«Постигай путь в тренировках».Физическая форма техник айкидо не является чем-то особенным. Основатель айкидо изучал много различных видов боевых искусств, и включил разнообразные техники в свою систему. Многие из этих движений есть и в боевых искусствах западного мира, таких как борьба и фехтование. Но в отличие от западных единоборств техники айкидо - это средства, используемые, чтобы достигнуть более высокого уровня роста не только на физическом уровне, но и на духовном. Морихей Уэсиба часто говорил своим ученикам: «Техники айкидо изменяются постоянно; каждое столкновение уникально, и соответствующий ответ должен появляться естественно. Сегодняшние техники завтра будут другими. Не становитесь заложниками формы и внешнего вида. В конечном счете, Вы должны забыть о технике» 30.
Технический арсенал айкидо — это средства преобразования человека идущего по пути «айки», с четырьмя аспектами: образовательным, историческим, практическим и философским. Техники держатся на девяти столпах, которые в книге ? интерпретируются как девять философских врат мудрости.
1) «Сихо» — универсальность. Буквально «сихо» означает четыре направления. В классическом айкидо, практика начинается с упражнения сихо-гири, на русский язык его можно перевести как «рубящий удар в четырех направлениях», символизирующий четыре благодарности, четыре добродетели и четыре вызова судьбы. «Сихо» также означает взгляд на мир во всех его аспектах, рассматривать вещи со всех точек зрения и быть в состоянии переместиться в любом направлении по мере необходимости.
2) «Ирими» — вход и слияние. Типичный ответ на нападение в айкидо — это не отступление и не отражение агрессии, а движение прямо навстречу атаке: «Когда противник приближается, шагните вперед и приветствуйте его»"31. Иногда айкидока разворачивается лицом в том же направлении, что и нападающий, и оказываемся настолько близко к нему, что трудно отличить атакующего от защищающегося. Таким образом, согласно этому принципу лучший способ разобраться с оппозицией - пойти прямо к ее источнику, и затем слиться с ним, делая дальнейшую агрессию невозможной.
3) «Кайтен» — открывание и поворот. Противовесом «ирими» служит техника «кайтен», которая позволяет айкидоки избежать прямого нападения, он открывается в сторону и затем перенаправляет атаку на агрессора. Понятие «открывания» является центральным в айкидо. Оно подразумевает быть открытым для любой возможности, быть непредубежденным и чистосердечным. Морихей Уэсиба говорил по этому поводу: «Каждый из нас должен открыть свой собственный путь, открыть свою собственную дверь к истине. Вселенная как открытая книга, которая может быть прочитана, и мы должны видеть мир таким, какой он есть на самом деле» 32. Слово вселенная здесь буквально означает «один поворот», вселенная поворачивает все вокруг и внутри человека — он, в фундаментальном смысле, центр мира. Поэтому часто встречаемое выражение в додзё «перевернуть жизнь», с целью сделать ее лучше, совпадает с другим важным аспектом кайтен: «Секрет движений кайтен в вашем уме, а не в теле» 33.
4) «Кокью» — сила дыхания и своевременность. Для истинного последователя айкидо дыхание ассоциируется с жизнью, и затрудненное дыхание —обычно считается признаком перенапряжения, болезни или страха. В айкидо есть много упражнений, которые учат, как сделать дыхание глубоким и мощным, настраиваясь на всеохватывающее дыхание вселенной: «Все на небесах и земле дышит. Дыхание - это нить, которая связывает создания вместе. Когда начинают ощущаться бесчисленные изменения в дыхании вселенной, рождаются индивидуальные техники айкидо» 34. Многие из учеников Уэсибы замечали, что они могли выполнять технику достаточно хорошо, когда основатель айкидо был с ними в додзё, но как только он уходил, у них возникали трудности. Морихей объяснял так: «…это происходит потому что, когда я присутствую, я объединяю наше кокью, и мы действуем как единое целое» 35. Другое значение «кокью» или своевременность. Это подразумевает понимание ритмов жизни и соответствие окружающей среде и обстоятельствам.
5) «Осае» — самообладание и контроль ситуации. Техники айкидо включают множество удержаний и болевых приемов, используемых для контроля нападения. Основное назначение таких приемов и удержаний в том, что нужно «крепко удерживать хватку», и начать управлять ситуацией прежде, чем она выйдет из-под контроля, то есть пресекать конфликт до его начала. Как говорил основатель айкидо: «Позаботьтесь о вещах прежде, чем они появятся: поддерживайте мир и порядок, чтобы подавить хаос» 36.
6) «Усиро» — контакт с неизвестным. Айкидо в отличие от других западных и восточных систем единоборств очень много уделяет внимания защите от нападения сзади. Это способствует развитию шестого чувства, которое осознает агрессию прежде, чем она проявится. В повседневной жизни для айкидоки это превращается в идею "ожидания неожиданного", особенно от тех людей, которые стараются ударить в спину.
7) «Тенти» — надежное положение между небом и землей. Исходя из учения Уэсибы, наша вселенная состоит из небес (пустота), земли (форма) и людей (комбинация обоих элементов). Жизни людей разворачиваются в сочетании с движениями небес и земли, поэтому они должны стараться поддерживать равновесие между этими двумя полярностями: «Всегда старайтесь оставаться в единении с небесами и землей; тогда вселенная проявится в своем истинном свете. Если Вы будете чувствовать истинную форму небес и земли, то Вы обретете просветление собственной истинной форме» 37.
8) «Айки-кэн и айки-дзё» — меч решимости и шест интуиции. Техники айкидо определяются прямыми и истинными движениями меча. Чтобы быть успешным также и в жизни, айкидоки должны действовать решительно, целеустремленно и честно. Однако любой человек также нуждается в хорошей интуиции, чтобы знать, когда избежать нападения. Для этого айкидокам предписывается быть в постоянном состоянии «гибкости». То есть так, как это делает меч или шест в айкидо, плавно перемещается вверх и вниз, направо и налево, в зависимости от обстоятельств.
9) «Укеми» — семь раз вниз, восемь раз вверх. Одна из первых вещей, которую изучают в айкидо - это самостраховка или в переводе на японский язык —«укеми». Самостраховка позволяет айкидоки выполнять безопасное падение и вновь оказаться на ногах. В философском аспекте «укеми» можно сравнить с возникающими в жизни любого человека превратностями судьбы, сбивающих его с ног сокрушительными ударами, но задача айкидоки подняться вновь. Укеми также можно интерпретировать как «приходить в норму после ошибки» или посчитать своего рода «уничижением», упражнением в смирении, самоопределении и безопасности - которые указывают на то, что человек не слишком горд, чтобы быть брошенным, и что он настроен, подняться снова и снова.
Подведём итог: проанализировав, основные религиозно-философские концепции, мы увидели, что в принципах сформулированных Уэсибой явно прослеживается влияние учения синтоистской секты Омото-кё в лице её основоположника Дэгути Онисабуро. Основой этих принципов, является проявление гуманности ко всем людям и окружающей среде, причем это видно как в самих принципах, так и в техническом арсенале айкидо. И, как в любой философской системе айкидо, определено рядом нравственно-этических правил, одним из которых, является постоянное личное самосовершенствование айкидоки.
Заключение
В проделанной работе нам удалось решить все поставленные задачи. Мы рассмотрели историю возникновения и развития айкидо. Нам удалось выяснить, что для создания своего искусства, Морихей Уэсиба воспользовался знаниями, полученными им в различных школах и самостоятельно прошел путь от агрессивного война до миролюбивого философа. Мы выяснили, что в основу технического арсенала айкидо легла техника Дайто-рю айки-дзюцу. Значительно отличающаяся своей жесткостью, но в тоже время давшая Уэсибе идею о достижении гармонии мира и равновесия через боевые искусства. Из исследования видно, что в айкидо, которое создал Уэсиба, существует немало ритуалов поклонения духам и сложных синтоистских обрядов чуждых для европейского человека. Но при всём этом, он сумел провести айкидо в массы, и добиться его признания и значительной популярности в мире. Сам же образ Морихея как носителя «Истинного будо» канонизировался еще при жизни, и почитается многими айкидокам и адептами Омото-кё как один из духов — хранителей или по другому, ками.
Также нам удалось выяснить, что главной отличительной особенностью айкидо, является присутствие религиозного фактора. Уэсиба соединил в своем учении два, казалось бы, несовместимые понятия: одно из которых — боевое искусство, а другое — религия. Исследование показало, что на формировании айкидо оказало влияние личная религиозность Морихея Уэсибы. Сюда можно отнести его воспитание в традиционном самурайском духе, частью которого было обязательное приобщение ребёнка к «духовным истинам». Обучение основателя айкидо в буддистской школе Сингон и Дайто-рю айки-дзюцу, давших Уэсибе важные опыт и знания в освоении концепции «ки». А также полученные им идеи, идущие от основателя и главы секты Омото-кё, Дэгути Онисабуро.
В работе нам удалось проанализировать основные религиозно-философские концепции айкидо. Анализ показал, что в принципах сформулированных Уэсибой явно прослеживается влияние учения синтоистской секты Омото-кё. Основой этих принципов, является проявление гуманности ко всем людям и окружающей среде, причем это видно как в самих принципах, так и в техническом арсенале айкидо. Также одним из важных аспектов в айкидо, является постоянное саморазвитие его последователями личных моральных качеств и собственных нравственных устоев.
Вследствие проведённого исследования, можно утверждать, что Уэсиба основал не столько школу боевых искусств, сколько религиозную секту, а точнее — продолжил традицию Омото-кё. Айкидо времен Уэсибы держалось, прежде всего, на религиозном опыте одного человека. Он именно переживал айкидо и смотрел на его приемы как на религиозное священнодействие; при этом истинный смысл движений был как бы скрытым, потаенным и открывался лишь во внутренней мистической реальности. И как истинный О-сэнсей (Великий учитель) Морихей Уэсиба не только пережил этот религиозный опыт сам, но сумел его передать своим ученикам.