считается, что информация, поступающая из этих "высоких" источников, обрабатывается в основном в коре головного мозга, а не в "низших" центрах наподобие гипоталамуса.
Левэй исследовал образцы гипоталамуса, взятые при вскрытии тел 19 гомосексуальных мужчин, умерших от осложнений СПИДа, и 16 гетеросексуальных мужчин, из которых 6 также умерли от СПИДа. (На самом деле сексуальная ориентация тех мужчин, причины смерти которых не были связаны со СПИДом, не была выяснена. Но если предположить, что для этой группы справедлив тот же закон распределения, что и для генеральной совокупности, то, по-видимому, среди них было не более одного-двух гомосексуалов. Левэй также изучил образцы, взятые при аутопсии шести женщин, сексуальная ориентация которых была неизвестна.
После кодирования препаратов, проведенного с целью исключения субъективной предвзятости, Левэй разрезал каждый гипоталамус на пронумерованные тонкие слои, окрасил их, чтобы пометить группы нервных клеток, и под микроскопом измерил площади их поперечных сечений. Имея данные о площади поперечного сечения и толщине каждого слоя, он легко смог вычислить объем каждой группы клеток. Левэй исследовал не только обнаруженное Аллен и Горски полодиморфическое ядро INAH3, но и еще три близлежащие группы клеток - INAH1, INAH2 и INAH4.
Так же как Аллен и Горски, Левэй обнаружил, что у мужчин размеры INAH3 более чем в 2 раза превышают его размеры у женщин. Но, кроме того, оказалось, что у гетеросексуальных мужчин размеры INAH3 также в 2-3 раза больше, чем у гомосексуальных мужчин. У некоторых гомосексуальных мужчин эта группа клеток полностью отсутствовала. Статистический анализ показал, что вероятность получения такого результата за счет случайности равна примерно 0,1%. Между объемами INAH3 у гомосексуальных мужчин и у женщин фактически не было обнаружено значимых различий. Таким образом, данное исследование свидетельствовало о существовании диморфизма, связанного с сексуальной ориентацией мужчин и выраженного почти в такой же степени, как диморфизм, связанный с полом.
В подобном исследовании чрезвычайно важно решить вопрос о том, действительно ли наблюдавшиеся структурные различия были вызваны интересующей исследователей переменной, а не какой-нибудь другой причиной. Наиболее вероятной другой причиной казался СПИД. Сам вирус СПИДа, а также другие инфекции, с которыми не справляется ослабленная иммунная система, могут вызывать серьезные повреждения клеток мозга. Может быть, именно поэтому у гомосексуальных мужчин, которые все умерли от СПИДа, INAH3 имели меньшие размеры?
Однако несколько фактов свидетельствуют о том, что это не так. Во-первых, у гетеросексуальных мужчин, умерших от СПИДа и по другим причинам, не было различий между объемами INAH3. Во-вторых, истории болезни жертв СПИДа, имевших уменьшенные INAH3, не отличались от историй болезни жертв СПИДа, у которых INAH3 имели большие размеры; например, длительность их болезни до момента смерти не была больше. В-третьих, оказалось, что у жертв СПИДа остальные три группы клеток из медиальной преоптической области - INAH1, INAH2 и INAH4 - не были уменьшены в размере. Если бы эта болезнь оказывала неспецифическое деструктивное влияние, то следовало бы ожидать другого результата.