Обучение айки-дзюцу было строго кодифицировано и строилось по «кустовому методу». В основе такого «куста» лежал простейший приём —фактически базовый принцип, который более усложнялся. Ценилась не только прикладная значимость приёма, но и его красота, изящество, даже замысловатость. Базовые приёмы неимоверно разрастались, переходя в чисто показные элементы. Уэсиба в таком будо нашел именно то, что его волновало: и красивую технику, и философские рассуждения о гармонии в мире, и методы управления «ки». Чисто боевые аспекты дзю-дзюцу теперь его мало интересовали.
В 1916 г., в возрасте 33 лет Уэсиба покидает школу айки-дзюцу с дипломом от мастера Такэды Сокаку и, возвратившись в Вакаяму, встречает своего будущего духовного наставника, синтоиста Дэгути Онисабуро, лидера секты Омото-кё. Встреча с ним предрешила всю дальнейшею жизнь будущего создателя айкидо. Уэсиба уже подошел к той грани, когда чисто боевые аспекты будо перестали удовлетворять его. Он искал истину, стремился заглянуть в самую суть человека — война. Уэсиба не раз слышал истории о великих самураях, которые, достигнув уникального мастерства, удалялись от людей в горы и там достигали просветления.
Морихей чувствовал, что что-то начало приоткрываться во время его обучения айки-дзюцу у Такэды Сокаку. Сам принцип достижения гармонии «ки» в процессе отработки приёмов был ему близок и понятен и понимал, что это его путь. Но безусловная коммерциализация школы мешала ему. Его душе требовался настоящий учитель, духовный, передающий Истину, а не приёмы.
О существовании Дэгути Онисабуро, Уэсибе поведал один из его товарищей. В то время Онисабуро только начал преподавание в горном местности Аябэ, вблизи от города Киото. Он проповедовал некое «Учение о Великой основе» — Омото-кё, которое немногим отличалось от классического синтоизма. Вместе со своим новым учителем и ещё несколькими последователями, Уэсиба проводит в Аябэ в медитациях и духовных беседах около четырёх лет.
Дэгути учил, что ответ воина должен быть всегда пропорционален нападению. В древности самурай мог убить такого же, как он, самурая за небрежный кивок, за неправильно вложенный в ножны меч, а простолюдин вообще мог лишиться головы без всякой причины. Дэгути Онисабуро же привил Уэсибе другой подход: сопротивление злу должно быть адекватным нападению. Эта мысль и стала основной в идеологии айкидо.
В 1922 г. Морихей объявляет об открытии собственной школы, которую он тогда ещё традиционно именовал айки-бу-дзюцу. Для этого, по существующей традиции, он получил разрешение у своего наставника Такэды Сокаку. Но без ведома последнего, начал трансформацию технического арсенала Дайто-рю, что в свою очередь, конечно же являлось нарушением неписаного кодекса чести. Весь арсенал будущего айкидо был направлен именно на защиту, а не нападение; практически все приёмы можно было применить лишь тогда, когда противник напал первым. Удары рассматривались лишь в качестве вспомогательных элементов. А после бросков обычно следовал залом руки в лучезапястном, локтевом или плечевом суставах. В результате чего противник не мог продолжать бой, но никакой травмы при этом не получал. Так, постепенно начал прослеживаться принцип гуманности в айкидо.
Находясь под контролем своего духовного отца, Уэсиба в 1934 г, вместе с Дэгути отправляется в Маньчжурию с целью создания там отделения секты Омото-кё. Миссионеры развернули весьма активную деятельность, но несмотря на их старания и, в связи со сложившейся политической обстановкой на территории Маньчжурии, они были вынуждены в скором времени вернуться в Японию. Лично для Морихея это путешествие открыли новый этап в его организационной деятельности, и он попадает в высшие военные и правительственные круги. Тем самым ему открылся путь вверх по иерархической лестнице государственных структур. И Уэсиба смог воспользоваться уникальной возможностью для пропаганды своих религиозных идей и собственной боевой системы.
В 1939 г. Уэсиба открывает первую официальную школу айкидо. Располагалась она при небольшом синтоистском храме Ивами, который в наше время превратился в религиозный, духовный и боевой центр айкидо. А спустя два года резко расширяет самостоятельное преподавание боевых искусств и меняет традиционное название айки-будо на айкидо. Обретя, после смерти своего учителя Такэды полную самостоятельность, Уэсиба пользовался огромной популярностью среди мастеров боевых искусств, полиции и армии. Но постепенно такие занятия перестали его удовлетворять и, оставив преподавание в военных и полицейских организациях, Уэсиба занялся только своими учениками и религиозной практикой.
Находясь в постоянных духовных поисках, Уэсибу периодически посещает сатори (просветление). Из религиозной практики синтоистов видно, что далеко не всегда пришедшее озарение бывает окончательным. Оно могло оказаться и одномоментным, но опыт этого переживания сохраняется на всю жизнь. Либо как в случае с основателем айкидо, возникать неоднократно и с возрастающей силой. В частности Морихею Уэсибе по его словам, посчастливилось пережить такой мистический опыт трижды. После одного из такого сатори, Уэсиба добровольно вместе с небольшой группой близких учеников, удаляется в горы и селится в маленькой деревушке префектуры Ибараки. Где проводят несколько лет в тренировках, медитациях, сложных ритуалах общениях с духами и длительных церемониалах. Можно сказать, айкидо в ту пору, существовало только в качестве закрытой мистической секты.
Из своего добровольного заточения в горах Уэсиба выходит лишь после окончания второй мировой войны, переселяясь с ближайшими учениками в Токио. Он решает, что его цель объяснить людям духовную истину айкидо, причем не, только японцам, но и всему миру. Уэсиба ощущает себя проповедником, духовным наставником, который посредством боевых искусств учит людей гармонии и разъясняет им суетность этого мира.
В том айкидо, которое создавал Уэсиба, существовало немало ритуалов поклонения духам, сложных синтоистских обрядов и мистерий. Но основатель айкидо прекрасно понимал, что чисто духовная, полузакрытая сектантская проповедь уже не устроит современных японцев, всё больше контактирующих с западной цивилизацией. И Уэсиба создаёт первый массовый клуб айкидо, который открывает свои двери для всех желающих. А вскоре, в 1948 г., создаёт и ассоциацию Айкикай. Наибольший рост популярности айкидо пришелся на 50-60-е гг. В июле многие высшие награды японского фестиваля боевых искусств завоевали представители не каратэ, как ожидали многие, а айкидо. Открылось много университетских клубов, принявших тысячи студентов и простых слушателей.
Сам Уэсиба держался особняком от мирских дел, и фактическое руководство доверил своему сыну Кисэмару Уэсибе. Единственное, чего требовал Морихей, — сохранения строгой иерархии и соподчинения, что в принципе сохраняется и до сих пор. Во всём мире официальные национальные организации айкидо существуют исключительно как филиалы Айкикая и создаются с его согласия. Остальные, либо считаются «неофициальными» и стоящими вне истинной традиции айкидо, либо являются создателями собственных стилей, но с разрешения Айкикая.
Последний период своей жизни Уэсиба провел, в префектуре Ибараки, где им был построен синтоистский храм айки. И где со слов своих учеников, в конце жизни Уэсиба активно общался с духами, считая, что они принимают участие в создании айкидо. Основатель айкидо ушел из жизни 26 апреля 1969 г., но его последователи считают, что он превратился в одного из духов — хранителей или по другому, ками.
Итак, несложно сделать вывод: Уэсиба основал не столько школу боевых искусств, сколько религиозную секту, а точнее — продолжил традицию Омото-кё. Не случайно его ученики вспоминают, что все лекции Уэсиба базировались на классических текстах Омото-кё. Сам же его образ как носителя «Истинного будо» канонизировался еще при жизни. И Морихей Уэсиба превратился в живое воплощение айкидо, точнее — его мистического аспекта.
Глава 2. Религиозный фактор формирования айкидо
Для понимания существенных черт становления айкидо и его основополагающих принципов нельзя отбрасывать в сторону религиозные воззрения Морихея Уэсибы. На сегодняшний день, по наличию и глубине религиозности с айкидо из всего обширного семейства бу-дзюцу (боевые искусства) может сравниться, пожалуй, только Сёриндзи-кэмпо. Но если в официальных государственных органах Японии Сёриндзи-кэмпо зарегистрировано как религиозная организация, то айкидо Айкикай всё же состоит в статусе школы боевого искусства. Имея такой статус, среди последователей айкидо и его противников сегодня возникает немало споров и дискуссий относительно истинной сущности и боевой эффективности айкидо. И та и другая сторона приводит немало убедительных доводов в свою пользу, но редко кто из них упоминает, а то и понимает религиозную составляющую айкидо. В этой главе мы рассмотрим религиозный фактор, участвующий в формировании айкидо. Из исследования биографии Морихея Уэсибы, можно выявить три основных момента, которые оказали влияние на его характер, религиозные убеждения и как следствие созданную им систему единоборств — айкидо.
Во-первых, стоит учесть личный жизненный опыт основателя айкидо. Сюда можно отнести его воспитание в традиционной самурайской семье и соответственно уже родители Морихея заложили в него первые зачатки религиозности. Далее, начиная с шести лет, Уэсиба проходил обучение в средней школе открытой при синтоистском храме, где одним из главных предметов было изучение трудов Конфуция. Чуть позже и не без инициативы своего отца, Морихей заинтересовался школой буддизма Сингон (истинных слов). ? в своей книге об основателе айкидо пишет, по этому поводу: «Он был буквально очарован изысканными ритуалами, мистическими псалмами, экспериментами, связанными с вызыванием зрительных образов, а также методикой медитации эзотерического буддизма школы Сингон»1.